Как научить ребенка терпеть отказ или задержку?

Автор: Саша Галлаган / Sasha Hallagan
Источник: The Autism Helper

 

 

План по коррекции поведения никогда не будет работать, если вы не научите ребенка альтернативному поведению, которое позволит ему получить важное для него поощрение (т. е. будет выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение). Когда мы впервые начинаем учить ребенка альтернативному поведению, мы обязательно должны поощрять его во всех без исключения случаях. Так мы научим ребенка, что новое поведение (привлечь внимание с помощью приглашения поиграть, дать педагогу карточку «перерыв», использовать планшет для просьбы) всегда РАБОТАЕТ. При этом поведение не просто должно работать, оно должно позволять получить больше и быстрее, чем проблемное поведение.

История про кофейню

Я люблю рассказывать такую историю. Я люблю кофейни. Я все время хожу в кофейни. Функция моего поведения «Пойти в кофейню» — получить доступ к кофе. Предположим, что я приехала в кофейню, но она закрыта. Даже если у меня не было возможности получить кофе, это не значит, что мое желание кофе исчезло. На следующий день рядом открылось кафе с пончиками. Оно ближе к моему дому, там никогда не бывает очередей, кофе в нем дешевле, и каждый раз, когда я туда прихожу, мне предлагают бесплатный пончик. Даже если кофейня откроется снова, где я буду покупать кофе? Я буду ходить в кафе с пончиками. Потому что это поведение позволяет мне получить больше поощрения (кофе и пончик). Это очевидно. Нам нужно создать для наших детей ситуации, когда так же станет очевидно, что альтернативное поведение лучше проблемного.

Однако после того, как мы научили ребенка альтернативному поведению и всегда поощряли его, нужно будет обязательно уменьшать поощрения.

В реальном мире никто не может получать планшет каждый раз, когда он дает карточку с фотографией планшета. В реальном мире планшет может нуждаться в подзарядке, вы можете быть слишком заняты, у вас просто может не быть планшета. Нам важно, чтобы альтернативное поведение было функциональным, то есть приспособленным к условиям реального мира. Получать что-то каждый раз, когда ты это просишь — звучит чудесно, но так не бывает.

Именно поэтому, когда вы учите альтернативному поведению, поощрение должно быть постоянным и немедленным, так что вам понадобится большой «запас» поощрений, иначе вам не удастся закрепить новое поведение. Но потом нужно уменьшать частоту поощрений. Начинайте уменьшать поощрения, если ребенок сразу же использует альтернативное поведение, и вы зафиксировали исчезновение или значительное снижение проблемного поведения.

В прошлом месяце я была на двухдневном семинаре доктора Грега Хэнли по «Практической функциональной оценке». Один (из многих) пунктов, которые я вынесла с семинара, и которым мне очень хочется поделиться — это акцент на то, что после того как вы успешно заменили проблемное поведение альтернативным, важно научить принимать задержку и отказ в поощрении. Мы должны научить детей, что иногда поощрение приходится подождать, а иногда поощрение просто недоступно.

Обучение задержке

Нам нужно научить детей ждать после того, как они попросили поощрение с помощью альтернативного поведения. Это важный практический навык. Мама не может постоянно держать наготове горячие куриные наггетсы, мобильники, мармеладки и пластилин.

Я знаю много программ по обучению навыку ждать, но они не всегда мне нравятся. Очень часто учителя или терапевты постепенно увеличивают продолжительность времени, в течение которого ребенок должен ждать. Они начинают с 5 секунд, потом доходят до 10, потом до 20. Это хороший подход, но только в том случае, если ребенок понимает, чего именно он ждет. Он использует альтернативное поведение и что-то просит — вы знаете, что он хочет получить поощрение здесь и сейчас. Мотивация у вас уже есть.

Конкретные периоды ожидания могут быть не очень эффективны. Если Джонни попросил вашего внимания, скажите «подожди». Подождите несколько секунд, затем предоставьте поощрение. Постепенно увеличивайте время ожидания, но проявляйте гибкость. В реальной жизни не бывает конкретных периодов ожидания, которые постепенно увеличиваются. Постоянно варьируйте продолжительность интервала.

Например, возможно, что сегодня Джонни придется подождать 5 минут, но завтра это будет лишь 10 секунд, а послезавтра задержки вообще не будет. Непредсказуемые интервалы сохраняют мотивацию и больше соответствуют условиям в реальной жизни.

Обучение отказу

Иногда вам необходимо сказать «нет». Иногда поощрение недоступно. Я понимаю, что сказать «нет» в ответ на желательное поведение может быть страшно. Вы много работали над тем, чтобы уменьшить проблемное поведение, и мысль о регрессе может пугать. Помните — вы уже знаете, как уменьшить проблемное поведение. Вы уже делали это один раз, вы можете сделать это снова. Не давайте этому встать у вас на пути. Функциональный навык является таковым, только если человек может принять отказ. Разве начальник будет давать мне деньги каждый раз, когда я об этом попрошу? Ни за что. Такова жизнь.

Доктор Хэнли много говорил о том, как важно целенаправленно учить уместному поведению в ответ на «нет». Другими словами, нужно учить поведению на случай разочарования. Например, можно пожать плечами, вздохнуть и сказать «ну ладно».

Моделируйте и учите «разочарованному поведению». Когда Джонни попросит планшет, ответьте, что «не сейчас», подскажите ему «разочарованный ответ» (которому вы его научили заранее), а потом скажите: «Какой отличный ответ. Знаешь, я передумала — давай достанем планшет». Потому что поначалу вам нужно подкреплять разочарованное поведение. Потом перенаправьте его к текущему заданию, даже если он продемонстрировал разочарованное поведение.

Помните, что важно сохранять непредсказуемость. Продолжайте ее поддерживать! Иногда, когда Джонни просит планшет во время работы, отвечайте «не сейчас», иногда говорите «да, конечно» и выдавайте планшет. Сохраняйте достаточную вариабельность, чтобы ребенок не расслаблялся. Альтернативное поведение прекрасно сохранится, если оно будет работать не всегда, но время от времени.

Также смотрите:

Как изменить нежелательное поведение при аутизме на альтернативное

Как научить ребенка с аутизмом ждать

Как научить ребенка с аутизмом принимать «нет» в качестве ответа

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Новые

Интеллект при аутизме растет и в детстве, и во взрослом возрасте

Источник: Medical Xpress     Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…

4 years назад

Повторяющееся поведение при аутизме связано с проблемами пищеварения

Источник: Medical Xpress     Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…

4 years назад

Почему многих аутичных девочек игнорируют

Источник: Child Mind Institute     Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…

4 years назад

Руминация — «зацикливание» на негативных мыслях и аутизм

Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre     Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…

4 years назад

Педиатры всех стран, объединяйтесь!

Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…

4 years назад

Все больше «недееспособных» людей с аутизмом теперь могут принимать важные решения

Источник: Disability Scoop     Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…

4 years назад