08.11.14

Записки аутиста. В защиту стереотипий

Взрослая женщина с аутизмом о том, почему иногда приходится выбирать между «сидеть красиво» и делением в столбик

Источник: Musings of an Aspie

 

stimpower

 

Спасибо Дэниелу Канеману за увлекательную книгу «Думать быстро и медленно», благодаря которой я впервые узнала об «истощении эго». Этот термин, придуманный Ройем Баумейстером, означает, что наш запас сил, которые можно потратить на самоконтроль и мыслительные задачи, ограничен. Если мы направим нашу энергию на борьбу с искушением, то наша способность решать математические задачи или пробежать еще один круг по стадиону уменьшиться.

Баумейстер провел несколько ключевых экспериментов, которые доказывают связь между самоконтролем и желанием решать сложные мыслительные задачи. Он обнаружил, что если люди сопротивляются желанию попробовать шоколадное печение и конфеты, то они быстрее бросают решать сложные головоломки, чем те, кому разрешили угощаться сладким.

Вы можете спросить, какая же тут связь с аутизмом? Огромная.

Баумейстер проверял поведение, связанное с исполнительной функцией. Так называется способность мозга регулировать мышление, внимание и другие познавательные процессы. Исполнительная функция включает планирование действий, решение задач, рабочую память, внимание, инициацию, поддержание и прекращение действия. Последний пункт особенно важен — именно он связан с самоконтролем.

Все те задания, которые Баумейстер поручал участникам исследований, требовали дополнительных ресурсов исполнительной функции мозга. А нарушения исполнительной функции — это базовая особенность мозга при аутизме.

Что важнее: «руки на коленях» или деление столбиком?

Многие терапевты, педагоги и другие специалисты убеждены, что прежде чем ребенок сможет чему-то учиться, необходимо избавиться от любых стимов [стереотепий, однообразных движений без какой-либо цели]. Их логика сводится к тому, что стимы отвлекают ребенка и мешают ему сосредоточиться на информации или задании. Для того, чтобы ребенок смог сосредоточиться, они требуют, чтобы он держал «руки на коленях» или «руки на столе» и «сидел красиво», то есть не двигался. Многие взрослые аутисты и некоторые родители выступали против идеи о подавлении стимов ради предполагаемой пользы для учебы.

Очевидное возражение против «рук на столе» сводится к тому, что ребенок начинает стыдиться естественных для него и приятных движений. Существуют весьма красноречивые и убедительные описания этой проблемы у других авторов, так что я предпочитаю не повторять то, что уже было написано.

В данном случае я хочу объяснить, почему такие инструкции приносят не только эмоциональный вред, но и мешают обучению. Давайте вспомним эксперимент, в котором людей просили сопротивляться искушению попробовать шоколад, и они быстрее прекращали попытки решить головоломку. Замените шоколад на стимы и головоломки на математику. Добавьте к этому тот факт, что исполнительная функция аутичных людей изначально нарушена, так что подавление действий для них гораздо тяжелее. В итоге, не стоит удивляться, если запрет на любые стимы не поможет вам обучать ребенка новому навыку.

Наглядный пример (или представим, что мы можем видеть исполнительную функцию)

Для того чтобы нам было проще думать об исполнительной функции в конкретных терминах, давайте представим двух детей на одном и том же уроке математики. Поскольку исполнительную функцию измерить невозможно, мы используем воображаемые «единицы», чтобы сравнить обычную и нарушенную исполнительную функцию.

У обычного ребенка есть 100 единиц исполнительной функции для урока математики. У ребенка с аутизмом есть нарушения исполнительной функции, так что он начинает урок лишь с 70 единицами исполнительной функции.

Представим, что обычному ребенку нужен какой-то самоконтроль для того, чтобы участвовать в уроке. Скажем, он тратит 20 единиц исполнительной функции на то, чтобы сидеть на месте, удерживать внимание и не говорить с одноклассниками. У него остается 80 единиц для, собственно, математики.

В это же время аутичному ребенку придется потратить на самоконтроль в два раза больше исполнительной функции (40 единиц). Ему приходится делать не только то, что делает обычный ребенок (сидеть на месте, поддерживать внимание, не говорить с одноклассниками), ему также приходится сдерживать естественную потребность в стимах. Это значит, что у него изначально меньше исполнительной функции, и к тому же ему потребуется больше тратить на самоконтроль.

В результате, аутичному ребенку, который и так находится в невыигрышном положении, становится еще сложнее учить математику из-за правила, которое предположительно должно было ему помочь.

Краткое пояснение

Прежде чем вы скажете: «Как он может учить математику, если он вращается на месте, бьется головой о парту, подпрыгивает?», давайте поясним, что имеется в виду под стимами. Да, бывают и такие стимы, но к ним также относятся верчение какого-то предмета в руках, жевание специальной жевалки, раскачивание ног, тряска кистями рук, перебирание пальцами, несильное раскачивание, небольшое подпрыгивание на мяче для фитнеса, который заменяет стул, и многие другие движения, которые прекрасно можно совмещать с работой за партой.

Честно говоря, прямо сейчас, когда я формулирую свои мысли, я останавливаюсь и начинаю ритмично постукивать по клавиатуре. Это тоже стим. Я об этом не думаю. Я не делаю это специально. Это не поведенческая проблема. Это происходит само собой. Такое движение помогает мне собраться с мыслями и сосредоточиться на задаче.

Стим не отвлекает мое внимание, совсем наоборот.

Цена подавления

Так что когда я говорю, что ребенку нужно разрешить стимы, и что многие стимы скорее помогают учиться, чем отвлекают, то я имею в виду именно такие движения. В моем примере аутичный ребенок должен научиться соблюдать те же правила, что и обычные дети, в частности, сидеть за партой и не вести посторонних разговоров. Ему не позволяется «делать все, что угодно», как часто говорят противники того, чтобы разрешать детям стимы.

Но возможно, пока ребенок сидит за партой и решает задачи по математике, он также будет что-то делать с маленькой веревочкой или игрушкой в одной руке. Может быть, он сидит не на стуле, а на мяче для фитнеса, и это позволяет ему немного покачиваться из стороны в сторону. Или же иногда он делает паузу и трясет кистями рук.

Когда ребенку разрешены стимы во время работы, та порция исполнительной дисфункции, которая тратится на самоконтроль, уменьшается. Благодаря этому порция, направленная на задачи по математике, увеличивается. Когда ему больше не придется тратить исполнительную функцию на отказ от стимов, то эти ресурсы можно будет направить на учебу.

Если вам понять, каково это долгое время подавлять стимы, то попробуйте представить, что вы очень сильно обожглись крапивой, но вам нельзя ни почесаться, ни нанести какое-нибудь средство… а я тем временем буду учить вас алгебраическим уравнениям.

Много ли вы запомните из моего урока математики? Вам вообще будет до него дело?

Пара слов о социально приемлемом поведении

Есть и другое возражение против стимов в школе или других общественных местах. Мы должны учить аутичных детей социально приемлемому поведению, чтобы другие дети и взрослые не считали их странными. На этот счет я хочу сказать следующее.

Да, аутичных детей надо учить тем же социальным правилам, которым должны следовать обычные дети. Они должны уважать других, вести себя вежливо и цивилизованно. Но правда в следующем: я была аутичным ребенком, и я могу вам гарантировать, что со стимами или без, другие дети все равно считают нас странными.

Вместо того, чтобы требовать от аутичных детей неестественного поведения ради чужого одобрения, как насчет того, чтобы изменить представления о том, что является социально приемлемым?

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».