04.10.20

Вопрос-ответ. Достаточно ли свободы у вашего ученика с аутизмом?

Поведенческий аналитик о том, как важно не злоупотреблять контролем над жизнью детей и взрослых с особенностями развития во время оказания им помощи

Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Источник: Different Roads to Learning

 

 

Одна из моих любимых научных статей была опубликована в журнале «Journal of Applied Behavior Analysis» в 1990 году за авторством Дианы Дж. Баннерман, Яна Б. Шелдона, Джеймса А. Шермана и Алана Э. Харчика. Ее заголовок: «Баланс между правом на абилитацию и правом на личную свободу: право людей с нарушениями развития есть слишком много пончиков и дремать днем». Статья критически рассматривает тот уровень контроля, который может быть у специалистов в отношении тех людей, которым они помогают, и возможные последствия такого контроля.

Очень важно учитывать этические последствия, когда мы предъявляем требования людям, с которыми мы работаем, например, требуем выполнять определенные упражнения по расписанию, есть более здоровую пищу или ограничиваем время на просмотр телевизора. Я наблюдал ситуации, когда ожидания специалиста от человека с нарушением развития были гораздо выше, чем от него самого. Большинство из вас, читающих эту заметку, наверняка могут припомнить, как вы «заглатывали» сериалы целыми сезонами или ели лишнюю порцию мороженого.

Возникает вопрос, как же нам учить людей с нарушениями развития делать более адаптивный и подходящий выбор, но при это не лишать их права на личную свободу, которая так важна для нас самих?

В статье говорится: «Все люди не просто стремятся к свободе в самом широком смысле. Они также получают удовольствие от возможностей делать самый простой повседневный выбор. В том числе, выбор делать что-то непродуктивное, но безобидное, например, смотреть сериалы, есть пончики, отлынивать от работы или прикорнуть после ужина».

Мы хотим, чтобы наши ученики освоили навыки для независимой жизни, но при этом мы часто забываем, что для этого нужно обучать значимому принятию решений. И эти решения должны отражать решения, которые принимают нейротипичные взрослые каждый день.

С момента публикации статьи была проделана огромная работа по исследованиям того, как обучать детей и взрослых с нарушениями развития навыкам принятия решений. Несмотря на это статья все еще остается очень актуальной.

Вот несколько ключевых моментов, описанных статье, на которые мы должны обращать внимание:

– Мы всегда должны учитывать предпочтения ученика/клиента при составлении ежедневного расписания, постановке целей обучения и обеспечении доступа к предпочитаемым занятиям.

– Если человек отказываются от какого-то занятия, это может быть выражением предпочтений, а не неудачей в обучении.

– Очень важно, чтобы специалисты обучали делать выбор. В статье говорится: «Многие люди нуждаются в обучении, которое поможет им осознавать собственные предпочтения и делать ответственный выбор». Мы все должны считать это необходимым шагом к независимости для наших клиентов.

– Жесткие, негибкие расписания могут лишать учеников возможностей для принятия решений.

В дальнейшем в статье цитируются многочисленные исследования и законодательство в поддержку права на выбор для людей с нарушениями развития. В целом, я считаю, что это необходимые данные для всех, кто работает с людьми с инвалидностью. Вся эта информация завершается выводом о том, что «все люди имеют право есть слишком много пончиков и дремать днем». И мы несем ответственность за то, чтобы научить наших клиентов тому, как пользоваться этими свободами.

Также смотрите:

Как научить ребенка с аутизмом делать выбор

Найди красный» или «Надень куртку»? Выбор целей терапии

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».