15.08.17

Вопрос-ответ. Как справиться с запорами у ребенка?

Руководство для родителей по проблеме, которая очень часто встречается у детей с аутизмом

Источник: Autism Speaks

 

Contispation (1)

 

К симптомам хронического запора у ребенка относятся:

— Очень твердый и плотный стул.

— Боли и затруднения при опорожнении кишечника.

— Ребенок опорожняет кишечник три раза в неделю или реже.

Поговорите с врачом ребенка, чтобы установить, страдает ли ребенок от запора.

Что вызывает запор у детей с аутизмом?

1. Удержание стула

Некоторые дети стараются удержать стул и игнорируют позывы к опорожнению кишечника. Это может произойти по разным причинам, например:

— Страх перед туалетом.

— Нежелание пользоваться туалетом вне дома.

— Нежелание прерывать игру.

— Страх перед болью во время опорожнения кишечника.

2. Приучение к туалету

Дети могут сопротивляться и удерживать стул, когда их пытаются приучить к туалету. Это может стать привычкой, от которой трудно избавиться в дальнейшем.

3. Проблемы питания

— Нехватка клетчатки, которая содержится во фруктах, овощах и цельных злаках.

— Молочные продукты, если у ребенка есть аллергия на коровье молоко, или он употребляет слишком много молочных продуктов.

— Недостаточное потребление воды и других напитков, особенно во время болезни.

— Изменения в аппетите или режиме питания из-за болезни ребенка.

4. Стресс и изменения в привычном распорядке дня.

Путешествия, погодные изменения, а также стресс могут повлиять на работу кишечника.

5. Лекарственные препараты

Некоторые препараты, такие как антациды, антидепрессанты и некоторые препараты для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут вызывать слишком твердый стул.

6. Сопутствующие медицинские проблемы.

Запоры часто возникают у детей, у которых есть двигательные проблемы, в том числе пониженный мышечный тонус и детский церебральный паралич. Также запоры возможны в случае повышенной чувствительности к глютену или казеину.

Острый запор и энкопрез

Острый запор

Данная проблема может возникнуть у некоторых (но не у всех) детей, страдающих от хронического запора. Острый запор может быть вызван слишком большими скоплениями твердого стула в толстой кишке. В результате, ребенок не может опорожнить кишечник в течение нескольких дней. Острый запор диагностируется врачом при пальпации живота или с помощью ренгена. Острый запор часто сопровождается потерей аппетита и вялостью. После опорожнения кишечника ребенок чувствует себя лучше, и симптомы уменьшаются.

Энкопрез

Эта проблема встречается у некоторых (но не у всех) детей с запорами. Энкопрез означает, что во время запора у ребенка протекает жидкий стул. Это распространенная проблема.
Энкопрез может развиться, если ребенок удерживает стул так долго, что ему становится сложно опорожнить кишечник. Стул становится крупнее и суше. Из-за удержания крупного стула мышцы кишечника устают и расслабляются. После расслабления мышц жидкий стул может просачиваться на нижнее белье.

Ребенок не чувствует, что это происходит, и не может контролировать жидкий стул. Обычно это происходит несколько раз в день, из-за чего нижнее белье становится грязным. Иногда энкопрез путают с диареей, однако на самом деле диареи у ребенка нет, так как основная масса стула в кишечнике остается твердой.

Многие дети, страдающие энкопрезом, испытывают потерю аппетита и снижение интереса к повседневным занятиям. После опорожнения кишечника ребенок чувствует себя лучше, и эти симптомы уменьшаются.

Лечение запоров

Можно выделить три основных подхода к лечению запоров.

Поговорите с врачом ребенка о том, какой тип лечения лучше подойдет в вашем случае:

1. Изменения в питании

Увеличение уровня клетчатки в рационе облегчит опорожнение кишечника.

Увеличение потребления жидкости, особенно воды и сока, помогает смягчить стул и уменьшает вероятность запора.

2. Поведенческие изменения

Регулярные физические упражнения. Физическая активность улучшает работу мышц живота, что облегчает опорожнение кишечника. Регулярные упражнения, в том числе прогулки, прыжки через скакалку, игры с мячом, езда на велосипеде и плавание, могут помочь при запорах.

