Исследование. Медитация уменьшает импульсивность и улучшает внимание детей с аутизмом
Новое исследование показало, что программы «осознанной медитации» на базе школ уменьшают проблемы внимания у детей с аутизмом
Программы на основе «осознанной медитации» или «осознанности» могут улучшить навыки принятия решений и научить детей с аутизмом тому, как сосредоточиться и не действовать импульсивно. Об этом говорится в результатах исследования ученых Ратгерского университета, США. В рамках их экспериментальной программы школьников с аутизмом обучали дыхательным упражнениям для уменьшения тревожности.
Результаты исследования были опубликованы в научном журнале «Research in Developmental Disabilities». Это первое научное исследование, в котором оценивалась эффективность программы осознанной медитации на базе школы для детей с аутизмом. В программе школьников в спектре аутизма учили, как сосредоточиться на собственных ощущениях во время упражнений по контролируемому дыханию.
Практики осознанной медитации обучают людей тому, как переместить фокус своего внимания на то, что происходит здесь и сейчас. Ранее исследования среди нейротипичных детей показали, что практики осознанности эффективны для улучшения навыков принятия решений и предотвращения повышенной тревожности. При этом, тревожность является огромной проблемой для большинства детей с аутизмом.
В рамках исследования ученые провели программу обучения осознанности для 27 высокофункциональных школьников с аутизмом. Возраст детей составлял от 10 до 17 лет. Обучение продолжалось 8 недель. Все дети посещали одну и ту же частную школу для детей с особенностями развития в американском штате Нью-Джерси.
Во время обучения детям объясняли базовые концепции осознанности, а затем их учили конкретным практикам осознанной медитации, в том числе «осознанному дыханию» и фокусированию внимания на своем теле, мыслях и эмоциях. До и после участия в программе дети проходили тестирование по контролю над своими импульсами, вниманию и принятию решений.
«Мы обнаружили, что у детей произошло улучшение навыков исполнительной функции – контроля над своими эмоциями, самоконтроля, способности сосредоточить внимание и гибкости при изменении своей точки зрения», – говорит ведущий автор исследования, Хелен Генова, профессор факультета физиотерапии и реабилитации Медицинской школы Ратгерского университета и директор Лаборатории социального познания и исследований мозга при Фонде Кесслера.
«Наши результаты соответствуют предыдущим исследованиям школьных программ обучения осознанности для детей с типичным развитием. Мы обнаружили, что эти практики учат детей тому, как сделать паузу, остановиться, глубоко вдохнуть. Это уменьшает их импульсивность и помогает им лучше принимать решения», – отмечает она.
Регина Питер, одна из директоров школы «Ньюмарк», где проходило исследование, говорит, что в их школе осознанные медитации являются частью учебного процесса. Практики осознанности проводятся с учениками каждое утро, а также дополнительно перед тестами и соревнованиями.
«Практики осознанности учат наших детей важному навыку – как уделять внимание текущему моменту и отпустить на время все остальное, – говорит Питер. – То, что прекрасно в отношении осознанности – это то, что это инструмент, который вы можете взять и использовать по мере необходимости. Это не лекарственный препарат, у него нет побочных эффектов, и это бесплатно».
Также смотрите:
Методики осознанности для помощи детям с аутизмом
Как научить ребенка с аутизмом релаксации
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»