25.11.15

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом принимать «нет» в качестве ответа?

Мама ребенка с РАС о своем опыте обучения навыку спокойно реагировать на отказ

Источник: Белинда Монтелбано / Belinda Montelbano
Источник: Reaching Milestones

 

accept-no

 

В те дни, когда мы еще ничего не знали про прикладной анализ поведения и про то, каким полезным инструментом он окажется, мы держались на круглых леденцах на палочке. Не самый правильный способ, я понимаю, но в то время у меня не было альтернативы получше. И вот история про один такой день:

День выдался очень занятой, мой список дел был длинным, и я была твердо намерена разделаться с ним! Я собрала моего маленького мальчика, взяла запасные подгузники и 10 последних леденцов на палочке из буфета. При взгляде на них у меня все внутри сжалось: «И когда это они закончились? Разве я не купила целую коробку таких совсем недавно?» Ну, ничего страшного, у нас по плану поход в продуктовый магазин. Просто надо зайти в него сразу.

Один леденец, пока я собираюсь выходить.

И вперед! Садимся в машину (леденец, 8 осталось). Заехать в банк по дороге в магазин. Он попросил леденец (де-нец) — я так рада, что он начинает говорить! (Осталось 7 леденцов). Пришли в продуктовый магазин. Садимся на тележку — ой, так хорошо сидим на тележке (осталось 6). Кладем в тележку все из моего списка (осталось 5). Мясо, молоко, замороженные овощи… (Уже дошли до 2). Заглядываем в кондитерский отдел за недельным запасом леденцов в экономичной упаковке. А вот и они на нижней полке… погодите-ка, они же всегда здесь лежали! А где леденцы? (Остался 1). Да я же не выйду из магазина только с одним леденцом. Хорошо, дежурный продавец, может быть, они у вас есть где-нибудь на складе? В другой упаковке?

Нет, и все? Совсем нет маленьких круглых леденцов, которые не дают кричать моему недавно заговорившему ребенку? Ну ладно. (Леденцов не осталось). Вот есть большие плоские леденцы… Да, а вот и карамельки… Спасибо.

— Ну, Джейкоб, ты что хочешь? Карамельку или вот такой леденец?

— Де-нец.

— Их нет, возьми что-нибудь другое.

— ДЕ-НЕЦ!!!

Вероятно, вы понимаете, что мои большие планы на тот день полетели в тартарары. И все потому, что я тогда еще не учила ребенка принимать «нет» в качестве ответа.

А ведь это крайне важный навык. Мы сами пользуемся им каждый день…

— Миллионы людей обожали печенье «Твинки», но потом его производство прекратили на годы.

— Вы очень любите этот сериал, но сегодня новая серия так и не вышла.

— Вы отправились в магазин, но он закрыт.

— Зашли в кофейню, а там сегодня не делают латте.

Так как же можно научить ребенка правильно реагировать, когда ему говорят «нет»?

Выберите 3 предмета с одинаковой ценностью для ребенка. Например, три машинки, три паззла, три конфетки, три настольных игры.

Инструкция: С переменным интервалом начинайте предоставлять ребенку возможности для успешного принятия «Нет».

Покажите ребенку 3 любимых предмета и подскажите ему попросить один из них. Например: «Мы будем играть в «Конфетную страну», каким пряничным человечком ты хочешь быть»?

Когда ваш ребенок просит один из предметов, скажите ему: «Не сейчас», и быстро подскажите ему попросить альтернативный доступный предмет. Например, если ребенок попросил синего пряничного человечка, вы говорите: «О нет, синий пропал (не готов играть), выбирай другого».

Как только ребенок попросит или выберет альтернативный предмет, предоставьте этот предмет и как можно больше хвалите ребенка.

Если ребенок игнорирует подсказки попросить другой предмет или начинает демонстрировать проблемное поведение, прекратите обучение замещающему навыку и применяйте процедуру по уменьшению нежелательного поведения (игнорирование или перенаправление). Применение последних зависит от вашего ребенка, если вам нужна с этим помощь, то по возможности поговорите об этом со специалистом.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».