Исследование. Регресс при аутизме встречается очень рано, часто и может быть универсальным
В Национальном институте здравоохранения США прошел научный семинар, посвященный изменениям в головном мозге, которые приводят к регрессу (утрате навыков) у очень маленьких детей с аутизмом
19 февраля 2016 года ученые из разных стран мира собрались на международный научный семинар, посвященный так называемому регрессу при аутизме. Родители часто с горечью говорят о том, что в младенческом возрасте их дети с аутистическим расстройством теряли речь и социальные навыки. Итоги семинара подтверждают то, что сообщения родителей совершенно верны.
Консенсус семинара свелся к тому, что регресс, то есть утрата навыков, при аутизме может быть почти универсальным феноменом, который часто даже не замечается, и что он касается различных навыков, а не только речи. Одно из исследований, представленных на семинаре, например, говорит о том, что в возрасте до года у детей с аутизмом могут происходить неявные потери двигательных навыков, а также внимания к социальным сигналам. Родители и врачи обычно замечают утрату речи у младенцев, которые уже начали говорить, но они, как правило, не могут заметить более ранние аутистические регрессы.
«Сейчас мы начали понимать, что регресс встречается намного чаще, чем считалось раньше, и он касается различных областей развития», — говорит Пол Ванг, глава медицинских исследований организации Autism Speaks. Доктор Ванг присутствовал на семинаре вместе с исследователями, журналистами, представителями сообщества аутизма и широкой общественности.
Во время семинара, который прошел в Национальном институте психического здоровья США более десяти исследователей из разных стран представили данные своих последних исследований по аутистическому регрессу.
Основные научные доказательства реальности регресса при аутизме были получены в рамках исследования маленьких братьев и сестер или «малышей-сиблингов» детей, у которых был диагностирован аутизм. Поскольку аутизм часто встречается в одной и той же семье, у 1 из 4 младших братьев и сестер также был диагностирован аутизм к возрасту 3 лет. Еще у одного из пяти детей проявлялись какие-то симптомы аутизма, но не до такой степени, чтобы можно было поставить диагноз. Исследования среди этих малышей позволяют лучше понять развитие аутизма и, в дальнейшем, улучшить методы ранней диагностики и помощи.
Во время трех сессий семинара были представлены новые данные аутистического регресса у детей до 1 года и у детей в возрасте от 1 до 3 лет. Также были представлены данные исследований среди животных и исследований тканей головного мозга, которые позволяют лучше понять биологические процессы, приводящие к регрессу. Кроме того, в рамках семинара прошла дискуссия о том, как новые биологические данные о регрессе могут повлиять на раннюю диагностику и помощь при аутизме.
Анет Кармилофф-Смит из Университета Лондона представила доказательства того, что утрата навыков в результате аутистического регресса может быть следствием чрезмерной утраты связей между нервными клетками мозга. Процесс уменьшения связей между клетками мозга является совершенно нормальным для раннего развития, но, вероятно, при аутизме он становится слишком интенсивным.
Нужно отметить, что регресс навыков часто встречается и у младенцев с типичным психическим развитием. Например, в возрасте от 3 до 6 месяцев обычные младенцы могут распознавать части речи из множества разных языков. Если ребенок не контактирует с разными языками до возраста 9 месяцев, то эта способность исчезает, а в мозгу теряются связи, которые отвечают за нее. Одновременно мозг усиливает связи, отвечающие за один-единственный язык — родной язык ребенка.
«Разные части мозга упрощаются в разные периоды развития, — объясняет Кармилофф-Смит. — Наша гипотеза состоит в том, что при расстройстве аутистического спектра есть дисбаланс между усилением и сокращением связей мозга. Возможно, при аутизме уровень сокращения слишком высокий. Так что мозг сокращает не только слабые связи, но и те связи, которые нужно, наоборот, усилить».
Хотя обычно родители замечают потерю речи у младенцев, Кармилофф-Смит приводит данные недавних исследований среди маленьких братьев и сестер, которые зафиксировали более ранние и неявные аутистические регрессы. Они включают потерю навыков мелкой моторики и способности ребенка сосредотачиваться на социальных сигналах, например, глазах и дружелюбном голосе.
Кармилофф-Смит подчеркнула, что регресс при аутизме может встречаться гораздо чаще, чем принято считать, так как он касается не только устной речи. Все зависит от того, в каком возрасте у ребенка произойдет чрезмерное сокращение мозговых связей. Если этот процесс происходит до появления устной речи, то происходит регресс, который не так очевиден для родителей, врачей и других людей, контактирующих с ребенком.
В завершение Кармилофф-Смит призвала продолжить исследования младших братьев и сестер, чтобы подтвердить, действительно ли «чрезмерно агрессивное сокращение» связей в мозгу является причиной регресса при аутизме.
Кася Чаварска, исследователь младших братьев и сестер из Центра исследований детства Йельского университета, отмечает, что еще Лео Каннер — «дедушка» исследований аутизма — отмечал регресс речи при аутизме более 60 лет назад. Каннер разделил аутизм на два типа: врожденный или присутствующий с рождения и регрессивный, который начинается примерно с 18 месяцев. Чаварска поясняет, что это привело к ошибочному предположению о том, что дети с регрессивным аутизмом до 18 месяцев развиваются совершенно типичным образом.
«Однако с тех пор исследования показали, что у этих детей проблемы развития начинаются значительно раньше, еще до регресса», — говорит она. Если учитывать только потерю речи в младенческом возрасте, то регресс заметен примерно у 15% детей с аутизмом. Однако если изучать все области развития ребенка с рождения, то регресс в той или иной форме происходит по крайней мере у 80% детей, у которых впоследствии диагностируют аутизм.
Чаварска описала данные недавних исследований, в которых выявлялись скрытые признаки регресса, которые могли быть незаметны при обычном наблюдении. «Если мы отслеживали внимание ребенка с помощью технологий слежения за взглядом до миллисекунды, то мы видели, как значительно раньше происходит снижение внимания к социальным сигналам», — говорит она.
Она также отмечает, что исследование среди младших братьев и сестер позволило выявить «группу выздоровления» среди маленьких детей, которые начали терять навыки, и у которых развились симптомы аутизма в течение первого года жизни, но затем они снова приобрели навыки и утратили симптомы аутизма к возрасту 18 месяцев. «Что происходит в этих случаях?» — спрашивает она.
«Регресс — это не единичное событие, а продолжительный процесс, — подчеркивает она. — Очень часто этот неровный процесс растягивается на месяцы. Пытаться разделить тех, у кого есть регресс, и тех, у кого его нет, это все равно что рисовать границу на песке». Она предполагает, что мы лучше поймем регресс, если будем считать его не подвидом аутизма, а одной из сторон аутизма в целом — просто какие-то дети испытывают регресс в большей степени, а другие в меньшей.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».