Обучение опорожнению кишечника в туалете. Важно, чтобы ребенок умел пользоваться туалетом при первых же позывах. Лучший способ научить его этому – запланированное и продолжительное «сидение в туалете», когда ребенка поощряют за то, что он просто сидит на унитазе продолжительное время.

3. Лекарственные препараты

Для регулярного опорожнения кишечника детям часто нужны препараты. Это могут быть:

— Препараты для ежедневного приема.

— Препараты для однократного приема, которые «прочищают» кишечник при сильных затруднениях с опорожнением.

Увеличение клетчатки в рационе ребенка

Питание с высоким уровнем клетчатки способствует регулярному опорожнению кишечника и предотвращает запоры. Клетчатка — это вещество, которое организм не может переварить. Есть два типа клетчатки — растворимая и нерастворимая. Растворимая клетчатка способствует попаданию воды в кишечник. Нерастворимая клетчатка способствует прохождению стула через кишечник. Для предотвращения запоров необходимы оба типа клетчатки.

Клетчатка — это важная часть здорового питания. Много клетчатки содержат такие продукты как фрукты, овощи, цельные зерна, бобовые, орехи и семена. Они также содержат много белка, витаминов и минералов. Рацион с высоким содержанием подобных продуктов — это наилучший способ получить достаточно клетчатки.

Где найти клетчатку

При покупке продуктов вы можете проверить информацию о питательной ценности продукта, в том числе, уровне клетчатке. Хороший выбор — продукты, в которых содержится как минимум 2 грамма клетчатки на одну порцию.

Во время покупок обратите внимание, содержат ли продукты цельные зерна, цельнозерновую муку и овсяные хлопья. Возможно есть варианты любимых продуктов вашего ребенка с цельным зерном, то есть, более высоким содержанием клетчатки. Например, вам могут подойти сырные крэкеры с цельным зерном, хлеб из цельнозерновой пшеничной муки, хлопья с повышенным содержанием клетчатки.

Рекомендуемые нормы потребления клетчатки

— Возраст от 1 до 3 лет: 19 грамм в день (для мальчиков и девочек).

— Возраст от 4 до 8 лет: 25 грамм в день (для мальчиков и девочек).

— Возраст от 9 до 13 лет: 31 грамм в день для мальчиков и 26 грамм в день для девочек.

Примеры продуктов с высоким содержанием клетчатки

— Белая фасоль: 9,5 грамма на 1/2 стакана.

— Овсяные хлопья: 8,8 грамма на 1/2 стакана.

— Красная фасоль: 8,2 грамма на 1/2 стакана.

— Бобы: 7,5 грамма на 1/2 стакана.

— Груша (с кожицей): 4,3 грамма на маленькую грушу.

— Малина: 4,0 грамма на 1/2 стакана.

— Запеченная картошка (с кожицей): 3,8 грамма на одну штуку.

— Миндаль: 3,3 грамма на 30 грамм.

— Яблоко (с кожицей): 3,3 грамма на одну штуку.

— Банан: 3,1 грамма на одну штуку среднего размера.

— Апельсин: 3,1 грамма на одну штуку среднего размера.

— Арахисовое масло: 3,0 грамма на 2 столовых ложки.

— Брокколи: 2,8 грамма на 1/2 стакана.

— Зеленый горошек: 2,5 грамма на 1/2 стакана.

— Авокадо: 2,3 грамма на 1/2 стакана.

— Кукуруза: 1,6 грамма на 1/2 стакана.

— Клубника: 1,5 грамма на 1/2 стакана.

— Дикий рис: 1,5 грамма на 1/2 стакана.

— Изюм: 1,4 грамма на 1/2 стакана.

— Попкорн: 1,2 грамма на 1 стакан.

Увеличение клетчатки и жидкости в рационе ребенка

Желательно предлагать детям продукты, богатые клетчаткой, с самого раннего возраста, чтобы их употребление вошло у них в привычку на всю жизнь.

Если ваш ребенок страдает от запора в данный момент, важно увеличивать уровень клетчатки очень постепенно — в течение 2-3 недель. Слишком резкое увеличение уровня клетчатки в питании может привести к ухудшению запора или вызвать повышенное газообразование, боли в животе и диарею.

