Один из главных симптомов аутизма — нехватка речевых и коммуникативных навыков, соответствующих возрасту. При обучении детей с аутизмом речи, один первых и важнейших навыков — вокальная имитация. Эхо или вокальная имитация — это вид речи, когда говорящий повторяет слова другого говорящего. Например, когда ребенок говорит «пока», после того, как его мама скажет «пока». Очевидно, почему вокальная имитация так важна: если ребенок может повторять чужие слова, то это облегчит дальнейшее обучение просьбам, называнию предметов и ответам на вопросы.
Первый шаг в обучении вокальной имитации — это выбор ценного для ребенка поощрения. Это может быть съедобное поощрение, любимые игрушки или какие-то действия (например, щекотка).
Далее следует оценить существующий репертуар ребенка. Насколько часто ребенок издает какие-то звуки, лепечет? Может ли он спонтанно произносить разные звуки, либо он повторяет одни и те же звуки речи снова и снова? Какие звуки ребенок произносил в прошлом? Запишите все это заранее, чтобы определить стратегию или стратегии дальнейшего обучения ребенка.
Затем можно выбрать одну или более из следующих стратегий:
Цель: Сформировать связь или ассоциацию звуков речи с сильным поощрением для того, чтобы в будущем сами по себе звуки речи стали поощрением и чем-то приятным для ребенка.
Практика: Выберите звуки речи, которые ребенок уже произносил в прошлом, либо те звуки, которые проще всего произнести («ба», «ммм» и тому подобное). Протяните поощрение ребенку и произнесите нужный звук. Если ребенок произносит или пытается произнести звук, то немедленно отдайте ему поощрение. Если звуков нет, то отдайте ему поощрение после паузы в одну секунду. Помните, сейчас ваша цель в формировании ассоциации между звуком и поощрением, так что ребенку совсем не обязательно что-то говорить. Однако если ребенок все-таки повторит звук за вами, то поощрите его гораздо больше, чем когда звуков не было.
Поощрения: Для этой программы лучшие поощрения — те, что не нужно постоянно забирать у ребенка обратно. Например, это могут быть маленькие кусочки любимого лакомства ребенка или приятные действия взрослого, например, щекотка. Лучше избегать поощрений, которые придется забирать обратно (например, игрушек), за исключением случаев, когда у ребенка нет поощрений других видов. Некоторые дети могут расстроиться, если каждые пять секунд у них будут забирать игрушку.
Примечание: Для того, чтобы ребенок начал успешно имитировать звук речи в рамках этой программы обычно нужны сотни проб. Собирайте данные о том, какие звуки произносит ребенок, чтобы определить, какой звук должен стать следующей целью. Впоследствии от обучения по программе «стимул-стимул» можно перейти к обучению просьбам. (Также смотрите «Как обучать ребенка устным просьбам»).
Цель: Объединить или создать ассоциацию между звуками речи и веселыми занятиями, которые предпочитает ребенок.
Практика: Начните играть с ребенком или заниматься вместе с ним тем, что ему обычно нравится. Во время игры как можно чаще произносите простые звуки и вокализации, которые обычно связаны с такой игрой (например, «Бип-бип!», «Ба-бах!»). Если ребенок спонтанно повторил звук за вами или начал лепетать, тут же хвалите его как можно больше и поощряйте. Однако не просите и не требуйте, чтобы ребенок что-то произносил.
С течением времени ребенок начнет ассоциировать забавные звуки с игрой и с большей вероятностью будет имитировать эти звуки в будущем.
Поощрение: Любая игра или любимое занятие ребенка. Вы можете на всякий случай держать под рукой дополнительное поощрение (например, любимое лакомство ребенка), чтобы поощрить любые спонтанные звуки речи.
Примечание: В рамках этой программы полезно установить таймер на определенное время и подсчитать, сколько звуков речи произносит ребенок, чтобы можно было отследить его прогресс.
Цель: Создать ассоциацию между звуками речи или словами и конкретными поощрениями во время обучению просьбам с помощью жестов.
Практика: Когда вы обучаете просьбам с помощью жестов, всегда говорите название предмета во время каждого шага обучения. Если ребенок уже научился просить с помощью жеста, то называйте поощрение, когда передаете его ребенку. Если ребенок учит новый жест, то назовите поощрение, когда подсказываете ребенку нужный знак, а затем дайте ему поощрение. Со временем, ребенок научится ассоциировать слово с поощрением, и это повысит вероятность попыток произнести слово и спонтанных устных просьб. (Также смотрите «Как научить ребенка просьбам с помощью жестов»).
Поощрение: Предмет, который ребенок просит с помощью жеста.
Цель: Поощрение всех звуков, которые произносит ваш ребенок, чтобы он с большей вероятностью повторял их в будущем.
Практика: Давайте ребенку поощрение и хвалите его (Например, «Молодец, так хорошо сказал «а»!») каждый раз, когда он или она произносит какой-либо звук речи. Это следует делать на протяжении всего дня.
Поощрение: Лучше всего выбрать сразу несколько поощрений из разных категорий (например, различные виды продуктов, различные действия, различные игрушки). В противном случае, ребенок быстро пресытится поощрением.
Когда ребенок уже может имитировать (или пытается имитировать) базовые звуки речи, то можно применять другие процедуры для формирования артикуляции и произношения слов. (Также смотрите «Метод обучения вокальной имитации» и «Как помочь ребенку с аутизмом говорить разборчивее»).
И наконец, некоторые дети усваивают различные вокализации быстрее, чем другие. Дети, которые часто лепечут, гораздо быстрее начинают произносить различные звуки, чем дети, у которых нет лепета. (Также смотрите «Что значит лепет у не говорящего человека с аутизмом»).
Как научить общению невербального ребенка?
Невербальный аутизм пора исследовать не только на словах
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…