Вопрос-ответ. Как проявляется синдром Аспергера у детей?
Тест на возможные проявления синдрома Аспергера (одного из расстройств аутистического спектра) в детском возрасте
Тест «Австралийская шкала синдрома Аспергера» была разработана доктором Тони Этвудом, всемирно признанным экспертом по этому расстройству. Нижеприведенный тест был разработан для выявления видов поведения и способностей, указывающих на вероятность наличия синдрома Аспергера у детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте необычные особенности поведения ребенка становятся наиболее явными.
В каждом вопросе шкалы 0 — это ожидаемый или обычный уровень развития для ребенка этого возраста.
А. Социальное и эмоциональное развитие.
1. Ребенок не понимает, как играть с другими детьми? Например, не осознает неписанные правила социальных игр?
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
2. При наличии возможности поиграть с другими детьми, например, во время перемены в школе, ребенок избегает социальных контактов с ними? Например, ищет для себя тихий уголок или идет в библиотеку.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
3. Кажется, что ребенок не понимает социальные условности или правила поведения и, в результате, говорит неуместные вещи и совершает неуместные поступки? Например, делает оскорбительное замечание другому человеку, но при этом не понимает, как его слова могут оскорбить.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
4. Ребенку не достает эмпатии, то есть, интуитивного понимания чувств другого человека? Например, ребенок не понимает, что если извиниться, другой человек может почувствовать себя лучше.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
5. Кажется, что ребенок ожидает, что другие люди будут знать его мысли, опыт и мнение? Например, ребенок не понимает, что вы не можете что-то знать, потому что вас в тот момент не было рядом с ребенком.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
6. Ребенок нуждается в повышенной поддержке, особенно если что-то изменилось или пошло не так?
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
7. Ребенок слишком несдержан в проявлениях эмоций? Например, проявления стресса или привязанности со стороны ребенка не пропорциональны ситуации.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
8. Ребенку не достает точности в проявлениях эмоций? Например, ребенок не понимает, какой уровень проявления эмоций уместен для разных людей.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
9. Ребенок не заинтересован в участии в соревновательных играх, занятиях и видах спорта. 0 означает, что ребенку нравятся соревновательные виды спорта.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
10. Ребенок равнодушен к давлению со стороны сверстников? 0 означает, что ребенок заинтересован в том, что очень модно и популярно среди детей его возраста. Например, это может всеобщая одержимость определенным видом одежды или какой-то игрушкой.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
B. Коммуникативные навыки
11. Ребенок склонен дословно интерпретировать речь? Например, его озадачивают такие фразы как «взять себя в руки», «прожигать взглядом» или «камень с души».
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
12. У ребенка необычный тон голоса? Например, кажется, что ребенок говорит с «иностранным» акцентом или монотонным голосом, без выделения ключевых слов.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
13. Во время разговора создается впечатление, что ребенок не заинтересован в ваших репликах? Например, он не задает вопросы и не комментирует ваши мысли или мнение по теме разговора.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
14. Во время разговора ребенок склонен смотреть в глаза реже, чем вы бы ожидали?
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
15. Речь ребенка чрезмерно точна и педантична? Например, он говорит очень формально или как ходячий словарь.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
16. Ребенку трудно разрешать проблемы во время разговора? Например, когда ребенок чего-то не понял, он не задает вопросы и не пытается прояснить ситуацию, а просто переходит на любимую тему или бесконечно долго обдумывает свой ответ.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
С. Когнитивные навыки
17. Ребенок предпочитает читать ради новой информации, не проявляя при этом интереса к литературным текстам? Например, увлеченно читает энциклопедии и научные книги, но не интересуется приключенческими книгами.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
18. Ребенок отличается исключительной долговременной памятью на события и факты? Например, помнит номер машины соседа через несколько лет или может в подробностях вспомнить случай, произошедший очень давно.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
19. У ребенка недостаточно развиты игры, требующие социального воображения? Например, ребенок не включает других детей в свои сюжетно-ролевые игры, либо такие игры других детей вызывают у него недоумение.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
D. Специфические интересы
20. Ребенок увлечен какой-то конкретной темой и активно собирает информацию или статистику по этому интересу? Например, ребенок является ходячей энциклопедией знаний по машинам, картам или играм высшей лиги.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
21. Ребенок склонен чрезмерно расстраиваться из-за изменений в привычном распорядке дня или в ожиданиях? Например, ребенок испытывает сильный стресс, если приходится добираться в школу другим маршрутом.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
22. У ребенка есть сложные ритуалы или рутина, которой обязательно нужно следовать? Например, выстраивание игрушек в ряд, прежде чем лечь в постель.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
E. Двигательные навыки
23. У ребенка плохая двигательная координация? Например, ему трудно поймать мяч.
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
24. У ребенка странное положение тела во время бега?
Редко Часто
0 1 2 3 4 5 6
F. Другие особенности
В этом разделе отметьте, проявляет ли ребенок какие-либо из нижеперечисленных особенностей:
а) Необычный страх или сильный стресс по причине:
обыкновенных звуков, например, электроприборов ____
легких прикосновений к коже или волосистой части головы ____
ношения определенных предметов одежды ____
неожиданного шума ____
вида определенных предметов ____
шумных, людных мест, например, супермаркета ____
б) Склонность трясти руками или раскачивать туловище от возбуждения или стресса ____
с) Пониженная чувствительность к определенным видам боли ____
d) Задержка в появлении речи ____
e) Необычные лицевые гримасы или тики ____
Ответ «да» на большинство вопросов шкалы, а также рейтинг от двух до шести (то есть, значительно выше нормального уровня) не значит, что у ребенка действительно есть синдром Аспергера. Однако это говорит о подобной возможности и требует диагностического обследования у специалиста.
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».