Вопрос-ответ. Что значит лепет у не говорящего человека с аутизмом?
Логопед о том, какое значение имеет лепет (вокализации) в развитии речи у ребенка с аутизмом
«Что значит лепет, бессвязные слоги, у человека с аутизмом, который больше ничего не говорит? Это указывает на то, что он пытается что-то сказать? Говорит ли это о возможном появлении речи?»
На вопрос отвечает логопед Барбара Брэддок. Доктор Брэддок работает в медицинском центре при медицинской школе университета Сент-Луиса, США.
Спасибо за ваш вопрос. Сам по себе лепет — это еще не значимые слова.
Младенцы начинают лепетать, потому что это двигательная «практика» для устной речи. Вы наверняка замечали, как совсем маленькие дети «тренируются» в таких движениях как открывание и закрывания рта или движения языком в вверх-вниз и вперед-назад. Исследования показали, что когда младенцы с типичным развитием лепечут, они так же совершают однообразные, ритмичные движения руками и ногами. Они могут стучать или трясти предметами или раскачивать руки в такт своему лепету. Мы знаем, что такие скоординированные и ритмичные движения являются важной частью развития языка.
Я не знаю, о человеке какого возраста вы спрашиваете. Если у него или нее уже диагностирован аутизм, то полагаю это, как минимум, двухлетний ребенок, возможно даже невербальный взрослый.
Лепет или «жаргон»
Иногда люди с аутизмом произносят длинные последовательности речевых звуков, не имеющих смысла. Мы называем это «жаргоном». Кажется, что человек пытается при этом что-то сообщить, потому что жаргон часто имеет интонации речи взрослых. Тем не менее, жаргон редко соответствует осмысленной речи. Для многих людей с аутизмом жаргон является повторяющимся, самостимулирующим поведением. Как правило, жаргон не направлен на другого человека.
С другой стороны, в случае задержки речи появление лепета у ребенка действительно говорит о шаге по направлению к развитию речи. Благодаря существующим исследованиям мы знаем, что у большинства невербальных четырехлетних детей с аутизмом разовьется устная речь. Эти исследования также показали, что чаще всего речь развивалась у тех невербальных дошкольников, которые демонстрировали вовлеченность в социальных ситуациях и не имели интеллектуальной инвалидности.
Поощрение социально направленного лепета
Если лепет невербального ребенка с аутизмом совпадает с контактом глазами и/или жестикуляциями по отношению к другому человеку — это наиболее благоприятный знак в пользу развития устной речи. Мы должны сохранять и поддерживать лепет в социально-коммуникативных ситуациях. Если это относится к вашему случаю, то я рекомендую вам тесно работать с логопедом или специалистом по детскому развитию, чтобы сделать такое взаимодействие с ребенком наиболее благотворным.
Самый благоприятный знак — это когда ребенок с аутизмом использует лепет, чтобы привлечь внимание другого человека или ответить ему. Точно так же, когда ребенок перемежает значимые слова с жаргоном, это может говорить о развитии устной речи.
Логопед может разработать вместе с вами план по поощрению социальной коммуникации. Вместе вы можете поставить цели по развитию как понимания речи, так и значимой речи в социальных контекстах. Могут оказаться полезными и устройства для вспомогательной или альтернативной коммуникации.
Многие дети с аутизмом не склонны «практиковаться» в звуках речи самостоятельно. В целом, их меньше интересуют социальные ситуации. Поэтому очень важно работать над развитием таких навыков и занятий.
Нам нужно поощрять у ребенка весь спектр звуков, включая мычание, кряхтение, повизгивание, гласные и согласные звуки. Все эти звуки важны для развития речи и часто являются предшественниками правильно сформированных слогов.
Мы должны работать с родителями, чтобы придумывать как можно больше игровых и приятных ребенку ситуаций в течение дня, которые увеличат объем практики в звуках речи и одновременно будут поощрять социальное взаимодействие. Мы считаем, что игры с ребенком и рутина в отношении людей и предметов очень важны для развития речи. Кроме того, для улучшения игровых и коммуникативных навыков очень важно обучать ребенка имитации движений рук и рта.
Также смотрите:
Три ключевых стратегии по развитию устной речи
Как помочь невербальному ребенку говорить
Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами
Как научить общению невербального ребенка
Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».