Одна из самых сложных задач – чем-то «занять» детей с аутизмом на продолжительное время. Если ваша семья столкнулась с кризисом или серьезными переменами в жизни, очень важно, чтобы вы могли какое-то время не уделять внимание ребенку, и чтобы у него были какие-то самостоятельные занятия. Сейчас я хочу поговорить о том, как использовать для этой цели визуальные расписания, предоставление выбора и как научить детей, будь это ваши дети или клиенты, занимать себя в течение нескольких часов в день.
В идеале у детей с аутизмом должно быть какое-то самостоятельное занятие на большую часть дня. Если предположить, что ребенок полностью бодрствует 14 часов в сутки, то это 100 часов в неделю, для которых вам, потенциально, нужно придумать какие-то занятия.
На этой неделе мой сын Лукас не выходил из дома. Прямо сейчас у него нет расписания, но его реабилитолог, Эшли, занимается с ним уже более пяти лет и прекрасно знает, что ему нравится делать. Она определила, какие игры на планшете ему нравятся больше всего. Она составила список самостоятельных занятий, которые могут войти в его расписание на день, а также определила игры для двух игроков, в которые она может с ним поиграть. Она также записала для нас названия всех его любимых приложений на случай, если мы захотим купить платную версию без рекламы.
Я тоже составляю планы. Я только что купила доступ к веб-сайту с обучением чтению и математике для дошкольников и первоклассников. Хотя Лукасу уже 23 года, уровень его речевого развития соответствует уровню маленького ребенка. У него есть работа на неполный рабочий день, где он уничтожает ненужные документы в шредере. Поскольку сейчас на работу он ходить не может, я заказала ему шредер по Интернету. Мне от этого только польза, потому что у меня накопилась куча старой документации за много лет.
Чтобы помочь вам определить, как можно занять вашего ребенка, я рекомендую начать со сбора данных. С Лукасом мы записываем данные в форму, которая была разработана его поведенческим аналитиком, Шэрон Кепли, когда ему еще было девять лет.
Начертите на листе бумаги 9 колонок. В самой левой колонке запишите дату. В следующей колонке запишите поручение или занятие, которое вы попросили его выполнять. Затем запишите время начала, время окончания и общую продолжительность занятия в следующих трех колонках. В следующих двух колонках запишите количество ваших подсказок во время выполнения задачи, а также скорость работы. Мы оцениваем скорость просто как быстро, средне или медленно. Наконец, запишите степень его эмоциональности и вовлеченности во время задачи. Другими словами, это ответ на вопрос: «Насколько счастливым он выглядит?» Эмоциональность мы тоже оцениваем как высокую, среднюю или низкую.
Мы используем эту форму, потому что Лукас не может нам рассказать, что ему нравится, например, в какие игры ему больше нравится играть. Мы хотим, чтобы Лукас выполнял значимую для него работу. Мы хотим, чтобы он был счастлив. Если он не счастлив, то у нас проблема. Вы можете адаптировать подобную форму для сбора данных в зависимости от того, какие данные важны для вашего ребенка или клиента.
Самый простой способ собрать данные – взять лист бумаги записать на нем игры или занятия, эмоциональность, самостоятельное ли это занятие или игра, требующая партнеров. Если это мобильное предложение, запишите, нужно ли будет его купить и сколько оно стоит. Как только вы собрали данные, вам уже не придется ломать голову над тем, что понравится вашему ребенку или клиенту. У вас будет составлен список, и вы сможете предлагать из него занятия на выбор.
Еще один важный момент для Лукаса и для всех ребят с аутизмом – мы должны как можно чаще предоставлять им выбор.
Например, мы можем протянуть две игры и сказать: «В какую ты хочешь играть сначала?» Это также является дополнительным способом оценки предпочтений. Вы также можете составить книжку с карточками, обозначающими разные занятия, чтобы помочь ребенку оценить варианты зрительно. Мы делали Лукасу «доски выбора» с карточками.
Даже если ребенок может говорить, но не может поддерживать развернутую беседу, лучше не обсуждать с ним выбор устно – визуальная поддержка может быть гораздо эффективнее. Зрительные подсказки очень полезны детям и взрослым, которым сложно сформулировать свои пожелания и потребности.
Для ребенка можно делать маленькие книги, на каждом листе которых изображено то или иное действие или занятие. Книги можно сделать в папках для хранения документов, каждый лист в папке будет означать какое-то отдельное занятие. Ребенок перелистывает книгу и выполняет то, что изображено на листе.
Например, мы сделали такую книжку, когда Лукас принимал свое лекарство. Мы клали лекарство в яблочное пюре, так что на первой странице была фотография пюре. Потом он доставал и ел хлопья и бекон. На следующей странице была фотография того, как он кладет бекон на тарелку. Потом он устанавливает температуру на микроволновке. Потом он ест, убирает за собой, кладет тарелку в раковину, протирает стол на кухне. Это его расписание.
Хотя Лукас знает сейчас эту последовательность, он все равно пользуется книжкой. Чем удобны эти маленькие книжки, так это тем, что в них всегда можно добавлять новые занятия. Например, недавно стоматолог рекомендовал, чтобы Лукас начал пользоваться зубной нитью, и мы добавили зубную нить в его книгу про то, что нужно сделать с утра. Я решила, что лучше, если он заправит кровать, когда выйдет из ванной утром, а не после того, как он оденется. Мы просто поменяли страницы местами. Лукас сразу начал следовать новой последовательности.
Такие визуальные расписания отлично подходят для того, чтобы объединить разные задачи и занятия в одну последовательность. Лично я не люблю использовать визуальные расписания для обучения бытовым навыкам, например, мытью рук. Для этого я использую физические подсказки, стоя сзади, приучая ребенка выполнять последовательность действий самостоятельно. Для того, чтобы ребенок научился выполнять конкретную задачу, хорошо подходят физические подсказки, жестовые подсказки и видеомоделирование. А в расписании-книжке каждая страница – это вся задача целиком, например, «помыть руки».
Время очень драгоценно, особенно для маленьких детей, которым недавно был поставлен диагноз. Мы должны следить за тем, чтобы в течение дня ребенок был вовлечен в какую-то осмысленную деятельность.
Как научить ребенка с аутизмом играть самостоятельно
Как научить ребенка с аутизмом самостоятельному досугу
Навыки досуга для подростков и взрослых с аутизмом
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…