Конференцию открыла заместитель Министра образования и науки РФ Т.Ю. Синюгина: «В названии конференции есть определяющее слово «стратегия», – сказала она. –У нас есть результаты, но сегодня мы намерены говорить о перспективе. Необходимо адекватно понимать, что нам предстоит делать дальше, так как тема помощи людям с РАС очень востребована в обществе. Мы должны быть профессиональны, честны, и ни в коем случае не должны отходить от темы, говоря, что у нас и так уже все делается».
В связи с этим заместитель министра отметила определяющую роль двух организаций: Федерального ресурсного центра как «единственного государственного помощника в решении проблем, которые есть на местах», и Института коррекционной педагогики, обеспечивающего научную стратегию. «Мы бы хотели попросить о более активной, наступательной позиции со стороны федерального ресурсного центра в регионах. Он должен оказывать конкретную и конструктивную помощь в сопровождении детей с РАС. Что касается Института коррекционной педагогики, то хотелось бы узнать, какие научные исследования предстоящего, прогнозного периода там планируются», – сказала Т.Ю. Синюгина.
И конечно, важнейшая проблема, по словам Татьяны Юрьевны, – это подготовка кадров: как новых педагогов-дефектологов с компетенциями, позволяющими им эффективно работать с детьми с РАС, так и повышение квалификации тех, кто уже работает в системе образования. Синюгина отметила, что в силу нехватки специалистов сами родители становятся тьюторами у своих детей. Министерство запросило у всех субъектов федерации информацию о потребностях регионов в специалистах-дефектологах, предложив описать дефициты. «Все зависит от того, как вы подойдете в регионе к решению этой проблемы. Мы можем очень долго говорить, что специалистов у нас нет, сетовать, что тот уровень образования, который они получают сегодня, недостаточен. Но, если не взяться на местах за эту задачу, то ее не решить.»
Отметив первоочередную роль системы образования, замминистра также отметила важность межведомственного взаимодействия при подходе к работе с детьми с РАС: «Успешный результат будет только в том случае, если мы эффективно наладим взаимодействие со здравоохранением и с социальной сферой.» Эту же мысль подчеркнула на конференции и К.П. Афонина, заместитель Директора департамента по делам инвалидов Минтруда России в своем докладе о ранней помощи – в том числе детям с РАС. «Специалисты сферы здравоохранения, образования и социальной защиты должны определить проблемы ребенка и составить для него индивидуальную программу помощи. Это межведомственная работа как с самим ребенком, так и с его семьей.»
Большой интерес у представителей министерств вызвал доклад Г.П. Ивановой, первого заместителя руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. В области реализуется пилотный проект, цель которого – построение комплексной межведомственной системы государственной помощи детям с РАС и их родителям. Иванова рассказала про нормативно-правовое, кадровое и финансовое обеспечение одного из ключевых компонентов этой системы – обучения детей с РАС по модели ресурсного класса, где специалисты, владеющие методом прикладного анализа поведения, стали важнейшим компонентом специальных образовательных условий в детсадах и школах области. «Мы пытаемся ответить с коллегами из других департаментов на растущий запрос, поскольку около 50% родителей детей с ОВЗ хотели бы обучать детей в общеобразовательных школах и в детсадах. При этом обучение детей с ментальными особенностями требует особых, инновационных подходов», – сказала Иванова. С ее точки зрения, и нехватка специалистов, и СанПин, ограничивающий наполняемость класса, – это препятствия, которые нужно преодолевать, чтобы дальше развивать инклюзивное образование. «Пути назад у нас нет», – заключила она.
Эта же мысль прозвучала и в выступлении президента фонда «Выход» Авдотьи Смирновой: «Государство действенно развернулось в сторону инклюзии. Общество запросило эту услугу от государства, а насаждается инклюзия прежде всего профессиональным сообществом». Смирнова добавила, что организация системного, последовательного, пошагового процесса включения людей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в общественную жизнь всегда находится в сфере ответственности государства, которое в своей работе руководствуется мировым опытом и научно обоснованными технологиями.
О том, как реализуется научный подход в системе помощи людям с РАС в США, рассказала профессор Йельского университета, ведущий научный сотрудник МГППУ, доктор психологических наук, глава экспертного совета фонда «Выход» Елена Григоренко: любая научно апробированная программа помощи должна быть воспроизводима, эмпирически
обоснована (многочисленные публикации с опытом ее применения и зафиксированным результатом), гетерогенна (любой профессионал может взять эти результаты и на их базе построить собственные исследования).
«Чтобы подобные стандарты выдерживались, в обществе должны существовать механизмы финансового обеспечения, как частные, так и государственные, а проекты должны соревноваться за финансирование и доказывать свою научную состоятельность», – сказала Григоренко.
С.А. Морозов, председатель Общества помощи аутичным детям «Добро», представил доклад «Стратегия ранней помощи и дошкольного образования детей с РАС», в котором был структурирован маршрут ребенка из системы раннего выявления в систему ранней помощи, и дальше – в образовательные организации, описано предложение по батарее инструментальных тестов, необходимых для функциональной диагностики динамики ребенка, и сделаны выводы о существующих и перспективных моделях помощи. Морозов также отметил, что ФГОС для дошкольного образования нуждается в серьезной доработке и что «прямая адаптация примерной ООП для дошкольного образовательного учреждения к детям с РАС не применима».
В перерыве представитель Фонда задал дополнительные вопросы Т.Ю. Синюгиной:
Каковы перспективы увеличения детей с РАС в системе общего школьного образования?
Я уверена, что таких детей будет больше, потому что мы все глубже и профессиональнее говорим на эту тему. Мы создадим все условия, чтобы привести детей с РАС в систему общего и специального образования. Необходимо, чтобы их как можно больше было в образовательной среде, и чтобы как можно меньше оставалось вне образовательного поля.
Возможно ли появление отдельной, профильной педагогической специальности, которая нацелена на работу с ребенком с РАС?
Это долгосрочная перспектива. Я думаю, что нам ко всему нужно подходить очень системно, очень вдумчиво. Сразу, здесь и сейчас, у нас не появится отдельной специализации. Но то, что мы в программу подготовки специалистов-дефектологов включаем это направление, – уже немалый результат.
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…