25.03.14

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом ждать?

Аутизм связан со сложностями восприятия времени, поэтому многих детей с аутизмом необходимо отдельно учить ожиданию как навыку

Источник: I Love ABA

 

16613

 

Ребенку с аутизмом может быть трудно освоить такой навык как ожидание. Люди с аутизмом испытывают трудности с абстрактным мышлением, и они могут не понимать концепцию времени. Слова «Еще только пять минут» или «Мы сделаем это позже» могут ничего не значить для таких детей. Аутизм также связан с ригидностью интересов и потребностью следовать своему внутреннему распорядку, что заставляет ребенка стремиться к удовлетворению своих желаний сейчас… сейчас… СЕЙЧАС. На эту статью меня вдохновила картина истерики этим утром. На этот раз это был не продуктовый магазин, а обувной. Я выбирала между двумя парами симпатичных туфель, когда увидела миленького маленького мальчика, который явно подошел к своему внутреннему пределу для покупки обуви. Сначала он начал ныть, потом нытье переросло в плачь, а плач перерос в разбрасывание обуви по всему магазину. Я не шучу… шпильки летали повсюду. Уверена, что многие свидетели этого случая считали, что они видят избалованного ребенка, который капризничает. Я же увидела ребенка, который не умеет ждать.

Многое агрессивное и нежелательное поведение связано с неспособностью ребенка ждать. Вы можете задаваться вопросом, почему же так важно научить ребенка с аутизмом ожиданию. Причина этого в том, что это навык относится к так называемым базовым, то есть, он необходим для обучения другим, более продвинутым навыкам. Детям приходится ждать, потому что взрослым приходится ждать. По мере взросления ребенка и его взаимодействия с обществом ему придется ждать в классе, в парке, в магазине, вне дома, в аэропорту и так далее. Несколько примеров того, как могут выглядеть трудности с ожиданием:

— Каждый раз, когда учитель говорит классу построиться в линейку и пойти на улицу, Дуг очень радуется. Он обожает игры на улице. Дуг приходит в такое волнение и нетерпение, когда ждет в линейке, что он регулярно толкает, натыкается и наступает на ноги другим детям рядом с ним.

— Лианна пришла в магазин вместе с папой. Лианна показывает ему знак «есть», с помощью которого она может сообщить, что голодна. Ее папа говорит ей, что они уйдут из магазина через 15 минут, и тогда она сможет поесть. Лианна начинает плакать, а через несколько минут она убегает от папы и забегает в ресторан, где начинает есть остатки еды на пустых столах.

— Воспитательница детского сада Тайрона купила новый батут для всех детей. Тайрон прыгал на батуте все утро к своей великой радости. После завтрака второй ребенок попытался залезть на батут вместе с Тайроном. Воспитательница говорит, что прыгать может только один ребенок и говорит Тайрону сойти с батута. Тайрон наблюдает, как другой ребенок прыгает в течение нескольких секунд, а потом он начинает кричать и сталкивает другого ребенка с батута.

— Родители Джейдена обычно забирают его из школы в одно и то же время. Если его родители опаздывают, то он постоянно пытается уйти из класса. Когда учителя не дают ему выйти из класса, то он становится агрессивным, раскидывает игрушки и опрокидывает стулья.

Ребенок, который не умеет ждать, может стать агрессивным, непослушным, его поведение может перерасти в истерику. Большинство людей видят проблему в самом поведении, пытаются блокировать агрессию, говорят ребенку перестать толкаться или ставят его в угол за бросание стульев. Проблема такого подхода в том, что во всех ситуациях нежелательное поведение было результатом отсутствия навыка. Эти дети не умеют ждать. В ситуации, когда они не получают желаемый предмет или занятие «прямо сейчас», они прибегают к проблемному поведению. Для того чтобы эффективно избавиться от этого проблемного поведения, вам нужно работать с дефицитом навыка, а не с его результатом. Не будьте теми специалистами или родителями, которые решают все проблемы «пластырями». Рано или поздно пластыри перестают работать, а рана становится хуже прежнего.

