26.03.13

Вопрос-ответ. Как руководить сотрудником с аутизмом?

Как избежать или преодолеть возможные сложности при приеме человека с аутизмом на работу, и как гарантировать взаимовыгодные и эффективные рабочие отношения.

Перевод: Елизавета Морозова
Источник: National Autistic Society

Работа с человеком, у которого есть расстройство аутистического спектра (РАС), включая синдром Аспергера, может стать очень плодотворным и обогащающим опытом как для руководителей, так и для коллег, но эта ситуация может быть связана с некоторыми трудностями.

job01

Подростки из школы для детей с аутизмом получают первый опыт работы в качестве волонтеров в центре помощи пожилым. Фото: Daily News

Информированность об аутизме поможет избежать возможных недоразумений

Когда в отношениях с сотрудником с аутизмом возникают проблемы, это чаще всего связано с социальным взаимодействием и трудностями в коммуникации. Если вам стало известно о подобных проблемах, действуйте незамедлительно и тактично, а также проинформируйте других сотрудников о потенциальных источниках недоразумений.

– Если человек кажется отстраненным и незаинтересованным во время разговоров с коллегами или часто говорит «не то», то помните (и, если это уместно, напоминайте коллегам), что такое поведение почти наверняка является непреднамеренным и, скорее всего, связанно с коммуникационными трудностями человека.

– Если человек слишком активно старается «вписаться в коллектив» и раздражает своих коллег, потому что «встревает» в чужие разговоры, то проявите терпение и понимание. В случае необходимости поясните человеку, когда он нарушает чужие границы. И помните, что напоминания о чужих границах нужны не только человеку с РАС – другим сотрудникам тоже не помешает помнить, что их отношение непосредственно влияет на качество работы коллеги с аутизмом.

– Если человек начинает испытывать сильную тревогу по какой-то причине, постарайтесь определить причину тревожности. Беседа с глазу на глаз – наилучший способ прояснить эту проблему. Причина, скорее всего, окажется не связанной с прямыми рабочими обязанностями. Например, человек может испытывать очень сильный стресс, но не потому, что не справляется с работой, а потому что коллеги дают слишком запутанные и абстрактные инструкции, или потому что у него «подвисает» компьютер, или потому что ему трудно добираться до работы. Будет полезно обсудить самую экстренную проблему, а также участливо задать сотруднику конкретные (не слишком навязчивые) вопросы, чтобы выявить корень проблем.

jobs02

Подросток с тяжелой формой аутизма получает первый опыт работы с помощью поддерживаемого трудоустройства в магазине. Фото: Guardian

Какие трудности могут возникнуть у человека с РАС?

Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут иметь соответствующую квалификацию для самой разной работы, и многие успешно работают на различных должностях – от бухгалтера до администратора, от журналиста до аналитика. Тем не менее, для того чтобы добиться такого успеха им нужно преодолеть определенные трудности, в особенности в следующих областях:

– Социальная коммуникация

– Социальное взаимодействие

– Социальное воображение

У них также могут быть трудности с адаптацией своих навыков и знаний к новым задачам и условиям работы. Эти трудности могут осложнить положение человека на рабочем месте.

Возможны и недоразумения с другими сотрудниками, особенно если РАС является «невидимым» расстройством. Коллеги, не знакомые с проявлениями РАС, могут ошибочно считать поведение человека грубым, бесчувственным или недружелюбным. По счастью, существуют простые способы гарантировать, что человек получает всю необходимую поддержку, и обеспечить положительные рабочие отношения в коллективе.

«Мне трудно понимать социальные намеки и трудно понять, что делать, когда я что-то неправильно понял», – человек с РАС.

jobs03

Молодые люди с аутизмом работают тестерами ПО в компании Specialist. Фото: Fox & Hound

Как можно преодолеть эти трудности?

Есть два основных пути, с помощью которых работодатели могут поддержать сотрудника с РАС и предотвратить возможные проблемы:

Формальная помощь. К формальной поддержке относятся различные методы: от консультантов-тренеров по работе до государственных инициатив по оплате дополнительных расходов на адаптацию сотрудника к рабочему месту. Служба занятости «Перспективы» при Национальном обществе аутизма предоставляет консультации по этим и другим методам.

Неформальная помощь. Помимо формальной поддержки вы можете сделать очень многое в вашей организации, чтобы обеспечить ясную коммуникацию и необходимую поддержку под рукой. В большинстве случаев такая поддержка не требует больших усилий и времени, чуть ниже описываются конкретные примеры подобной помощи.

Как можно обеспечить слаженную работу?

– Убедитесь, что ваши инструкции точны и конкретны. Старайтесь всегда давать человеку четкие инструкции о том, как именно выполнить то или иное задание, от начала до конца. В этом залог успешных рабочих практик. Не предполагайте, что человек уловит смысл ваших неформальных инструкций. Например, вместо того, чтобы говорить «раздайте всем копии этого документа», лучше сказать «сделайте копии этого документа и дайте их Сэму, Мэри и Ахмеду». Обычно эффективнее предоставлять письменные инструкции вместо устных. Полезно попросить человека повторить полученные инструкции, чтобы убедиться, что он верно их понял.

– Проследите, чтобы обстановка на рабочем месте была хорошо структурирована. Некоторые люди с РАС нуждаются в очень высокой структурированности рабочей обстановки. Вы можете помочь им, если будете вместе с ними расставлять приоритеты заданий, планировать выполнение заданий на день, на неделю и на месяц, а также разделять крупные задания на маленькие шаги. Некоторым людям нужна точная информация о том, когда начинать и когда заканчивать работу, и им нужна помощь с установлением расписания по перерывам и обедам.

