05.02.14

Вопрос-ответ. Как справиться с истериками ребенка с аутизмом в общественных местах?

Рекомендации детского психолога по профилактике и реагированию на поведенческие кризисы аутичных детей

Автор: Лорен Элдер / Lauren Elder
Источник: Autism Speaks

 

child_meltdown

 

Поведенческий кризис проходит тяжело для всех. Однако с ним особенно трудно справиться, если он наступил в общественном или людном месте. Вот несколько рекомендаций для родителей, чьи дети склонны к истерикам в общественных местах.

Для детей с аутизмом особенно полезны визуальные подсказки и социальные истории, которые позволяют им лучше понять ваши ожидания. Вы можете написать отдельную социальную историю для каждого посещения общественного места, которое предстоит вам с ребенком. Например, это может быть история о том, как ребенок идет в продовольственный магазин вместе со своей мамой, и как ему не нравится, что там слишком шумно. Ему хочется закричать, но вместо этого он просит маму о помощи. Она его крепко обнимает, чтобы помочь ему успокоиться, и говорит ему, что они уйдут из магазина через 5 минут, а также предлагает ему наушники для ушей.

Вы можете использовать изображения, чтобы рассказать ребенку историю или иначе сообщить о своих ожиданиях от его поведения. Например, вы можете сделать специальную карточку, которую ваш ребенок сможет вам дать, когда он чувствует слишком сильное напряжение и нуждается в перерыве.

Во время визита в общественное место вы можете использовать для поддержки серию картинок, иллюстрирующих предстоящее событие шаг за шагом. Это поможет ребенку заранее понимать, что его ждет. Вы можете использовать доску «сейчас-потом» на которой размещаются две картинки, иллюстрирующие, что будет происходить в данный момент, и что произойдет потом. Например, на первой картинке ребенок тихо сидит в ресторане, а на второй картинке изображена награда, которую вы ему пообещали за хорошее поведение.

Предварительная практика. Проиграйте по ролям поход в магазин, библиотеку, ресторан или любое другое место, куда вы планируете отправиться с ребенком. Помогите ребенку потренироваться в хорошем поведении во время ролевой игры. Проигрывайте и возникновение потенциальных проблем. Такие репетиции проблем могут помочь вашему ребенку выстоять длинную очередь или смириться с тем, что в магазине нет его любимой игрушки.

Начинайте с малого. Лучше всего начать с малого, поскорее вернуться домой или вернуться в это место после продолжительного перерыва. Так что если вы планируете первый визит в ресторан, то закажите только закуску, десерт или напиток, а потом уходите. Возвращаясь в продовольственный магазин после долгого перерыва, возьмите только один товар и сразу направляйтесь домой. Постепенно увеличивайте время, которое ребенок проводит в людных местах, определяя его готовность по его поведению. Помните, один успех ведет за собой другой.

Вовлекайте вашего ребенка. Помогайте вашему ребенку выполнять как можно более активную и ответственную роль во время визитов в общественные места. Например, поручите ему складывать все товары в тележку в супермаркете. Или позвольте ему самому выбрать книгу в библиотеке.

Держите наготове игрушки или другие предметы, чтобы отвлечь ребенка. Любому ребенку проще перенести неизбежное с помощью маленькой любимой игрушки или компьютерной игры.

Обучайте ребенка стратегиям самоуспокоения. Полезно придумать сразу несколько возможных вариантов того, что может успокоить вашего ребенка. Вы сами лучше всего знаете, что могло бы ему помочь. Одна такая стратегия — подсказать ребенку делать глубокие вдохи. Другая стратегия — попросить его закрыть глаза и сосчитать до 10 или подумать о своем любимом месте. Другие дети могут взять в руки любимую мягкую игрушку или напевать под нос любимую песенку. Очень важно определить все возможные стратегии для самоуспокоения и попрактиковаться в них в комфортной обстановке, когда ребенок спокоен. Только тогда ребенку будет несложно прибегнуть к этим стратегиям в состоянии стресса.

Награждайте хорошее поведение. Помимо однозначных ожиданий, опишите, какая награда последует за хорошее поведение. Например, объясните ребенку, что если он не будет хватать все подряд и кричать в магазине, то по возвращению домой его ждут 15 минут любимой игры. Ожидание положительного события может мотивировать его на хорошее поведение.

Подготовка и планирование могут значительно уменьшить риск истерики в общественном месте. Однако, скорее всего, они не сведут их к нулю. Вот несколько советов по реагированию на поведенческий кризис в публичном месте:

Сохраняйте спокойствие. Делайте глубокие вдохи и постарайтесь оценить ситуацию.

Остановитесь и помогите ребенку. Если это возможно, прекратите то, чем вы занимаетесь и сосредоточьтесь на помощи ребенку. В первую очередь, напоминайте ему об отрепетированных стратегиях для самоуспокоения и/или попробуйте отвлечь его игрушкой или предметом, который вы взяли для этой цели.

Скажите свидетелям истерики, что им лучше сделать. В случае необходимости вы можете сказать что-то вроде: «У моего сына аутизм. Пожалуйста, отойдите. Свободное пространство поможет ему успокоиться». Некоторые родители, чьи дети склонны к истерикам, носят с собой специальные визитки или листовки, в которых объясняется, что такое аутизм, и с чем связано поведение их ребенка. Это позволяет вам не вдаваться в объяснения при ребенке, а просто протянуть визитку или листовку в случае необходимости. Большинство людей будут готовы помочь, если у них будет информация о том, что именно происходит. Не бойтесь попросить постороннего человека позвать менеджера торгового зала на подмогу или помочь убрать опасные предметы подальше от ребенка. В самых крайних ситуациях может потребоваться вызов экстренной службы, хотя такой вариант никому не нравится. В любом случае, на первом месте должна стоять безопасность ребенка и окружающих.