При обучении ребенка с аутизмом ожиданию, вы можете работать над этим вопросом в естественных условиях, или вы можете написать программу и обучать ребенка структурированным образом. Я обычно делаю и то, и другое. Я пишу программу обучения ожиданию, и я объясняю взрослым, окружающим ребенка, как работать над этим навыком вне стола. Чем больше ребенок практикуется в ожидании, тем лучше. Давайте рассмотрим оба подхода.

Программа обучения ребенка ожиданию

Для программы по ожиданию вам понадобятся занятия или предметы, которые очень нравятся ребенку. Вам также понадобится таймер. Перед тем, как написать программу, вам понадобится определить нынешнюю способность ребенка ждать уместным образом. Уместность означает, что ребенок не тянется к предмету, которого он ждет, не пытается схватить его, не клянчит и не ноет. Если это доступ к занятию, то ребенок не пытается обогнуть вас и прибежать к месту занятия.

Если вы определили, что ребенок может ждать 20 секунд до того как попытается схватить предмет, то установите своей первой целью 10 секунд. Всегда начинайте с более низкого уровня, чем реальные способности ребенка, чтобы гарантировать, что ребенок получит поощрение. Очень медленно увеличивайте время ожидания. Выберите простую инструкцию. Обычно хватит просто слова «Жди». Позвольте ребенку взять предпочитаемый предмет на несколько секунд. Например, дайте ребенку любимую игрушку поиграть несколько секунд. Заберите игрушку, скажите «Жди» и установите таймер. Положите игрушку так, чтобы ребенок ее видел, но не мог дотянуться. Когда таймер сработает, похвалите ребенка за ожидание и верните игрушку. Если ребенок не ждет должным образом, то физически подскажите ему, что он должен спокойно сидеть, и игнорируйте любое нежелательное поведение, например, плач. Не хвалите и не поощряйте ребенка, если он не ждал уместным образом. Также не давайте ребенку почти дотронуться до предмета. Ребенок должен подождать доступа к предмету совершенно спокойно. И повторяйте, повторяйте, повторяйте.

Обучение ожиданию в естественных условиях

Создавайте возможности в течение дня, чтобы ребенок мог чего-нибудь ждать. Например, во время завтрака начните протягивать ребенку апельсиновый сок, потом остановитесь и скажите «Жди». Когда высаживаете ребенка из машины, потянитесь, чтобы отстегнуть его ремень безопасности, затем остановитесь и скажите «Жди». Используйте различные ситуации и предметы. Всегда предоставляйте похвалу и поощрение за хорошее ожидание. Все взрослые, которые взаимодействуют с ребенком, должны предоставлять ему возможности для отработки этого навыка. Если вы в общественном месте и не хотите пользоваться таймером, то отсчитывайте время пальцами. Выставите от 2 до 10 пальцев и загибайте их, отсчитывая до нуля. Если ребенок не сидит должным образом, используйте физическую подсказку и продолжайте счет. Игнорируйте нежелательное поведение. Не предоставляйте похвалу и поощрение, если ребенок не ждал должным образом. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.

Наглядные материалы могут быть отличным способом обучить ожиданию. Если ребенок не понимает течение времени, визуальная подсказка позволяет сделать его ощутимым и реальным. Выбор визуальной подсказки зависит от возраста и когнитивных способностей ребенка. С маленькими детьми я использую цвета светофора — красный, желтый, зеленый. Я держу красную карточку, что значит «жди», потом я держу желтую карточку, что значит «уже почти». Наконец, я держу зеленую карточку, что значит «пора» или доступ к предмету. Я использую эти карточки для предмета или занятия. Для ребенка более старшего возраста я могу использовать карточки с цифрами. Например, если вы говорите с другим взрослым по телефону, и вам нужно, чтобы ребенок подождал, прежде чем обращаться к вам, то используйте цифры. Начинайте перекладывать цифры от 10 до 0. Как только дойдете до 0, то предоставьте ребенку все ваше внимание и похвалите его за хорошее ожидание. Это более конкретная информация для ребенка, чем когда вы говорите «Подожди» снова и снова. При использовании визуальных подсказок всегда сопровождайте их устной речью, так вы сможете перейти только к речи и постепенно отказаться от подсказок.