Одной из основных проблем при аутизме являются поведенческие трудности. Исследования доказывают, что наиболее эффективный способ изменить поведение ребенка с аутизмом к лучшему – это не наказания или обращение внимания на нежелательное поведение и ошибки, а поддержка положительного поведения и сильных сторон ребенка. Важно прилагать усилия, чтобы ребенок почувствовал гордость за свои достижения и личную ответственность, а также понимал, чего именно от него ожидают в различных ситуациях. Это уменьшит тревожность и раздражение, которые часто приводят к агрессии и другому нежелательному поведению. Вот несколько полезных стратегий:
Говорите ребенку не о том, что он сделал плохо, а о том, что получилось у него хорошо, а также о том, что вам понравилось. Постарайтесь, чтобы у вас вошло в привычку не принимать хорошее поведение ребенка как должное, а обращать внимание на любой успех и, по возможности, награждать ребенка за него. Чувство собственной компетентности способствует развитию интересов и мотивации. Старайтесь делать ребенку заслуженные комплименты и давать положительную обратную связь в несколько раз чаще, чем замечания и отрицательную обратную связь. «Отлично, ты положил все тарелки в раковину! Хорошая работа!»
Даже если ребенок ничего не говорит, прислушайтесь к тому, что сообщают вам его действия и решения. «Ты никогда не садишься с этой стороны стола. Там тебе слишком светло?»
Не игнорируйте их, и не говорите ему ни о чем не волноваться. Его эмоции совершенно реальны. Помогите ему облечь свои чувства в слова. «Я знаю, что ты не любишь пауков, вижу, как ты сейчас испугался». «Я понимаю, ты злишься, потому что наши планы изменились».
Расскажите и покажите ребенку, какого поведения вы от него ожидаете. Для этого используйте наглядные материалы, фотографии или моделирование нужных действий на видео. Отличный подход к обучению новым навыкам: 1. Рассказать. 2. Показать. 3. Сделать вместе.
Изменяйте условия в окружающей среде так, чтобы ваш ребенок мог добиться успеха в большинстве случаев. Не требуйте целого предложения, примите от него одно слово. Возьмите тарелку побольше и предложите ложку вместо вилки, чтобы ребенку проще было поесть аккуратно. Используйте ботинки на липучках, если ему трудно завязывать шнурки.
Старайтесь по мере возможности не обращать никакого внимания на негативное поведение ребенка. Не давайте такому поведению стать его способом коммуникации или достижения желаемого. Это может быть крайне трудно, но в долгосрочной перспективе это будет эффективно. Не позволяйте ему избавиться от чистки зубов с помощью крика, не позволяйте ему получить леденец с помощью укусов. Учтите, что в случае игнорирования, поведение может стать хуже, прежде чем стать лучше. Держитесь выбранного курса! И убедитесь, что все члены семьи и специалисты последовательны в этом подходе, а также что вы дополняете игнорирование поддержкой положительного поведения.
Займитесь чем-нибудь веселым и мотивирующим, тем, что хорошо получается у ребенка. Затем попробуйте что-то, что дается ему с трудом. Будет меньше риска, что он сдастся или расстроится, если вы заранее настроите его на позитивный лад.
Создавайте условия для достижения положительных результатов и развития, избегайте скуки и тревожности, связанной с частыми ошибками.
Все люди нуждаются в контроле над своей жизнью, даже если это простое решение вроде, чем заняться вначале, а чем потом. Вы можете сохранить основной контроль за собой, определяя, из чего может выбирать ребенок. «Ты хочешь сначала поесть или порисовать?»
Научите ребенка просить перерыв, когда ему нужно восстановить силы (например, используйте карточку PECS, обозначающую «перерыв»). Убедитесь, что вы предоставляете перерыв в ответ на просьбу таким образом, чтобы он доверял такой возможности, и не был вынужден прибегать к нежелательному поведению.
Научите ребенка понимать, когда нужно туда пойти. Это не наказание, а позитивная стратегия.
Награждайте ребенка за желательное поведение с помощью простых и предсказуемых процессов. Как только застанете его за чем-то хорошим, немедленно награждайте его – похвалой, любимыми играми, предметами или чем-то еще. «Ты отлично ведешь себя в магазине, все время стоишь рядом со мной. Ты заслужил поездку на игрушечном самолете!»
Даже если это просто «стимминг», повторяющиеся движения, предоставьте ему возможность заниматься им тогда, когда он не будет мешать другим людям или раздражать их.
«Я знаю, ты хотел пойти сегодня в бассейн, и мы не ожидали, что он будет закрыт. За то, что ты был таким спокойным и гибким, мы пойдем купим тебе мороженое!»
Не требуйте невозможного. Сосредоточьтесь на самых важных навыках и видах поведения. Будьте настойчивы. Празднуйте успехи и маленькие радости жизни!
Описывайте то, что вы хотите, чтобы ребенок сделал («Выброси салфетку в мусорное ведро! Молодец!»), и старайтесь избегать слов вроде «нет» и «не» («Не бросай салфетку на пол!»)
Как улучшить поведение ребенка: пять советов
Как реагировать на проблемное поведение с целью получить желаемое
Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания
Проблемное поведение ребенка: шесть полезных советов родителям
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…