04.08.14

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом справиться с летним расписанием?

Пять рекомендаций, которые помогут ребенку избежать лишних стрессов во время летних каникул

Автор: Мэри-Джейн Уилльямс / Mari-Jane Williams
Источник: Washington Post

 

summer-beach-boy

 

Лето. Драгоценные недели, когда не надо ходить в школу и можно просто нежиться на солнце — для большинства детей это дар свыше. И будем честны: родители тоже не прочь отдохнуть от домашних заданий и родительских собраний. Однако ни к чему не обязывающий распорядок дня на каникулах может стать причиной проблем у детей с аутизмом и их родителей.

Эти дети полагаются на структурированную атмосферу учебного года. Хотя бы пять дней в неделю ребенок точно знает, что и когда произойдет. Это помогает ему разобраться в окружающем мире, который перегружает его постоянной какофонией звуков, запахов и сменой обстановки.

«Если подумать о том, что такое аутизм, то он связан с двумя основными областями, в которых возникают трудности, — рассказывает Лорен Кенворти, директор Центра расстройств аутистического спектра в Детском национальном медицинском центре в Вашингтоне. — Первая такая область — это социальное взаимодействие, а вторая — сильная потребность в повторении, стабильности и однообразии. Многое из этого такие дети получают в школе, где каждый день есть один и тот же распорядок».

Не так давно я говорила с Кенворти по телефону, и она предложила несколько стратегий, с помощью которых родители могут помочь ребенку с аутизмом справиться с гибким летним расписанием и непредвиденными событиями. Вот ее рекомендации:

— Используйте календарь, чтобы отмечать «типичные» летние дни, выходные, поездки и праздники. Затем разработайте расписание для «типичного» дня, который максимально приближен к школьному дню, например, перерывы и обед происходят в то же время. Расписание может быть предельно конкретным или более размытым. Подумайте о том, что ребенок будет делать каждый день, например, чистить зубы или читать в течение получаса, и выделите для этих дел специальное время в расписании, чтобы ребенок всегда знал, что произойдет в течение дня. Сделайте как можно более наглядное визуальное расписание, чтобы ребенок мог сверяться с ним и всегда знал, что произойдет потом.

— Обсудите с вашим ребенком План А, но также проговорите с ним план Б на случай, если все пойдет не так, как запланировано. Например, если вы планируете пойти в бассейн, скажите ребенку, что если погода будет плохая, или окажется, что бассейн закрыт, то вы пойдете в другое место, и это ваш план Б. Помогите ребенку научиться планировать на месте, проговаривая с ним изменения в ваших планах. Ему будет проще регулировать свое состояние и избегать истерик, если он осознает, что изменения в планах — это не конец света. «Объясняйте ему, как справиться с неожиданными событиями, и как вы сами справляетесь с ситуациями, когда вам трудно с собой совладать, — говорит Кенворти. — Говорите вслух, скажите: «Это было неожиданно, и я очень расстроена, я думаю, теперь нам нужно составить план Б». Дети могут активно участвовать в процессе планирования, когда родители обращаются к ним за помощью в связи с возникшими проблемами. И в следующий раз, когда вам понадобится план Б, ребенок будет понимать, что это значит».

— Избегайте закрепления плохих привычек. Нелегко соблюдать распорядок дня летом, когда вам хочется просто расслабиться и ни о чем не думать, но если вы будете придерживаться строгих правил в отношении времени для еды и сна, а также ограничите время за компьютером или телевизором, то это благотворно скажется на состоянии ребенка, считает Кенворти. Вы знаете, что может вызывать перегрузку у вашего ребенка. Для некоторых детей это беспорядок в доме. Для других — определенные виды шума. А для некоторых — это любое непредвиденное отклонение от намеченных планов. Соблюдение ежедневной рутины и обычных правил поведения дома, даже летом, поможет предотвратить срыв у ребенка.

— Обращайте внимание на признаки перегрузки. Очень важно, чтобы вы вовремя замечали, что у ребенка начинается перегрузка, и забирали его из сложной ситуации до начала истерики, говорит Кенворти. «Подхватите ребенка, когда он еще только ворчит, а не впал в ярость, — говорит она. — Спросите себя, какие признаки перегрузки у вашего ребенка вы знаете, и что может помочь ему в такой ситуации. Это может прозвучать странно, но стойте рядом, а не просто что-то делайте. Иногда самое верное — сделать шаг назад и наблюдать за ребенком, а не говорить слишком много, потому что это не поможет».

— Сохраняйте позитивный настрой, всегда. С любым ребенком намного эффективнее поощрять хорошее поведение, чем наказывать плохое. Кенворти говорит, что родители должны в четыре раза чаще хвалить своего ребенка, чем поправлять или критиковать его. Когда ваш ребенок сильно действует вам на нервы, это может быть непростой задачей, но Кенворти предлагает взять ручку и ставить отметку на одной руке каждый раз, когда вы хвалите ребенка, и ставить отметку на другой руке, каждый раз, когда вы делаете ему замечание. Это поможет вам следить за тем, как часто вы делаете одно и другое. Вы можете сделать эту похвалу более ощутимой, используя наклейки и таблицу наград. Давайте ребенку звездочку каждый раз, когда он проявляет гибкость в новой ситуации, вовремя справляется с задачей или успешно переходит к другому занятию. Как только он соберет определенное количество наклеек, он сможет получить какую-нибудь особую награду, например, поиграть в любимую игру вместе с кем-нибудь из родителей или выбрать десерт для семейной трапезы.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».