Личный опыт. Что делать с ростом зависимости от Интернета при аутизме
Мама двух детей с аутизмом о том, как можно подойти к резкому росту экранного времени и зависимости от Интернета, которые могли появиться у аутичных детей и взрослых в период пандемии
Источник: Autism Awareness Centre
В период карантина, изоляции дома и закрытия школ Интернет позволял сохранять связь с миром и получать информацию и образование. «Экранное время» имеет как плюсы, так и минусы. Сама по себе технология не плоха и не хороша, она не является здоровой или нездоровой. Все зависит от того, как мы ее используем, как мы действуем, что думаем и что чувствуем. И на нас влияет не Интернет сам по себе, а то, что мы с помощью него просматриваем, в чем участвуем, как часто мы это делаем, и как это влияет на нашу повседневную жизнь.
Большинство из нас получают удовольствие и пользу от онлайн-технологий. Тем не менее, компьютеры не должны заменять реальный жизненный опыт, непосредственное общение и взаимодействие с окружающей средой. Очень важно, чтобы мы выходили «оффлайн» в течение дня, чтобы заниматься физическими упражнениями, дышать свежим воздухом и расслабляться.
Когда использование Интернета становится чрезмерным? Можно попробовать ответить на следующие вопросы:
Интернет является основным способом улучшить негативное настроение?
Технология используется для того, чтобы притупить эмоции и сбежать от реальности?
Экранное время влияет на время и качество сна?
Экранное время влияет на способность сосредоточиться или отвлекает внимание от других занятий?
Трудно ли ограничить время использования Интернета?
Использование Интернета увеличивает чувство изоляции и одиночества?
Человеку с аутизмом может быть сложно выразить, что он чувствует, так что необходимо будет наблюдать и отслеживать то, как он пользуется Интернетом. Я хочу рассказать, что происходит у меня дома с моим сыном Марком и дочерью Джулией. Она начала значительно больше пользоваться Интернетом во время пандемии, потому что она почти все время находится дома.
Опыт Джулии
Джулии 21 год, ей нравится сочинять истории, поэтому недавно она присоединилась к сайту для публикации любительских произведений. В основном это сайт для людей, которые хотят писать фанфики про Ежика Соника и других персонажей. По большей части, это был позитивный и мотивирующий опыт для Джулии, потому что у нее появился способ для творческого самовыражения и возможность поделиться своими рассказами с теми, кто разделяет ее интересы. Она не только пишет свои истории, но и участвует в ролевых играх, создавая совместный сценарий с другими авторами.
У нее возникли некоторые проблемы с коммуникацией. Джулия не всегда понимает чужие цели и смыслы того, что пишут другие люди. Некоторые авторы заходят слишком далеко, ведут себя грубо или оставляют сексуально откровенные комментарии. Все это расстраивает Джулию и вызывает у нее тревожность, она может переживать из-за какого-то комментария днями. Это стало для нас возможностью учить ее особенностям коммуникации через Интернет. Не видя чужого лица или языка тела гораздо сложнее понять смысл и намерения. В Интернете люди всегда ведут себя смелее и позволяют себе гораздо больше, потому что они пишут под псевдонимами и сохраняют относительную анонимность.
Я использовала эту возможность, чтобы объяснить Джулии, что люди не всегда те, кем они кажутся. Они могут быть гораздо старше, другого пола, чем они говорят, и очень редко они раскрывают что-то о своей настоящей жизни. Мы вместе читаем комментарии и личные сообщения, большинство из них приемлемые и позитивные, и Джулия тренируется в том, как отвечать на них – сначала она проговаривает вслух, что бы она сказала человеку в реальной жизни, а потом пишет ответ. Такая пауза в коммуникации дает ей время подумать и поэкспериментировать с разными вариантами ответов.
Все сообщения с того сайта приходят на мою электронную почту, чтобы я могла вовремя заметить какую-то проблему. При необходимости я вмешиваюсь и объясняю Джулии, почему какой-то комментарий является недопустимым. Мы обсуждаем, когда прекратить коммуникацию с кем-то или взять перерыв. На этой неделе она училась, что значит «спамить», поскольку она разместила видео в чужой ленте, и ей сказали «не спамить».
Также несколько раз в день Джулия заходит на сайт благотворительного приюта для кошек, в котором она работает волонтером, потому что последние 3 месяца она не могла больше ходить в него дважды в неделю как раньше. Это помогает ей узнавать о новых кошках, о том, кто из кошек нашел хозяев, и другие новости.