Увеличение уровня клетчатки будет эффективно, только если ребенок также начнет пить больше жидкости. Убедитесь, что ребенок не просто начал есть больше клетчатки, но так же начал пить больше воды и сока.

Как увеличить уровень клетчатки без сопротивления ребенка

Дети с аутизмом часто сопротивляются переменам, особенно переменам в питании. Родителям нужно быть терпеливыми и пробовать разные подходы, например:

— Перейти на крэкеры и макароны из цельного зерна.

— Попробовать цельнозерновой хлеб и пиццу. Многие виды цельнозернового хлеба не отличаются по виду от обычного белого хлеба.

— Предлагать ребенку мюсли из цельного зерна или попкорн в качестве перекуса.

— Предлагать ребенку сушеные фрукты в качестве сладкого лакомства (чернослив, курагу, изюм).

— Попробовать делать коктейли из замороженных фруктов или ягод на основе сока или молока.

— Предложить ребенку палочки из морковки, болгарского перца или сельдерея, которые можно обмакивать в ореховую пасту, хумус или салатную заправку.

— Добавлять в любимые блюда ребенка измельченные овощи или овощное пюре, например, их можно добавить в макароны или пиццу.

— Делать смешные рожицы или фигурки из ломтиков фруктов и овощей.

— Предложить ребенку обмакивать ломтики фруктов в ореховую пасту или его любимый вид йогурта.

— Печь печенье, кексы или пирожки из цельнозерновой муки.

Увеличение объема потребляемой жидкости

Для сохранения здоровья организма необходимо достаточное количество воды. Она содержится как в продуктах, так и в напитках. При увеличении количества клетчатки в рационе также необходимо увеличить потребление жидкости.

Сколько жидкости необходимо?

— «Следуйте за жаждой». Объем воды, который нужен ребенку, меняется в зависимости от физической активности и того, что ребенок ест. Поэтому очень важно следить за признаками жажды у ребенка.

— Когда ребенок пьет достаточно воды, его моча становится прозрачной, светло-желтого цвета. Темная моча цвета чая обычно означает, что ребенку нужно больше пить.

Типы жидкости

1. Вода: наилучший источник жидкости.

2. Стопроцентный сок: полезен для здоровья, но его нужно ограничивать.

— 120-180 мл в день для детей младше 6 лет

— 240-360 мл в день для детей старше 6 лет

— В некоторых соках (грушевый, яблочный, сливовый) содержатся сахара, которые действуют как естественное слабительное и могут помочь при запоре.

3. Молоко:

— Важная часть питания ребенка.

— Чрезмерное потребление молока может привести к запору.

— Желательная норма для молока: 480-720 мл в день (2-3 чашки).

4. Спортивные напитки и напитки с электролитами:

— Часто в них добавляют сахар.

— Не лучший выбор для детей.

— Уточните у врача, прежде чем давать такие напитки ребенку.

5. Фруктовые напитки, сладкая газировка:

— Как правило, в них добавляют сахар.

— Не лучший выбор для детей.

— Лучше приберегать их для специальных случаев, например, праздников, не стоит давать их ребенку регулярно.

Жидкости и запор

Очень важно увеличить объем потребления жидкости одновременно с увеличением количества клетчатки. Жидкость помогает смягчить стул и облегчает опорожнение кишечника.

— Некоторые соки (грушевый, яблочный, сливовый) являются естественными слабительными.

— Желательно давать ребенку много пить между приемами пищи, это способствует регулярному опорожнению кишечника.

— Напитки с большим количеством сахара, кофеином или «обогащенные витаминами» могут усилить запор.

Советы для увеличения объема жидкости в рационе

— Предлагайте ребенку попить воды между приемами пищи, на полный желудок ребенок может пить слишком мало.

— Во время легкого перекуса и в качестве лакомства предлагайте ребенку фрукты с большим содержанием воды, например, виноград, апельсины или арбуз.

— Держите бутылку или чашку с водой под рукой, чтобы ребенок всегда мог немного попить. Добавьте немного цитрусового сока в воду, чтобы она стала вкуснее. Или попробуйте добавить в воду немного другого напитка.

— Подавайте пример. Дети чаще пьют воду, когда они видят, что их родители, братья или сестры пьют воду.

