22.02.14

Вопрос-ответ. Как улучшить общение детей с аутизмом и без в общеобразовательной школе?

Краткое описание стратегии «Круг друзей», которая используется для инклюзии детей с особенностями развития в общеобразовательных школах

Источник: National Autistic Society

 

FriendsCircle

 

«Круг друзей» — это подход, разработанный в Северной Америке в качестве одной из возможных стратегий для развития инклюзии учеников с инвалидностью и другими трудностями в общеобразовательных школах (Whitaker et al, 1998). Его также используют для адаптации в местном сообществе людей с инвалидностью, которые ранее жили в интернатах (Forest & Lusthaus, 1989). «Круг друзей» — это подход, который признает, что если ребенок демонстрирует проблематичное или вызванное стрессом поведение, то он, скорее всего, будет находиться в изоляции среди своих ровесников, как в школе, так и за ее пределами (Newton et al, 1996). Подобная изоляция и отвержение окружающих могут подорвать самоуважение ребенка, в то время как принятие и дружба будут способствовать личностному росту и позволят ребенку, в свою очередь, вносить ценный вклад в коллектив своей школы (Whitaker et al 1998).

«Круг друзей» часто используется для развития у детей с аутизмом социальных коммуникативных навыков — область, в которой они испытывают основные трудности. Как утверждает Хоулин (1998), одна из самых трудных и сложных задач для детей с аутизмом — научиться тому, как правильно общаться с другими детьми своего возраста. В результате этих трудностей людям в спектре аутизма может не хватать необходимых навыков, чтобы понять каким образом взаимное сочувствие и общие интересы приводят к дружбе (Leicester City Council & Leicestershire County Council, 1998). Человек с аутизмом может осознавать свои трудности и страдать от стресса и разочарования, когда его многократные попытки завести друзей терпят неудачу (Leicester City Council & Leicestershire County Council, 1998).

«Круг друзей» все чаще применяется в школах Великобритании, и в отличие от других методов, он не подразумевает игнорирование проблематичного поведения (Newton et al, 1996). В рамках этого подхода поощряется создание сети поддержки для ребенка в структурированной группе, а также, в дальнейшем, вне нее. Ровесников ребенка поощряют анализировать свое собственное поведение, чтобы лучше понять поведение ребенка с особенностями, а затем выработать стратегии и практические решения, которые могут ему помочь. Этот метод не предлагает ребенку моментальной дружбы, просто можно надеяться, что после нескольких встреч для оценки и выработки целей, ребенок сможет сформировать более близкие и качественные отношения с другими детьми (Barratt et al).

Цели круга друзей

Баррет и коллеги выделяют четыре основные цели «Круга друзей»:

— Создать сеть поддержки для ребенка.

— Предоставить ребенку поощрение и признание любых достижений и прогресса.

— Работать вместе с ребенком, чтобы определить трудности и найти практичные идеи для преодоления этих трудностей.

— Помочь воплотить эти идеи в жизнь.

Кто должен участвовать в круге друзей?

Баррет и коллеги предлагают следующую последовательность сотрудничества и согласия участников, чтобы избежать бесполезных трат времени и риска крушения напрасных надежд.

Как правило, использование «Круга друзей» в данной конкретной школе инициируется ответственным сотрудником по инклюзии или школьным психологом. Как только предлагается этот метод, необходимо обсудить его с директором или заведующим. Очень важно, чтобы они были в курсе, что это за метод, и заранее одобрили его применение. Обычно для этого подхода выбираются именно школы, поскольку у них есть подходящие официальные правила, а также оптимальные условия для создания и продолжительной поддержки круга.

Следующий шаг в рамках школы — это обсуждение данного метода с родителями и другими членами семьи ребенка с аутизмом, а также получение их согласия на применение такого подхода. Очень важно, чтобы родители четко себе представляли, каковы цели «Круга друзей», и как именно будет участвовать их ребенок. Родители должны сообщить школе, знает ли ребенок о своем диагнозе, и хотят ли они, чтобы группа одноклассников ребенка знала о его диагнозе. Однако сообщение диагноза ребенка не является необходимым условием для эффективного круга. «Круг друзей» может применяться даже тогда, когда ребенок не знает о своем диагнозе. Группа сверстников будет обсуждать поведение и трудности, которые возникают у данного конкретного ребенка, а не трудности детей с аутизмом вообще.

