Guten Tag! Bonjour! Hello! Иностранные языки могут играть важную роль в образовании и развитии коммуникативных навыков детей с аутизмом, однако часто можно услышать:
«Иностранный язык нужен только самым умным детям».
«Мой ребенок и на родном языке говорит с ошибками, какой ему смысл учить другой язык?»
«Она не сможет сдать госэкзамен по французскому, так что нет смысла пытаться».
«Есть гораздо более важные предметы для этого ребенка».
И это лишь несколько реальных негативных комментариев, которые я слышала про детей в спектре аутизма или другими образовательными потребностями. Все они сводились к тому, что этим детям не нужно изучение иностранного языка.
До того как я перешла в специальное образование, у меня был диплом и опыт работы учительницей иностранного языка. И я по собственному опыту знаю, что эти две области имеют гораздо больше общего, чем принято думать.
У меня самой диагностирован синдром Аспергера, и изучение иностранных языков оказало мне, в свое время, огромную помощь. Только благодаря изучению иностранных языков в подростковом возрасте я смогла:
– Понять, как устроена коммуникация.
– Развить навыки разговора.
– Понять многие социальные и культурные нормы.
Меня увлекла логика и точность немецкой грамматики, и я научилась тому, как использовать свой словарный запас, чтобы лучше донести свою мысль. Мой опыт жизни заграницей помог мне почувствовать себя более «нормальной» – ведь от иностранки в чужой стране никто не ждет, что она будет понимать все социальные нюансы. В такой ситуации определенная эксцентричность и недоразумения считаются само собой разумеющимися.
Так что в своей профессиональной карьере я была очень расстроена, когда поняла, что для многих детей с особыми потребностями, которые могли бы получить пользу от иностранного языка, этот предмет считается второстепенным или вовсе исключается из образовательного плана. Очень часто можно услышать заявления о том, что для детей с аутизмом он по умолчанию слишком сложен, бесполезен и не имеет значения. Кроме того, многие взрослые, включая родителей и педагогов, имеют предвзятое негативное отношение к урокам иностранного языка, что часто связано с их собственным неудачным опытом скучных уроков, которые оказались бесполезны в их взрослой жизни.
Иностранный язык может иметь целый ряд преимуществ для учеников в спектре аутизма, особенно в средних классах школы, когда возможность включить коммуникативные и бытовые навыки в образовательный план ограничены.
Молодые люди с аутизмом и синдромом Аспергера в общеобразовательных школах продолжают испытывать большие сложности с социальной коммуникацией, но у них может не быть доступа к группам по развитию социальных навыков, либо такие группы для них слишком «детские» или неэффективные.
Однако на уроке иностранного языка совершенно нормально проигрывать по ролям разные социальные ситуации, например, в магазине или у врача. Это веселый и подходящий возрасту способ работать над социальными и коммуникативными навыками в условиях другой культуры и языка, и это также возможность обсудить особенности этих навыков на родном языке.
Несколько недавних исследований показали, что билингвальные дети, которые с раннего детства учатся говорить сразу на двух языках отличаются лучшими навыками самоорганизации, более развитой моделью психического и лучшими социальными навыками, чем их монолингвальные сверстники (Kinzler, 2016). (Также смотрите: «Билингвизм (двуязычие) может быть плюсом для ребенка с аутизмом»).
Кроме того, уроки иностранного языка могут предоставить ребенку следующие возможности:
– Целенаправленно изучать разговорные навыки с помощью ролевых игр, драматизаций и наблюдения.
– Улучшить такие языковые навыки как регуляция громкости, скорости и интонации устной речи.
– Улучшить понимание таких аспектов языка как структура предложения и расширить существующий словарный запас.
– Обсуждать культурные различия и разные социальные ожидания.
Очень часто проблемы, связанные с изучением иностранного языка в коррекционном образовании, не имеют отношения к иностранному языку как к таковому. Проблемы возникают из-за неподходящего метода преподавания или чрезмерного акцента на подготовку к стандартизированным экзаменам. Однако при другом подходе этот предмет может стать увлекательным, практичным и развивающим предметом для детей в спектре аутизма. Главное, чтобы основной целью была не сдача экзамена, а улучшение коммуникативных навыков и понимания социальных ситуаций.
Так что в следующий раз, когда вы будете планировать образовательный план или занятия для детей в спектре аутизма, не отметайте иностранный язык сразу же как неважный. В изучении иностранного языка заложено много возможностей для развития языковых и коммуникативных навыков, при этом он обеспечит детям более сбалансированное и разностороннее образование.
Система образования должна быть сосредоточена не только на экзаменах, но и на том, что может принести наибольшее удовольствие и личное развитие ученикам. При должном подходе иностранный язык может сделать именно это.
Kinzler, K., (2016) The superior social skills of bilinguals, New York Times
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…