Обучение опорожнению кишечника в туалете

При запорах очень важно научить ребенка пользоваться туалетом как только он почувствовал первые позывы. Проще всего обучить это с помощью ежедневного периода времени, когда ребенок долго сидит на унитазе. Когда ребенок привыкнет сидеть на унитазе подолгу, ему будет проще расслабить мышцы, которые удерживают стул. С помощью ежедневного времени для сидения на унитазе ваш ребенок станет реже удерживать стул. Когда ребенок перестает удерживать стул, то кишечник возвращается к нормальному размеру и становится более чувствительным.

Как приучить ребенка каждый день подолгу сидеть на унитазе

1. Будьте терпеливы с собой и с ребенком. Обучение новому навыку, особенно этому навыку, не бывает простым.

2. Начинайте с приучения ребенка к сидению на унитазе, даже если он при этом не испражняется:

— Начинайте с 1-2 минут. Очень медленно увеличивайте время до 10-12 минут.

— Используйте визуальный таймер, чтобы ребенок понимал, сколько ему нужно сидеть.

— Предложите ребенку какое-нибудь тихое занятие, пока он сидит на унитазе. Например, чтение книги, рисование, карманную компьютерную игру, прослушивание музыки или аудиокниги.

— Постарайтесь приберечь любимое занятие ребенка до времени сидения на унитазе и не предлагайте его в другое время.

— Хвалите ребенка даже за небольшой прогресс.

— Никогда не заставляйте ребенка сидеть на унитазе и никогда не удерживайте его на нем силой, если вы не работаете со специалистом по поведению, который поможет вам делать это безопасно.

3. Выберите время, когда ваш ребенок будет пользоваться туалетом.

— Если использование туалета станет постоянной частью ежедневного расписания ребенка, то это поможет выработать нормальный режим опорожнения кишечника.

— Дети с аутизмом часто любят рутину. Если сидение на унитазе станет частью ежедневного расписания, то это снизит риск сопротивления ребенка.

— Попробуйте использовать визуальное расписание из картинок, одним из пунктов которого будет время в туалете.

— Если ребенок чаще всего опорожняет кишечник в какое-то время суток, то постарайтесь запланировать сидение на унитазе на это время.

— Для большинства людей наилучшим временем будет утро, но оно может не подойти ребенку, которого будут торопить по утрам в детский сад или школу.

— Для некоторых детей наилучшее время — после прихода домой из школы или детского сада.

4. Позаботьтесь, чтобы ребенку было комфортно.

— Подберите сидение для унитаза или горшок, который будет наиболее удобным для вашего ребенка.

— Используйте детское сидение для унитаза, если обычное сидение слишком велико для ребенка.

— Используйте подставку для ног, если ноги ребенка не касаются пола.

Как научить опорожнять кишечник в туалете

1. Убедитесь, что ваш ребенок продолжительное время сидит на унитазе 1-2 раза каждый день.

2. Учите ребенка, что «какашки отправляются в унитаз», опорожняя туда грязные подгузники или белье.

3. Постарайтесь, чтобы время для сидения на унитазе было тогда, когда, по вашему мнению, у ребенка наиболее вероятен стул.

4. Перед сидением в туалете постарайтесь стимулировать гастроколический рефлекс. Этот рефлекс наступает после еды или питья и позволяет мышцам кишечника избавиться от стула после еды. Чтобы стимулировать этот рефлекс, постарайтесь, чтобы ребенок поел или перекусил, а также выпил теплый напиток перед тем, как сесть на унитаз.

5. Наблюдайте за возможными признаками в поведении ребенка. Если вы заметите, что он хочет в туалет, то отведите его туда. Признаки могут включать:

— Изменения в мимике.

— Попытки уйти в тихую часть дома.

— Мышечное напряжение.

Положительное подкрепление

— Начинайте с наград для ребенка за то, что он просто сидит на унитазе.

— Когда ребенок начнет опорожнять кишечник на унитазе, начинайте награждать его за это.

— Лучше всего работают небольшие награды, которые ребенок получает сразу же после нужного поведения.

— С течением времени давайте награды реже.

Постарайтесь не использовать еду в качестве награды. Вместо этого можно наградить ребенка с помощью:

— Пения любимой песенки вместе с ребенком.