Как только было получено разрешение родителей ребенка, необходимо обсудить применение этого подхода с ним самим. Круг друзей можно создавать только в том случае, если сам ребенок дал на это согласие. Взрослый, который несет ответственность за объяснение «Круга друзей» ребенку, должен сделать это в субъективной манере. Взрослый должен объяснить метод таким образом, чтобы ребенок понял, как он будет проходить, кто будет участвовать, но у ребенка не должно появиться неоправданных надежд на результаты работы группы. Ребенок может отреагировать на предложение положительно или отрицательно. Возможно, ребенку понравятся перспективы, которые предлагает «Круг друзей», но также возможно, что его расстроит, если придется пропустить часть любимого урока или перемены ради собрания группы. Полезно, чтобы и родители, и сотрудники школы поговорили с ребенком о его участии в группе и были открыты для его вопросов.

Кроме того, необходимо проинформировать родителей всех детей-волонтеров, участвующих в круге друзей. Для этого нужно объяснить метод, проинформировать родителей об участии сторонних лиц (педагогов-психологов, специалистов по аутизму и других) в организации круга и предоставить родителям возможность отказаться от участия их ребенка.

Создание круга друзей

В первую очередь, весь класс за исключением ребенка, которому будет посвящен круг, участвует в специальной встрече. Обычно встречу проводит сторонний специалист (например, педагог-психолог). Встреча посвящена сильным сторонам и трудностям этого ребенка, чтобы класс мог их обсудить, проявить сочувствие и поделиться собственным опытом дружбы (Whitaker et al 1998). Взрослый, которой проводит встречу, должен слушать и уважительно относиться к ответам детей из класса, позволить им описывать трудности другого ребенка без ощущения, что они ведут себя плохо или грубо по отношению к нему. Очень важно, чтобы дети говорили открыто, так как именно отсутствие открытости часто является барьером, который мешает ребенку с аутизмом общаться и получать положительный опыт дружбы с ровесниками.

Следующий шаг — привлечение волонтеров, которые и сформируют круг друзей. Как правило, круг состоит из 6-8 детей. Класс необходимо проинформировать, что такое круг друзей. Им сообщается, что круг друзей встречается раз в неделю, что каждая встреча продолжается примерно 20-30 минут, и что если они почувствуют, что хотят выйти из круга, то они могут сделать это в любое время. Как только дети из класса решат, хотят ли они стать волонтерами, сотрудники школы должны решить, кто из них войдет в формируемую группу. Лучше всего соблюдать в группе баланс между очень способными детьми и теми, кому нужна дополнительная поддержка. Как только решение было принято, родителей нужно проинформировать о том, что их дети хотят принять участие в круге.

Первая встреча круга друзей должна быть заранее спланирована, чтобы на нее хватило времени, и чтобы у всех участников была возможность ее посетить. Очень важно, чтобы во время встречи ничто не отвлекало внимания. На встрече должен присутствовать сам ребенок с аутизмом, который может испытывать сильную тревогу или волнение по поводу предстоящей группы. Полезно подготовить ребенка к встрече, указав точное время начала и завершения встречи, а также объяснив, пропустит ли он перемену, или же встреча пройдет за счет одного из уроков. Необходимо прописать правила поведения на группе, в том числе, принять и объяснить детям правило конфиденциальности. Необходимо, чтобы дети поняли, что такое конфиденциальность, и почему они не могут пересказывать то, что говорится на встречах.

Полезно, если в начале встречи круг друзей придумает себе какое-нибудь название, однако в названии нельзя использовать имя ребенка с аутизмом. Круг должен ставить перед собой реалистичные цели и донести их до ребенка с аутизмом. Желательно, чтобы волонтеры круга пояснили причины, побудившие их присоединиться, особенно если у них нет никакого опыта общения с этим ребенком. На встрече пересказываются основные пункты обсуждения с классом. После этого все участники круга перечисляют, какие плюсы и хорошие качества есть у ребенка с аутизмом, а над какими трудностями ему еще надо поработать. Ребенок сам может рассказать о том, какие хорошие качества у него есть. Если речь идет о проблемном поведении, то крайне важно превратить каждую такую проблему в позитивную цель, сфокусироваться на том, что ребенок с аутизмом будет делать вместо этого. Круг должен прийти к соглашению о том, какие стратегии решения проблем можно попробовать, и все участники берут на себя обязательства поддерживать эти стратегии. Затем подводятся итоги встречи и назначается дата следующего собрания.

