Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом справиться с чрезмерной стимуляцией?
Рекомендации по предотвращению и уменьшению сильного стресса у ребенка с аутизмом
У детей c аутизмом ситуации, которые они не могут контролировать, часто приводят к тревожности и чрезмерной стимуляции. Родители, учителя и терапевты не всегда способны определить причину подобного дискомфорта, а потому очень важно иметь в своем арсенале набор мер, которые помогут ребенку успокоиться, переключить внимание и вернуться к обычным занятиям. Кроме того, располагая такими мерами, ребенок сможет выбрать способ успокоиться до события, которое может вызвать сильный стресс, а также практиковать этот метод после. Представляем вам список популярных способов, с помощью которых можно помочь аутичному ребенку совладать со стрессом.
Помните о правиле одного собеседника
Если ребенок подвергся серьезному стрессу, сильно взволнован или даже совсем потерял самообладание, помните о правиле одного собеседника. С ребенком в таком случае должен говорить только один человек. К сожалению, в школах часто случается так, что вокруг ребенка собирается множество людей, говорящих одновременно. Вместо того чтобы помочь, они, скорее всего, только усугубят ситуацию. Пусть всего один человек, желательно искренне заботящийся о ребенке, предложит ребенку сделать всего одну вещь — что-нибудь простое, например, посидеть в кресле, пойти в тихое место или сделать несколько глубоких вдохов.
Глубокое дыхание
Когда ребенок подвержен сильному стрессу или волнению, у него сильно увеличивается пульс, а дыхание становится быстрым и поверхностным. В результате повышается кровяное давление. Чтобы помочь ребенку справиться с этим, научите его глубокому дыханию. Глубокое дыхание — простой способ справиться со стрессом, успокоиться и сконцентрироваться, к которому ребенок может прибегнуть, где бы он ни находился. Важно обучить ребенка правильному дыханию и почаще с ним тренироваться, чтобы ребенок всегда был готов к возможной стрессовой ситуации.
Изометрические упражнения
Попробуйте прямо сейчас сильно сжать руки одну в другой, а потом расслабить. Вы почувствуете, что после этого мышцы ваших рук станут более расслаблены, чем до начала упражнения. Вот еще несколько несложных изометрических упражнений:
— Сжать кулаки.
— Сильно прижать ладони друг к другу.
— Сжать колени.
— Пожать плечами.
— Упереться руками в стену.
— Тянуть за веревку, привязанную к шесту на детской площадке.
Если ребенку трудно понять, как выполнять изометрические упражнения, дайте ему мячик для снятия стресса: ребенку будет куда проще понять, что от него требуется, если предложить ему сжать мячик в руках или зажать между коленями, локтями или шеей и плечом.
Глубокое давление
Как и изометрические упражнения, глубокое давление помогает избавиться от напряжения в мышцах. Ниже перечислены несколько основных способов создания эффекта глубокого давления:
— Утяжеленные покрывала, жилетки или подушки на колени.
— Крепкие объятия — желательно, по инициативе самого ребенка.
— Кроме того, можно крепко запеленать ребенка в одеяло или простыню.
— Пластилин и смеси для лепки («кинестетический песок») предоставляют ребенку возможности задействовать мышцы рук и пальцев благодаря своим упругим свойствам.
Массаж
— Предложите ребенку втирать лосьон в руки и ноги. Выбирая лосьон, будьте внимательны к его запаху: хотя выбор чего-нибудь успокаивающего, вроде лаванды, может показаться логичным, мальчикам такой аромат не подойдет; кроме того, некоторые дети очень чувствительны к запахам.
— Вибрирующая массажная подушка поможет ребенку успокоиться, а включение при надавливании заодно предоставит ему возможность выполнить небольшое изометрическое упражнение.
— Подарите ребенку небольшой ручной массажер.
Коробочка с приятными на ощупь вещами
Некоторых детей успокоит коробочка, наполненная вещами с интересной фактурой: лоскутами мягкой ткани, мягкими зверушками, мягкими резиновыми игрушками.
Создайте тихий уголок
Отведите в помещении специальное место с креслом-мешком, подушками, мягким покрывалом и игрушками для снятия стресса. Это может быть угол в комнате или небольшой коврик позади учительского стола. Не забудьте познакомить ребенка с этим местом, чтобы оно ассоциировалось у ребенка с безопасностью и спокойствием.
Совместная работа
Часто причиной стресса для ребенка становится новый человек, работающий с ним. Не забывайте о кооперации в коллективе, особенно, если в нем появляется кто-то новый. Например, можно создать небольшую шпаргалку для всех сотрудников, в которой будут указаны цели терапии, список видов поведения, указывающего на стрессовое состояние, эффективные техники для успокоения и телефоны родителей и коллег для срочной консультации.
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».