Компьютер Джулии стоит рядом с моим компьютером, так что я могу приглядывать за ее настроением и контентом, который она просматривает. Мы стараемся, чтобы она не оставалась одна на продолжительные периоды времени, и у нее есть перерывы на аэробику, катание на велосипеде, совместное чтение и дела по дому, в том числе готовку и выпечку. Хотя она стала больше пользоваться Интернетом во время карантина, у нее также улучшились такие навыки как печать на компьютере, грамотность, писательские навыки, и в целом ей теперь гораздо легче выражать свои мысли в письменном виде.
Опыт Марка
Марку 23 года, он впервые начал учиться на онлайн-курсах. Он учится на двух курсах по музыке и на одном курсе по сельскому хозяйству, плюс у него 90 занятий раз в неделю с тьютором из местного колледжа. Марку сложно смотреть на других людей и себя на экране, у него это вызывает перегрузку. Во время совместных занятий он не смотрит на экран. Кроме того, все часто начинают говорить одновременно, потому что в таком формате им сложнее определить, кто говорит сейчас. Марку проще даются занятия с тьютором, потому что они проходят в индивидуальном формате.
Групповые занятия удобны тем, что они предлагают знакомое содержание и проходят в одно и то же время каждую неделю. Марк лучше всего функционирует в предсказуемой обстановке, поэтому для него это плюс. Тьютор колледжа присылает ему рабочие листы до занятия, так что я заранее объясняю Марку, что произойдет во время занятия, и о чем оно будет.
Тьютор старается сосредоточиться на интересах Марка и посвящать одну неделю одной теме. Примеры могут включать лошадей, горы, музыкальные инструменты и разных знаменитостей. Каждое занятие имеет одну и ту же структуру – рабочий лист, тест для чтения с вопросами на понимание, затем Марк читает вслух из книги, которую он читает самостоятельно в течение недели. Ему очень нравятся эти занятия, и он очень мотивирован в них участвовать.
Марк слушает очень много музыки на Youtube и смотрит старые телепередачи с Опрой. Гости в телешоу Опры – это повод для развития новых интересов Марка, он всегда просит у меня книгу или фильм, которые рекомендовали в передаче. Марк всегда держится какой-то одной темы – биографии знаменитостей, фильмы одного режиссера или книги из одной серии. Сейчас у него есть много занятий, которые ему нравятся – чтение, слушание музыки, йога, медитация и раскрашивание, так что Интернет становится для него отправной точкой для развития навыков саморегуляции.
Что учитывать в отношении правил для экранного времени
Важно, чтобы у ребенка или молодого человека были понятные правила для экранного времени, при разработке этих правил важно учитывать:
– возраст ребенка
– для чего именно он использует экранное время
– пассивное ли это (просмотр видео) или активное (комментарии в социальных сетях) потребление онлайн-ресурсов
– идет ли речь об образовательном контенте
– объясните ребенку причины для каждого правила
– введите правила о том, какой контент недопустим (никакого насилия или нецензурных выражений), например, мы вводили ограничения по возрасту, исключая сериалы только для взрослых, в отношении телепрограмм
– определите периоды времени и места, где нельзя иметь доступ в Интернет (например, перед сном, в спальне, во время еды)
Как регулировать пользование Интернетом/экранное время
Если вам кажется, что ваш ребенок слишком много времени проводит перед экраном, вы можете попробовать следующие идеи:
– Определите периоды для Интернета/экранного времени в визуальном расписании ребенка.
– Используйте визуальные таймеры, чтобы показывать ребенку, когда придет время отказаться от устройства.
– Выходите из дома без мобильных устройств.
– Работайте над списком альтернативных занятий вместо экранного времени (настольные игры, чтение, раскрашивание, оформление фотоальбомов и так далее).
– Установите компьютер, которым пользуется ребенок для выхода в Интернет, там, где вы можете наблюдать за его активностью онлайн.
– Будьте образцом для подражания и ограничивайте собственное экранное время, которое не связано с вашей работой.
Регуляция экранного времени стала особенно сложной в период карантина. Попробуйте работать над хорошими привычками в отношении технологий, потому что они будут полезны на протяжении всей жизни. Очень легко потерять счет времени в Интернете, особенно если увлечься какой-нибудь социальной сетью. Оценивайте использование экранного времени, активно учите ребенка Интернет-безопасности и ищите способы использовать онлайн-технологии во благо. Например, я очень благодарна социальным сетям и Zoom за возможность не терять связь с друзьями и родственниками. А онлайн-обучение помогает мне расширять знания и находить новые интересы. Подумайте, как использовать позитивные стороны технологий для развития ребенка. В конце концов, технологии уже никуда не денутся из нашей жизни.
Также смотрите:
Если ребенок «зависает» на электронном устройстве
Обучение детей с аутизмом безопасности в Интернете
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».