Важно, чтобы взрослый, присутствующий на встрече, выполнял роль модератора, но не контролировал происходящее. Ребенок и его ровесники должны понимать, что смысл круга друзей в том, что дети поддерживают друг друга, что они работают вместе и несут общую ответственность. Модератор должен поощрять взаимную поддержу, доверие, честность и открытость между членами группы (Newton et al 1996).

В зависимости от возраста участников группы, встречи можно делать более или менее структурированными. Для детей младшего возраста, которые не привыкли к участию и дискуссиям в группах, могут понадобиться направляющие вопросы, которые позволят им комментировать ситуацию. Их также надо будет поощрять соблюдать правила, говоря по очереди и внимательно слушая друг друга.

Последующая еженедельная встреча круга друзей имеет аналогичную структуру. Как правило, модератор начинает очередную встречу с упражнения на разогрев, которое может придумать и сама группа. Затем группа обсуждает хорошие новости, связанные с ребенком, которому посвящен круг. Модератор спрашивает участников, какие ситуации, связанные с ребенком, прошли хорошо. Это могут быть ситуации, в которых непосредственно участвовали дети из круга, либо случаи, которые они наблюдали. Затем их спрашивают, что этот ребенок сказал или сделал в той ситуации, и обсуждают, что участники чувствуют по этому поводу. Участники также вспоминают цели, определенные на прошлой встрече, и их спрашивают, есть ли успехи на пути к ним. Затем круг анализирует плохие новости, анализирует барьеры на пути к целям, обсуждает и предлагает идеи для преодоления этих барьеров, описывая новые проблемы, если таковые возникли. Рекомендуется не использовать слово «плохой», так как это прозвучит слишком негативно.

Следующий шаг на встрече — определить цели на ближайшую неделю. Они могут быть такими же, как и на прошлой неделе, а могут быть совершенно новыми целями. Затем группа обсуждает и предлагает новые идеи, которые еще не упоминались, и планирует, как участники смогут их добиться. Им нужно договориться об ответственности и конкретных действиях в течение следующей недели. Ребенок, которому посвящен круг, должен на равных предлагать идеи, и ему необходимо предоставить возможность выражать собственные чувства в отношении хороших и плохих новостей. Ребенок может решить, что определенные стратегии ему не подходят, либо что их нужно изменить.

Иногда возникает проблема, если участники круга теряют мотивацию и чувствуют, что они не получают ничего от своего участия и поддержки ребенка с аутизмом. Очень важно, чтобы все дети в круге постоянно получали признание и поощрение за свое время и усилия, а также могли открыто говорить на группе. Иногда может возникать необходимость провести группу без ребенка с аутизмом (возможно, он не принимает предлагаемые поддержку и помощь). Дети могут испытывать негативные чувства, если их помощь отвергается, и у них может возникнуть необходимость обсудить эту тему без присутствия ребенка.

Часто группа ставит слишком завышенные и нереалистичные цели и испытывает разочарование, когда не может их выполнить. Модератор должен поощрять детей ставить перед собой более реалистичные задачи, которые легко можно достигнуть в ближайшее время. Он также должен поговорить с другими сотрудниками школы, чтобы гарантировать, что они тоже будут поддерживать цели и стратегии детей. Иногда полезно вернуться к первоначальным целям круга, чтобы напомнить волонтерам и ребенку с аутизмом, зачем вообще создавался круг друзей.

Примеры поведенческих проблем и предложенных стратегий

Взрослые, читающие информацию о «Круге друзей», часто сомневаются, что дети в круге в принципе способны придумать стратегии, которые смогут решить поведенческие проблемы ребенка. Исследование, проведенное Ньютоном и коллегами (1996) по внедрению «Круга друзей», показало, что такие круги удивляют качеством и плодотворностью дискуссий, равно как и динамикой в таких группах. Также впечатляют простые стратегии, которые придумывали другие дети, чтобы помочь ребенку с аутизмом. Примеры таких стратегий включают:

… мы просто тихонечко выходим из класса и говорим ему, чтобы он шел обратно…

… мы увидели, что он очень разозлился на буфетчицу… мы подошли и начали с ним разговаривать… сказали ему, что это того не стоит… и он ушел…

… мы придумали код трех стуков… Если он начинает говорить сам с собой на уроке, то один из нас стучит по полу рядом с ним, и он замолкает.

