09.12.15

Вопрос-ответ. Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания?

Учитель детей с аутизмом о том, как корректировать нежелательное поведение, с помощью которого ребенок пытается получить чужое внимание

Автор: Саша Галлаган / Sasha Hallagan
Источник: The Autism Helper

 

attention-function

 

Нежелательное поведение с целью привлечения внимания раздражает больше всего, по крайней мере, меня. Нытье, драки, ругательства, крики — все это может быть поведением с целью привлечения внимания. Когда мы говорим о внимании, не надо думать только о хорошем внимании. Это не только похвала, но и окрики, замечания, смех ровесников и так далее. Есть несколько стратегий и методов, с помощью которых можно уменьшить такие виды поведения.

Обучение более подходящим способам привлечь внимание

Очень часто причина такого поведения в том, что у ребенка нет корректного и уместного способа попросить о внимании.

Если ребенок не говорит, то учите его просить о внимании с помощью специальной карточки или предмета. Проигрывайте просьбу о внимании по ролям или письменному сценарию.

Дети с аутизмом могут стремиться к специфической формы внимания. Я знаю одного малыша, которому очень важно ходить рядом со взрослым, и другого, которому нравится сидеть рядом с определенными людьми.

Иногда ребенок нуждается во внимании в форме помощи. В этом случае полезно создать визуальный символ для этой просьбы. Можно использовать социальную историю для обучения сценарию о том, как правильно попросить о помощи.

Возможно, ребенок умеет попросить о внимании правильно, но в этом случае он реже бывает успешен, а проблематичный способ позволяет добиться того же быстрее и проще.

Почему многие ученики орут вместо того, чтобы поднять руку? Потому что если поднять руку, то тебя еще могут и не вызвать, а если орать, ты скорее получишь внимание. Нежелательное поведение может быть более успешным, чем желательное.

Уместный способ привлечения внимания может быть трудным для некоторых учеников. У многих детей с аутизмом есть проблемы с речью и социальными навыками. Привлечь внимание, обратившись с вопросом, им может быть просто слишком сложно.

Так что если ребенок не знает подходящего альтернативного поведения (поведения, которое точно обеспечит ему внимание), то учите его такому поведению. Если такой навык у ребенка уже есть, то развивайте его! Предоставляйте ребенку ТОННЫ внимания сразу же после уместной просьбы. Сделайте правильное поведение намного эффективнее, чем проблематичное. Потом вы сможете постепенно уменьшить объем внимания в ответ на просьбу. Прямо сейчас вы должны добиться, чтобы уместная просьба о внимании стала первым выбором ребенка.

Запланированное игнорирование

Одновременно с развитием навыка просить о внимании вы можете игнорировать нежелательное поведение. Это не всегда возможно. Есть поведение, которое слишком опасно, чтобы его игнорировать (например, когда ребенок причиняет себе вред), либо оно слишком мешает окружающим (ребенок разбрасывает предметы во время урока) или это невозможно игнорировать в классе полном детей.

Однако в некоторых случаях поведение вполне возможно игнорировать. Если поведение перестанет работать, например, ребенок перестанет получать внимание в ответ на это поведение, то поведение будет уменьшаться. Поначалу оно может резко ухудшиться, но при продолжении игнорирования оно, скорее всего, уменьшится, поскольку станет бесполезным. Если игнорировать поведение невозможно, то вы можете просто свести внимание к ребенку в эти моменты к минимуму.

Необусловленное внимание

Необусловленное внимание значит, что оно ни от чего не зависит. В рамках этой стратегии внимание предоставляется регулярно в соответствии с графиком или тогда, когда ребенок не прибегает к нежелательному поведению. Поначалу этот подход может показаться нелогичным, так что давайте рассмотрим его подробнее.

Идея здесь в том, что человек вряд ли будет добиваться внимания своим поведением, если он уже и так получает достаточно внимания. Нет смысла биться головой о пол, чтобы привлечь внимание взрослого, если тебя и так ждет поток внимания в любом случае. Представьте, что вы покидаете свой класс каждый час, чтобы выпить кофе в учительской. Возможно, это поведение немного мешает вашей работе (и здоровью…). Теперь представьте, что волшебная фея кофе начала регулярно приносить вам в класс чашки с кофе. Вы будете продолжать то и дело ходить в учительскую? Нет. График поощрения свел на нет потребность в этом поведении.

