26.12.14

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку перейти на зимнюю одежду?

Специалист в области аутизма отвечает на вопрос, как помочь ребенку с аутизмом приспособиться к зиме

Источник: Autism Speaks
Перевод: Виктор Илюхин

 

snow-angel

 

Каждый год холода вызывают две трудности у нашего сына, подростка-аутиста: переход на теплую и более тяжелую одежду и понимание того, чем же опасна зимняя погода. Когда он видит снег, он сразу хочет выбежать на улицу. Что посоветуете?

Ответ дает психолог Стефани Вебэр из Центра расстройств аутистического спектра Кэлли О’Леари при детской больнице в Цинциннати.

В этом году во многих частях страны быстро похолодало. Это может усилить описанные вами проблемы, которые знакомы многим семьям, не понаслышке знающим об аутизме.

Давайте начнем с первого вопроса. Изменение погоды и переход на более плотную, тяжелую одежду обычно вызывает сложности у людей с повышенной сенсорной чувствительностью. Ваш сын, скорее всего, предпочитает более легкий контакт кожи с летней одеждой. Так что, во-первых, уберите летнюю одежду из его поля зрения. Это может помочь. Если ваш сын спросит, куда пропали эти вещи, попробуйте просто ответить: «Они не понадобятся, пока погода не станет теплее».

Ищем мотивацию

Дальше мы хотим помочь вашему сыну надевать куртку и не снимать ее раньше времени. Давайте начнем с того, что определим вознаграждение, приятный бонус, чтобы его поощрить. Зимой он, наверное, любит смотреть рождественские мультики или лакомиться карамелью. Вы можете награждать его этими бонусами после каждого небольшого успеха. Либо вы можете использовать доску для жетонов или стикеров, и он получит свою награду, когда соберет достаточно «баллов». Вы знаете своего сына, так что вам проще соразмерить, какого объема наград будет достаточно, чтобы мотивировать его.

Укрощая куртку

Теперь вы готовы помочь сыну «поупражняться» с курткой. Таймер поможет ему каждый раз не снимать куртку чуть дольше, постепенно увеличивая интервал. Таймер может издавать звук, звенеть или пищать, можно использовать и таймер, показывающий цифры без звука. В зависимости от уровня сопротивления сына вы можете начать с самых коротких периодов в куртке — например, 5 секунд. Далее можно продлевать интервал на 5-10 секунд после каждого успеха. По вашему усмотрению, можете попробовать увеличить интервал на 15-30 секунд, если за этим следует успех.

Если надеть всю куртку целиком — это слишком, то попробуйте сначала на 5 секунд просто запустить одну руку в рукав. Затем постепенно дойдите до надевания всей куртки на 5 секунд и только потом повышайте интервал пребывания в куртке целиком.

Важно начинать, когда ваш ребенок готов. Продолжайте развивать каждый его успех, используя позитивное поощрение, будь то стикеры, карамельки или короткие просмотры мультиков.

Привыкая к новому распорядку жизни

Конечно, ваша конечная цель — это приучить вашего ребенка надевать куртку перед выходом на улицу зимой. Возможно, это должно стать рутинной частью его подготовки к выходу из дома в школу. Как и в случае с другими изменениями в режиме, лучше начинать их с заблаговременных «предупреждений», после чего снова и снова повторять новые необходимые шаги.

Я думаю, что это верно для любой существенной перемены — будь то переход в другую школу или надевание зимней куртки. Поэтому по возможности я всегда советую родителям закладывать время на отдельную практику шагов, соответствующих новым ожиданиям. Для некоторых детей лучше начинать готовиться к переменам заранее: за несколько дней или недель. Вы можете попробовать за неделю или за несколько дней до нужного срока говорить о предстоящих изменениях со своим сыном.

В любом случае, я предлагаю объяснить причину для этих изменений в простых выражениях. Например: «На улице холодно. Мы должны надевать куртки» или «Шорты мы больше не носим, время носить длинные штаны».

