Личный опыт. PECS – голос для неговорящего ребенка с аутизмом
Мама сына с аутизмом делится опытом применения протокола PECS – системы коммуникации с помощью изображений
Здравствуйте, я мама Франклина, мальчика четырех лет, у которого диагностировали аутизм в два года. Франклин невербальный, у него много сенсорных проблем и трудностей в обучении.
То, что Франклин совсем не говорит, было для меня самой главной проблемой, от которой у меня сердце кровью обливалось с того момента, когда мы осознали, что у него так и не появились первые слова. В то время как моя дочь не переставая болтает, стоит ей открыть глаза, мы отчаянно ждем, надеемся и молимся, что однажды услышим слово, любое слово от Фраклина. Какая мать не мечтает услышать голос своего ребенка?
Когда нам впервые предложили систему PECS как возможный метод для Франклина, мы тут же ухватились за эту возможность. Это была надежда, что он сможет общаться с нами, что у него появится хоть какой-то голос – да-да, разумеется! Скажу честно, каждый день подсказывать ребенку дать вам картинку всякий раз, когда он чего-то хочет – это требует очень много времени, сил и терпения. Но это подход, который может творить чудеса. PECS во много раз уменьшила раздражительность Франклина – ведь теперь, он может объяснить, что он хочет и в чем нуждается. После этого мы уже не оглядывались назад!
Что такое PECS?
PECS – система коммуникации обменом изображениями. Она позволяет невербальным или маловербальным людям общаться с окружающими с помощью картинок. В рамках PECS детей учат подходить к другим людям, привлекать их внимание и обменивать картинку на желаемый предмет или действие. Таким образом, ребенка учат, что такое коммуникация и как ее полностью самостоятельно инициировать.
Очень важно, что PECS – это не картинки сами по себе. Это протокол обучения полностью самостоятельной коммуникации. С помощью PECS ребенок с аутизмом может обратиться с просьбой или выразить любую другую мысль, которую в принципе можно выразить с помощью изображений. PECS можно прекрасно использовать как дома, так и в классе.
Как начать использовать PECS: полезные советы
Саботаж, саботаж и еще раз саботаж! Вы обращаете внимание на все, что интересует ребенка – игрушки, игры, мультики, еду. И тут же подлым образом крадете это, фотографируете и делаете новую карточку PECS. Затем вам нужно активно учить ребенка просить это у вас.
Главное – это мотивация
Если ребенка что-то не интересует, то он не будет это просить. Франклина легко мотивировать едой. Он любит конфеты Parma Violet, они нас сильно выручили. Мы покупали пачки с мини-конфетами, так что я могла получить 10-15 просьб от каждой! Я стараюсь не думать о том, сколько конфет он в итоге умял, но они отлично мотивировали его в самом начале работы с PECS. Другим вариантом стали мини-печенья для вечеринок. Но, наверное, лучше не заниматься с карточками на ночь глядя, а то потом со всем этим сахаром его и не уложишь!
Жестокость ради доброты
После создания карточки уберите любимую игрушку или лакомство за стеклянную дверцу буфета или на верхнюю полку – чтобы ребенок мог видеть то, что ему нужно, но не мог достать. Совершайте променад прямо перед полкой или займитесь аэробикой – что угодно, чтобы привлечь внимание ребенка. Поначалу Франклину было важно увидеть то, что он хочет.
Время решает все
Франклин редко был успешен в обучении PECS, если он был слишком уставшим, раздраженным, перевозбужденным и так далее. Выбирайте время, когда ваш ребенок счастлив и спокоен. Вам нужно, чтобы это был позитивный опыт для него, чтобы у него появилось желание использовать PECS снова и снова.
Навешивайте ярлыки буквально на все
Я стараюсь придумывать изображения для всего, что Франклин только может гипотетически попросить сейчас или в будущем, и наклеиваю ярлыки на все предметы вокруг. (На всякий случай не стойте слишком близко от меня!). Я обнаружила, что, когда я размещаю карточки на сами предметы, это помогает Франклину лучше распознавать символ, так что когда мы начинаем работать с просьбой, у него уже есть какая-то подготовка.
Вы можете услышать противоречивые идеи насчет того, в каком формате должны быть карточки. Лично я не придерживаюсь лишь одного формата. У нас есть символы, черно-белые фото, карточки с рамкой и без рамки. Я специально делаю их разными, чтобы Франклин не зациклился на одном-единственном стиле, а то потом он не сможет обобщить то, чему научился. Я слышала истории о детях, которые могут играть только с зеленым мячом, потому что на карточке зеленый мяч, и могут пить только из розовой чашки, потому что на карточке чашка розовая… думаю, вы понимаете.
PECS подарила Франклину голос. Может быть, он и не говорит слов, но своей книжкой PECS он пользуется так, что только держитесь! Он почти что угодно может попросить с помощью PECS, хотя печеньки остаются бесспорным фаворитом.
Когда Франклин уверенно освоил PECS и процесс обмена карточками, мы начали поощрять его произносить хоть какой-то звук во время просьбы – пусть даже самый незначительный. Мы надеемся, что однажды это позволит ему инициировать речь. Я не сдаюсь и молюсь, что однажды слова придут, и я услышу слово «мама» от моего сына.
Подробная информация о PECS:
Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревинф, 2011. — 416 с. ISBN 978-54214-0026-0
Также смотрите:
Десять причин использовать систему PECS при аутизме
Какие мифы и заблуждения существуют о PECS
10 способов поддержать развитие коммуникацию у маленького ребенка с аутизмом
Что делать, если ребенок с аутизмом не говорит?
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».