Какова эффективность метода «Круга друзей»?

Исследования, которые оценивали эффективность метода «Круга друзей», показали, что он приводит к положительным результатам не только для ребенка с аутизмом, но и для детей-волонтеров, участвующих в группе.

В исследовании, проведенном Уитекером с коллегами (1998), анализировалась работа кругов дружбы в шести школах Лейчестершира, Великобритания. По мнению модераторов, круги улучшили социальную интеграцию и привели к более частым контактам учеников с аутизмом с ровесниками. По их словам, ребенок начинал чаще общаться с ровесниками и качество этих контактов стало выше. Предполагается, что это связано с тем, что у ребенка увеличилась мотивация общаться с ровесниками, а тревожность, связанная с такими контактами, уменьшилась.

У некоторых детей с аутизмом в результате участия в круге снизился уровень тревожности, в целом они казались счастливее и расслабленнее. Они также отмечали успех в решении конкретных поведенческих проблем. В одном исследовании случая наблюдались негативные последствия — у двоих детей был рост эгоцентричности. Возможно, это было связано с тем, что детям было трудно понять потребности других, и то, что других начинает все больше раздражать их поведение.

Школы также отмечали положительные результаты данного подхода, и в некоторых случаях дети с аутизмом говорили о преимуществах своего круга друзей. В одном исследовании случая мальчик из шестого класса до создания круга друзей описывался своим учителем как склонный к бурным истерикам, отказывающийся от сотрудничества и имеющий другие поведенческие проблемы (Newton et al 1996). Негативное поведение, перечисленное его ровесниками, включало: физическую и вербальную агрессию, бурные вспышки эмоций и издевательства над другими. После создания круга друзей один из участников круга сказал, что теперь этот мальчик стал очень хорошим, а его учитель считает, что метод был крайне успешным. Ребенок, которому был посвящен круг, также отмечает, что другие дети стали ему ближе. Когда в старшей школе его попросили присоединиться к кругу друзей для другого ребенка, он сказал: «У меня был такой круг, потому что я дрался и кусался, и у меня не было друзей, а теперь я так не делаю, и у меня есть друзья» (Newton et al, 1996).

В другом исследовании десятилетний мальчик с аутизмом значительно улучшил свои навыки в области социальных отношений (Eddas, 2002). По словам самого ребенка: «Мне было одиноко, и надо мной издевались, пока не появился круг. Теперь я хорошо лажу со многими ребятами, даже вне группы» (Eddas, 2002).

Как уже говорилось, подход также связан с положительными результатами для волонтеров, которые присоединяются к кругу, и такое занятие может быть для них важным обучающим опытом (Newton et al, 1996). Участие в круге друзей повышает их уровень эмпатии по мере того, как они все лучше и лучше понимают трудности ребенка (Whitaker et al, 1998). Модераторы также отмечают, что это может повысить самооценку волонтеров, почувствовать компетентность и гордость за свои усилия для помощи другому ребенку. Также отмечается, что метод улучшает способность детей-волонтеров участвовать в продуктивных групповых дискуссиях. Исследование Уитекера и коллег (1998) показало, что модераторы отмечали положительное влияние круга для всех участников. Один учитель отмечал, что полностью изменил взгляды на ученика с эмоциональными и поведенческими проблемами, когда увидел, какую чувствительность и энтузиазм он проявляет во время круга. Учителя также отмечали улучшение поведения у других учеников, например, они указали, что двое других детей, которые обычно вели себя очень тихо, стали гораздо увереннее в себе благодаря участию в круге.

Как и любая другая стратегия, круг друзей не имеет гарантий успеха и не может ничего обещать. В одном исследовании (Brolic et al, 2002) результаты показали, что круг друзей необходимо адаптировать под индивидуальные потребности конкретного ребенка. Например, в одном случае было решено, что ребенок не будет посещать первые встречи круга.

Тем не менее, при высоком уровне поддержки и понимания со стороны всех участников, «Круг друзей» может быть подходящим подходом для ребенка с аутизмом, позволяя лучше понять собственное поведение и его влияние на других людей. Круг может помочь таким детям найти необходимый круг общения и, при поощрении со стороны ровесников, разработать и применять новые стратегии для решения своих проблем в школе.