— Объятий, щекотки, устной похвалы.

— Любимой игры с ребенком.

— Наклеек, которые позволят ребенку отслеживать свои успехи.

— Времени за любимым занятием.

— Жетонов (в виде наклеек, звездочек или других предметов), которые потом можно обменять на очень большие награды, например, на поход в кино или в парк.

У многих детей с аутизмом есть особые интересы. Их можно использовать при планировании наград. Например, если ребенок интересуется машинами, то в качестве награды он может просматривать автожурналы. Если ребенок любит поезда, то в качестве награды он может получать наклейки с поездами.

Положительные награды намного быстрее приводят к нужным изменениям в поведении, чем любые наказания или критика.

Если ребенок испачкался

— Скажите что-то вроде «Я заметила, что ты испачкался» или «Пожалуйста, переоденься».

— Помогите ребенку это сделать по мере необходимости.

— Не ругайте ребенка и не привлекайте к случившемуся внимания.

Если ребенок не хочет сидеть в туалете

— Постарайтесь, чтобы ребенок был как можно ближе к туалету, когда он начинает опорожнять кишечник. Если ребенок делает это в подгузники стоя, то старайтесь, чтобы он делал это стоя в туалете.

— Когда ребенок испражнился в подгузник, то выбросите содержимое подгузника в унитаз на глазах ребенка.

— Приучайте ребенка сидеть на опущенной крышке унитаза в одежде. Дайте ребенку какую-нибудь игрушку, которая может занять его на какое-то время.

— С течением времени переходите к тому, чтобы ребенок сидел на унитазе с поднятой крышкой, но в подгузнике.

— Когда ребенку будет комфортно сидеть на унитазе с поднятой крышкой, вырежьте отверстие в подгузнике и увеличивайте его с течением времени. Постарайтесь, чтобы ребенок сел на унитаз в подгузнике во время опорожнения кишечника.

Помощь специалиста

Очень часто семье трудно изменить то, что происходит дома. Приучение к туалету может стать очень сложной поведенческой проблемой. Некоторые семьи нуждаются в дополнительной поддержке специалиста. Признаки того, что семье нужна дополнительная помощь, включают:

— Ребенок сильно расстраивается, когда его отводят в туалет.

— Ребенок все дольше удерживает стул.

— У ребенка прогрессируют запоры.

— Все, что связано с туалетом, вызывает у ребенка истерики или агрессию.

Специалисты могут включать детского психолога, поведенческого аналитика, педиатра. Иногда сотрудники детского учреждения, которое посещает ребенок, могут помочь в поиске подходящего специалиста.

Препараты для ежедневного приема

— Можно начать их прием сразу же, если у ребенка нет острого запора.

— Принимаются перорально.

— Наиболее эффективны при ежедневном приеме.

Цель приема препарата:

— Мягкий стул и опорожнение кишечника каждый день.

— Весь стул выходит из кишечника.

Дозировка препарата:

— Начальную дозу препарата должен назначить врач. Иногда дозировку нужно варьировать. Поговорите об этом с врачом, он поможет вам изменить дозировку.

Когда необходимо увеличить дозировку препарата:

— Мелкий и твердый стул.

— Ребенок не опорожняет кишечник каждый день.

— Ребенку трудно опорожнять кишечник, либо он испытывает при этом боль.

Когда нужно уменьшить дозировку препарата:

— Жидкий стул.

— У ребенка боли или спазмы в животе.

Продолжительность медикаментозного лечения

— Как правило, курс лечения продолжается не меньше 6 месяцев.

— После 6 месяцев ежедневного опорожнения кишечника врач может решить постепенно снижать дозировку препарата.

— Если прекратить прием препарата до того как кишечник придет в норму, то запор снова начнется.

— Важно убедиться, что у ребенка каждый день бывает мягкий стул.

Как действуют препараты для лечения запора?

Есть три типа слабительных. Они действуют по-разному.

1. Осмотические слабительные. Они переносят воду в стул, чтобы он оставался мягким. Безопасны и часто назначаются детям. Как правило принимаются каждый день. Подходят для длительного приема.

Примеры: полиэтиленгликоль без электролитов, гидроксид магния, цитрат магния, лактулоза, сорбитол.