– Проясните ваши ожидания от работы. Сотруднику с РАС лучше как можно подробнее описать свои ожидания. Вам нужно рассказать не только о рабочих обязанностях, но и объяснить местные правила этикета и неписанные правила поведения на рабочем месте. Ясно дайте понять, что вы предоставляете человеку дополнительные адаптации на рабочем месте не потому, что он не справляется с работой, а потому что адаптации помогают ему работать еще лучше.

jobs04

Этот мужчина с аутизмом получил работу администратора в центре для взрослых с нарушениями развития после того, как рассказал о проблемах с поиском работе в прессе. Фото: Pluss.org.uk

– Предоставляйте человеку деликатную, но прямолинейную обратную связь. Людям с РАС трудно понимать социальные намеки, так что убедитесь, что ваша обратная связь – честная, конструктивная и последовательная. Если человек неправильно выполнил задание, то не намекайте на проблемы – вместо этого тактично, но ясно объясните, что было сделано неправильно, убедитесь, что человек вас понял, и расскажите, что следовало сделать вместо этого. Учтите, что у человека с РАС, с большой вероятностью, очень низкая самооценка и был опыт издевательств со стороны других людей, так что будьте деликатны во время критики и по мере возможности предоставляйте положительную обратную связь.

– Регулярно обсуждайте с человеком результаты его труда. Менеджерам рекомендуется регулярно говорить с глазу на глаз со всеми своими подчиненными, чтобы обсудить результативность, предложить комментарии и рекомендации по улучшению результатов. При работе с сотрудниками с РАС рекомендуются короткие, но частые встречи для обсуждения результатов, а не продолжительные встречи через большие интервалы времени.

– Информируйте других сотрудников. Исследования показывают, что если человек с РАС решает открыто рассказать о своем диагнозе, а затем его коллеги получают общую информацию и рекомендации в отношении РАС, то это выгодно для всех сторон. В некоторых случаях сотрудник с РАС может написать документ для других сотрудников о своем аутизме, его проявлениях и связанных с ним трудностях. Вы можете также распространить среди сотрудников готовую информацию для сотрудников. Служба трудоустройства «Перспективы» может предоставить вашим сотрудникам ресурсы или провести тренинг для сотрудников по вопросам инвалидности в целом и по аутизму в частности.

– Предоставляйте обучение и мониторинг. Когда человек с РАС приступает к новой работе или новым обязанностям, то четкое и структурированное обучение просто незаменимо. Это обучение можно предоставить неформально на рабочем месте, это может сделать менеджер, коллеги или наставник, или же обучение можно провести как формальный тренинг.

– Различные благотворительные и государственные организации Великобритании предоставляют компаниям такую услугу как «консультант-тренер на рабочем месте» для новых сотрудников с аутизмом, Департамент трудоустройства и пенсий часто оплачивает подобное обучение на рабочем месте для сотрудников с инвалидностью.

jobs05

Некоммерческая организация «Розы для аутизма» нанимает людей с аутизмом для работы по выращиванию цветов и оформлению букетов. Фото: Pluss.org.uk

– Помимо обучения, человеку с РАС может помочь наставник или приятель на рабочем месте – сочувствующий коллега, к которому человек может обратиться, если почувствует стресс, тревожность или замешательство. Наличие человека, к которому можно обратиться в состоянии стресса, как правило, позволяет пресечь любые проблемы в зародыше, да и для самого наставника это станет ценным опытом.

– В случае стрессовой ситуации старайтесь успокоить сотрудника. Люди с РАС могут быть склонны к перфекционизму, и часто они страдают от сильной тревожности, если их результаты не идеальны. Это значит, что в таких ситуациях у них может развиться очень сильный стресс. Вы можете помочь, если предложите конкретные решения в таких ситуациях. Например, вы можете сказать: «Если копир сломается, используйте другой копир на третьем этаже». Аналогичным образом, заверьте человека, что если он изредка опаздывает из-за проблем с транспортом или других непредсказуемых факторов, то это не беда.

«У меня прекрасная память на факты и цифры, например, на номера машин и расписания транспорта. Я никогда не записываю телефонные номера. Я могу запомнить любые шутки, анекдоты и даже сценарий целого фильма», – человек с РАС.

История Дэвида и Джеки

Дэвид уже работал в моей команде как ассистент по клиентским продажам, когда я стала его менеджером в 2002 году. Раньше я никогда не работала с людьми с РАС, но я кое-что почитала по этой теме, и ко мне обратилась социальный работник Дэвида из службы трудоустройства «Перспективы». Она сразу захотела со мной поговорить, и это оказалось очень полезным.

Дэвид просто потрясающе работает с клиентами, у него прекрасные навыки общения. Когда я начала с ним работать, у нас не возникло каких-то особых проблем, требующих решения. В основном это заслуга «Перспектив», которые показали нам, как можно предотвратить различные трудности заранее. Очень удобно, что они всегда были доступны, чтобы предоставить мне необходимую обратную связь. Мне кажется, что мне очень повезло, что такой сотрудник как Дэвид в моей команде. Руководство таким сотрудником помогло мне понять, что все люди разные, и к каждому нужно искать свой подход, исходя из его индивидуальных сильных сторон. В нашей команде все ценят Дэвида как члена нашей рабочей семьи.

Джэки Копас, менеджер по работе с клиентами Первых западных железных дорог Великобритании.