02.07.14

Вопрос-ответ. Как обучать ребенка с аутизмом выполнению нового задания?

Поведенческий аналитик о том, как правильно предлагать ребенку с аутизмом новые задания и исправлять ошибки, чтобы предотвратить «угадывание» верного ответа и зависимость от подсказок

Источник: Let’s Talk

 

aba-prompt

 

Новое для ребенка задание

Если вы предлагаете ребенку новое для него задание или предполагаете по опыту, что он с ним не справится, то у вас есть два варианта действий:

1. Связать правильный ответ с другим ответом, который ребенок уже освоил в совершенстве. Пример: «Плыви маленькая…» Ответ: Рыбка. «Кто это?» Ответ: Рыбка.

2. Сразу же подскажите ребенку правильный ответ, как только зададите ему вопрос. (Подсказка с задержкой в 0 секунд). Пример: «Кто это? Рыбка» Ответ: Рыбка.

В любом случае смысл в том, что вы должны заранее обеспечить ребенка подсказкой, для того, чтобы он точно ответил верно. С некоторыми детьми, про которых известно, что у них есть тенденция реагировать на подсказки до вопроса, можно использовать третий вариант — подсказка до инструкции. Пример: «Это рыбка. Кто это?» Ответ: Рыбка.

Отсутствие ответа

Если ребенок не отвечает в течение 2-3 секунд, то предоставьте ему правильный ответ, подождите, пока он сымитирует его, а потом снова задайте вопрос, чтобы получить ответ без подсказки. Пример: «На чем мы спим?» Ребенок: нет ответа. Инструктор (не позже, чем через 2-3 секунды после инструкции): На кровати. Ребенок: На кровати. Инструктор: «Где мы спим?» Ребенок: На кровати.

Неверный ответ

Если ребенок дает неверный ответ, то повторите вопрос и сразу же подскажите верный ответ после вопроса (подсказка с задержкой 0 секунд), подождите, пока ребенок сымитирует правильный ответ, а затем снова задайте вопрос, чтобы получить ответ без подсказки.

Пример: Инструктор: «Кто это?» Ребенок: «Му». Инструктор: «Кто это? Корова». Ребенок: «Корова».

Уменьшение подсказок

Следующий важный шаг — уменьшение подсказок, чтобы ребенок не стал зависимым от подсказок, и чтобы его ответ контролировался стимулами во внешней среде и целевой инструкцией. Это достигается с помощью повторного задавания вопроса в попытке получить ответ без подсказки. Пример: Что это? Рыбка. Ребенок: Рыбка. Инструктор: Что это? Ребенок: Рыбка.

Не всегда возможно сразу же получить ответ без подсказки, и очень важно не вызывать у ребенка фрустрацию. Толерантность ребенка к многократным обучающим блокам может варьироваться, но в целом, если вы не смогли получить ответ без подсказки после 3 попыток, то примите ответ с подсказкой и переходите к следующему заданию. Дети различаются по своим реакциям на те или иные виды подсказок и очень важно проводить процедуры перехода, чтобы определить, что лучше всего работает для данного ребенка.

Постепенно разделяйте ответы с подсказками и без них с помощью «простых» заданий, которые, как вы знаете, ребенок точно выполнит верно, затем возвращайтесь к основному заданию. Постепенно увеличивайте количество «простых заданий» в промежутке, но возвращайтесь назад при отсутствии ответа.

Пример: Инструктор: «Плыви маленькая…» Ребенок: Рыбка. Инструктор: Кто это? Ребенок: Рыбка. Инструктор: Посмотри на эту лодку! Ребенок: Смотрит на лодку. Инструктор: Можешь дать мне эту лодку? Ребенок: Дает лодку инструктору. Инструктор: Кто это? (Демонстрируя рыбку). Ребенок: Рыбка. Инструктор: Отлично, умница!

Процедуры подобного типа часто объединяются под названием «безошибочное обучение». Его идея состоит в том, что мы не хотим дожидаться неправильного ответа ребенка, прежде чем подсказывать, потому что иначе ребенок будет «практиковаться» в неправильных ответах. Повторение вопроса после неверного ответа ребенка не дает ему случайно выучить цепочку из неправильного и правильного ответа. Кроме того, вопрос и ответ идут друг за другом по времени. Представьте себе альтернативу.

Инструктор (демонстрируя корову): Кто это? Ребенок: Му. Инструктор: Нет. Это корова. Ребенок: Корова. Инструктор: Молодец!

В этом сценарии ребенок «практикуется» в неправильном ответе так же часто, как и в правильном. Кроме того, между вопросом и ответом появляется много времени и речи. Скорее всего, ребенок так и не научится отвечать «корова», когда он видит корову и слышит вопрос «Кто это?», если все стимулы в окружающей среде не будут близки по времени и за правильным ответом не будет следовать немедленное поощрение.

Мы хотим, чтобы «трудная» задача предъявлялась гораздо чаще, но вперемешку с различными «легкими» заданиями, которые увеличат общий объем поощрения во время занятия. Благодаря процедурам «безошибочного обучения» ребенок практикуется в верных ответах вперемешку с легкими заданиями. Когда ребенок выполняет новую задачу без подсказки, используйте более сильно поощрение, чем то, которое вы используете для «простых» заданий (дифференциальное подкрепление).

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Share to Facebook
Share to LiveJournal