Как выглядит этот метод на практике? В классе учитель может подходить к парте ученика каждые несколько минут, чтобы проверить, не нужна ли ему помощь. Также можно запланировать «время с учителем», когда учитель может полностью сосредоточиться на ученике или это могут быть перерывы, когда он может получить внимание ровесников. Я обычно устанавливаю таймер в своем телефоне на определенные интервалы, и через каждый интервал я предоставляю ученику внимание.

Как я работаю по этому методу? Ключ к успеху здесь в том, чтобы правильно выбрать временной интервал. Соберите данные о поведении ребенка и проанализируйте их. Посмотрите, как часто происходит поведение. Выберите интервал, который будет короче, чем среднее время между эпизодами нежелательного поведения. Если кофейная фея будет приходить раз в два часа, а я привыкла ходить за кофе каждый час, мое поведение по использованию кофеварки никуда не денется. Так что если поведение происходит примерно каждые 5 минут, то вам придется предоставлять внимание каждые 4 минуты. И пусть это внимание будет искренним. Вялое «дай пять» без всякого энтузиазма вряд ли удовлетворит потребность ребенка во внимании.

Когда можно применять этот метод? Такая стратегия прекрасно работает с теми видами поведения, которые невозможно игнорировать (смотрите выше). Или при поведении, которое проявляется более часто в определенных условиях.

Когда можно убрать этот метод? Не буду вас обманывать — этот подход очень сложен в работе. Но пусть вас это не пугает. Если бы уменьшение проблемного поведения было простой задачей, такого поведения просто не было бы. Это стоит потраченного времени и усилий! Поначалу этот метод может показаться нелепым и слишком трудоемким. Предоставление ученику внимания каждые 3 минуты будет сводить вас с ума. Держитесь. Составьте расписание, привлеките других сотрудников. Но держитесь. Это не навсегда. Как только метод окажется успешным, и проблемное поведение уменьшится, вы сможете постепенно снизить интенсивность вмешательства. Если ваш интервал был 5 минут, сделайте интервал в 5 минут 30 секунд. Поработайте так один или два дня и в случае успеха переходите на 6 минут. Не торопитесь, не поддавайтесь соблазну ускорить процесс. В конце концов, когда у вас будет минимальное проблемное поведение, это будет того стоить.

Тайм-аут

«Тайм-аут» может быть подходящим наказанием за поведение с целью привлечения внимания, потому что он удаляет внимание. Тайм-аут не значит, что ученика ставят в угол или выставляют в коридор, просто он какое-то время проводит без чужого внимания. Этот период может быть совсем коротким. Если внимание является сильным поощрением, то такое вмешательство сработает очень быстро. Для экстремальных видов нежелательного поведения некоторые школы имеют специальную комнату для тайм-аута (в моей такой нет). Однако если вы решите использовать тайм-аут, то убедитесь, что поощрение с помощью внимания действительно отсутствует. Время рядом с другими людьми должно быть просто потрясающим, так что для ребенка должно быть важно его не пропускать. Определите критерии для прерывания тайм-аута — когда ученик успокоится, перестанет плакать и так далее. Тайм-аут нельзя прерывать, пока нежелательное поведение продолжается.

Блокирование реакции

Некоторые виды поведения слишком опасны, чтобы их игнорировать. Поведение, которое причиняет вред ребенку, например, битье головой или кусание руки может происходить с целью получения внимания. В этом случае можно физически блокировать реакцию без контакта глазами и какой-либо речи, но при этом не дать поведению произойти.

Экономика жетонов

Есть сотни вариантов для системы экономики жетонов! По сути экономика жетонов — это система изменения поведения, когда за желательное поведение предоставляются символические жетоны или баллы, которые можно будет обменять на желанные предметы в определенное время. Это прекрасный способ работать над навыками в классе или группе, а также развивать желательные реакции!

Предоставление поощрения за отсутствие поведения

Некоторые вмешательства на основе периодов времени можно использовать для поведения с целью привлечения внимания. Мне очень нравятся временные схемы для предоставления поощрений. Вы выбираете определенный временной интервал (начните с самого реалистичного!), и если в конце этого интервала ученик НЕ прибегает к нежелательному поведению, то он получает поощрение. Используйте визуальный таймер! Я также использую приложения с таймерами для телефона для работы с детьми по этому плану. Такой метод может оказаться очень эффективным и простым для применения!

Что НЕ помогает при поведении с целью получения внимания

Словесные замечания, угрозы, крики и так далее. В этом случае вы просто предоставляете ребенку то, что ему нужно — внимание!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».