Если ваш ребенок может читать, вы можете написать эти напоминания и развесить в доме.
Многие аутисты лучше реагируют на визуальные вспомогательные средства. По моему опыту, это относится даже к тем из них, кто обладает превосходным восприятием языка (хорошо понимает то, что говорят другие). Так что если вы записываете свои ожидания и/или иллюстрируете их с помощью изображений, то это делает их конкретными для человека с аутизмом.

Создание визуального расписания

Итак, как только ваш сын достиг успеха в надевании куртки и в том, чтобы носить ее и не снимать, подумайте о новом шаге, который можно добавить в его письменное или визуальное расписание. В примере ниже мы добавили картинку с фразой «надеваем куртку» между картинками «надеваем ботинки» и «идем в школу».

visual_schedule_coat

Это может показаться излишним, если ваш сын уже умеет собираться в школу. Но, я думаю, обращение к пошаговой инструкции — пусть временное — помогает ребенку или взрослому с аутизмом приспособиться к такому серьезному изменению, как переход на зимнюю одежду. Используйте подобную визуальную поддержку столько, сколько потребуется. Затем постепенно уберите обращение к ней из распорядка дня вашего сына.

Проговаривайте мантру

Другая стратегия, которую я обычно использую, чтобы помочь детям справиться с переменой в их ежедневном распорядке — это «мантра», которую повторяют родители и другие члены семьи. В данном случае она может состоять из двух коротких фраз, например: «Погода холодная. Мы носим куртки на улице». Постоянное повторение этих фраз может помочь вашему сыну не только понять, чего вы от него хотите, но и свяжет в его представлении куртку с защитой от холода.

Основываясь на этом методе, многие терапевты используют также так называемые социальные истории, чтобы помочь людям с аутизмом лучше понимать, чего от них ждут и почему. В данном случае вы можете сфотографировать куртку Вашего сына и другие теплые вещи. Также сделайте фото улицы (снаружи дома). Затем напишите короткие предложения (в зависимости от уровня понимания вашего сына), которые проясняют порядок действий в этой истории. Например:

social-story-coat

Вы можете добавить награду к этой истории, например: «Сначала я надеваю мои зимние вещи, а потом получаю дополнительное время для игры!» (Фото любимого занятия/ любимой игрушки)

Объяснение опасностей холодной погоды

Советы о том, как помочь вашему сыну понять опасность холода, зависят от его уровня развития. Одним детям поможет, если вы придумаете или прочитаете им историю, описывающую экстремально холодную погоду, и как люди ищут, где укрыться от мороза.

Для других, упор на «понимании» не подходит или не полезен. В таких случаях лучше всего концентрироваться на задачах и наградах или последствиях. Например, вы хотите, чтобы ему было ясно — выходить на улицу без куртки нельзя. Если он играет во дворе и снимает куртку, Вы должны немедленно проводить его обратно в дом и не выпускать, пока он не наденет куртку. Мантра и визуальные напоминания, описанные выше, могут помочь вам действовать просто и прямолинейно.

Потребность гулять на улице

Многие дети, которые любят проводить время на свежем воздухе, испытывают трудности, когда из-за холодной погоды должны оставаться в помещении большую часть времени. Если для вашего сына это так, то попробуйте чередовать сравнительно короткие периоды игры во дворе с «отогревающими» перерывами в доме. Например, вы можете использовать визуализированное расписание, чтобы дать сыну понять: он может 10 минут играть на воздухе, затем должен на 10 минут зайти домой, внутрь, перед тем как снова выйти на 10 минут на улицу.

Я рекомендую добавить какое-либо поощрение, чтобы скрасить переход от более приятного времяпрепровождение снаружи к менее приятному внутри. Например, начинайте переход к пребыванию в помещении с чего-то такого, что любит ваш сын. Лучше если это будет короткая игра с вами, нежели, например, умывание или уроки.

Думать заранее о том, что будет через год

Также не забудьте сделать пометку в календаре следующего года — до примерного наступления холодов, чтобы не забыть заранее подготовить сына к приходу более тяжелой одежды.

Спасибо Виктору Илюхину за перевод.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».