2. Стимуляторные слабительные. Они способствуют сокращениям мышц кишечника и продвигают стул в кишечнике. Как правило, их назначают для однократного приема.

Примеры: сенна, бисакодил.

3. Смазывающие слабительные. Облегчают прохождение стула по кишечнику с помощью масляной основы.

Примеры: вазелиновое масло, глицериновые суппозитории.

Препараты для лечения острого запора

Острый запор происходит, когда большие массы плотного стула закупоривают кишечник. Если врач считает, что произошла закупорка кишечника, то в качестве первого варианта лечения он может прописать препарат, который «прочистит» кишечник.

Ваш врач определит вместе с вами наилучший тип препарата. Иногда лучше всего подходят препараты, которые принимаются перорально. Иногда лучше подходят препараты, которые вводятся в кишечник. Такая «прочистка» обычно занимает 2-3 дня. Лучше всего ее проводить в выходные или на каникулах. Ребенку нужно будет провести 2-3 дня рядом с туалетом и часто пользоваться им.

Подобные препараты может назначить только врач. Он объяснит вам, как долго и как часто принимать препарат.

Процедура клизмы

В большинстве случаев лечение запора у детей проводится с помощью препаратов, которые принимаются перорально. В некоторых случаях дети нуждаются в препарате, который вводится в прямую кишку. Поговорите с врачом о том, какое лечение лучше всего подойдет вашему ребенку. Не делайте ребенку клизму, не поговорив предварительно с врачом. Ниже приводится информация о проведении клизмы, если в ней есть необходимость.

Как подготовить ребенка к клизме

— Объясните процедуру ребенку понятным ему образом, возможно, прибегая к иллюстрациям.

— Позвольте ребенку осмотреть и потрогать бутылочку для клизмы.

— Прикоснитесь наконечником клизмы к его руке, чтобы он знал, на что это похоже.

— Помогите ребенку заранее попрактиковаться в том, как правильно лежать во время клизмы.

Подготовка к проведению клизмы

— Очень внимательно прочитайте инструкцию к клизме. Ознакомьтесь с изображениями и указаниями в инструкции.

— Убедитесь, что клизма комнатной температуры.

— Подготовьте все необходимое: бутылочку клизмы; полотенце, на которое ляжет ребенок; подушки; музыку, любимую игрушку или другие предметы, которые помогут ребенку сохранять спокойствие; влажные очищающие салфетки.

— Решите, где вы будете проводить клизму. Иногда лучше всего положить ребенка на одеяло или большое полотенце на полу в ванной комнате рядом с унитазом.

— Положите полотенца и/или подушки, чтобы вашему ребенку было комфортно лежать.

— Попросите другого человека расположиться на уровне глаз ребенка во время процедуры — читать ему, петь, разговаривать, играть музыку или иначе отвлекать его и помогать лежать неподвижно.

Как сделать клизму

1. Помойте руки.

2. Снимите защитный колпачок на наконечнике клизмы. На наконечнике должна быть смазка, которая облегчает введение клизмы.

3. Помогите ребенку лечь на левый бок так, чтобы колени прижимались к груди.

4. Пусть ваш помощник говорит с ребенком или поет ему, стараясь успокоить и подбодрить.

5. Держите клизму в одной руке. Другой рукой раздвигайте ягодицы до тех пор, пока не увидите заднепроходное отверстие.

5. Очень осторожно введите конец бутылочки в анальное отверстие. Не засовывайте его с силой.

6. Расположите конец клизмы по направлению к спине ребенка. Содержимое клизмы должно попадать на стенку кишечника, а не на каловые массы.

7. Сжимайте клизму до тех пор, пока почти весь объем не будет введен.

8. Если это возможно, постарайтесь, чтобы ребенок полежал так 15-20 минут. Вы можете придержать его ягодицы, чтобы помешать ему слишком рано вытолкнуть содержимое клизмы.

9. Если ваш ребенок носит подгузники, то наденьте подгузник.

10. Если ребенок пользуется туалетом, то посадите его на унитаз через 15-20 минут. Жидкость должна выйти в унитаз вместе со стулом.

Если на любом этапе ребенок сильно расстроится, начнет плакать, кричать, лягаться, то нормально прекратить процедуру. Поговорите с врачом о других методах лечения запора.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal