15 мая 2013 года в мастерских московской компании ООО «Фирма Блиц ЛТД», которая занимается производством товаров для дома и сувениров ручной работы, состоялось открытие новой, не совсем обычной мастерской — экспериментального проекта «Особый формат». С одной стороны, работа новой мастерской не будет отличаться от остального производства компании — керамика, плакаты, текстиль. А с другой стороны, мастерская уникальная для России — в ней будут работать люди с аутизмом и другими особенностями развития, которых обычно считают «непригодными» для сферы труда.
Проект «Особый формат» — это результат сотрудничества трех организаций: РОО «Центр культуры и спорта «Блиц», Центра лечебной педагогики (ЦЛП) и Технологического колледжа №21, в котором учатся и работают в творческих мастерских молодые люди с особенностями развития.
В этот же день в особой мастерской открылась выставка керамических изделий учеников колледжа и будущих сотрудников мастерской. Выставка будет действовать в помещении «Блица» постоянно, регулярно обновляясь. В данный момент выставка — единственный шанс увидеть работы художника Володи Шнирмана, которые вскоре будут выставляться в Норвегии.
При новой мастерской также откроется постоянно действующий магазин, где будут продаваться изделия учащихся колледжа — чашки, настенные панно, тканые сумки, батик, плакаты, книжки.
Однако главным остается то, что десять людей с особенностями развития впервые получат возможность постоянного трудоустройства. Это новый этап истории так называемых «особых мастерских» в Москве. Первоначально они были созданы еще в 1990-х годах при Центре лечебной педагогики, и в то время они выполняли исключительно терапевтическую функцию — дети с аутизмом и другими расстройствами учились в них рисовать, заниматься гончарным делом и другими ремеслами в рамках своей программы реабилитации. Для детей это было способом самовыражения и развития навыков.
Но все дети, как известно, неизбежно вырастают. Так и дети, которые ходили в мастерские при ЦЛП, их переросли, а в мире взрослых для них уже не оказывалось места. Ситуация изменилась в 2006 году, когда на базе Технологического колледжа №21 были созданы мастерские уже для профессионального обучения. И теперь, новая мастерская с полноценными рабочими местами — это новый этап для уже взрослых молодых людей, которые когда-то начинали заниматься в ЦЛП в возрасте пяти-шести лет.
«Для нас это новый шаг на очень длинной лестнице, которая ведет нас к нормальной, цивилизованной жизни, когда наши ребята смогут участвовать, как и все обычные люди, в общественной жизни, будут трудиться, отдыхать, иметь собственный досуг, иметь место, где они будут жить во взрослом возрасте», – рассказывает Ольга Волкова, заместитель директора технологического колледжа №21 по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Компания «Блиц» с энтузиазмом отнеслась к новому проекту. Для людей с особенностями развития было выделено отдельное помещение для отдыха, обучения и мероприятий, которое было полностью отремонтировано в рекордно короткие сроки, чтобы 15 мая в нем могла открыться выставка. Это не первый опыт компании в работе с людьми с особыми потребностями. Свободные художники с ментальной инвалидностью уже создавали свои работы для «Блица», а мастера компании дорабатывали и создавали на их основе продукцию — товары для дома, салфетки, керамику, карамель и мыло ручной работы.
«Для создания некоторых изделий обычному человеку порою не хватает фантазии и креативности. Мы надеемся на их вдохновение и необычный взгляд на привычные вещи. И, конечно, нам важно помочь ребятам адаптироваться в обществе», — говорит Мария Лебедева, представитель компании «Блиц».
Новые сотрудники будут оформлены в полном соответствии с трудовым законодательством, у них будет идти трудовой стаж, и они будут получать заработную плату на тех же условиях, что и обычные сотрудники мастерских — минимальная заработная плата плюс проценты от их проданных изделий.
«У всех сотрудников есть и другие преимущества — они бесплатно посещают лекции, семинары, мастер-классы и другие мероприятия, которые проводятся в нашем центре. Таким образом, став сотрудниками, люди с ментальной инвалидностью не только будут получать трудовой стаж и зарплату: у них появятся новые возможности для социализации и в целом для того, чтобы стать полноценными членами нашего общества», — добавляет Мария Лебедева.
Впрочем, отличия от обычной работы все-таки будут. У людей с особенностями развития будет так называемое сопровождение при трудоустройстве — специалисты комиссии колледжа и Центра лечебной педагогики начнут разрабатывать для сотрудников индивидуальный план работы, подбирать оптимальный режим занятости и будут непосредственно поддерживать их на рабочем месте, помогая адаптироваться.
Поскольку проект является экспериментальным, перед организаторами сопровождения будет стоять непростая задача. Необходимо будет подобрать работу, которая полностью соответствует индивидуальным особенностям сотрудника с нарушением развития. Первоначально трудовые договора будут заключаться только на два месяца. Это позволит оценить, насколько человек справляется с работой, и насколько она ему подходит.
Задачу облегчит отдельное помещение для сотрудников проекта, которое также включает пространство для отдыха. Некоторым сотрудникам, особенно первое время, понадобится часто делать перерывы, но благодаря такому помещению, они смогут восстановиться и вернуться к работе. Кроме того, дружественное пространство само по себе поможет уменьшить стресс во время адаптации к новому рабочему месту, люди смогут приносить в это помещение свою работу из мастерских центра. Здесь же будет проводиться обучение и досуговые мероприятия для сотрудников проекта.
«Главное, создать такие условия, которые они смогут выдержать, и желательно, конечно, чтобы им это еще и нравилось. Каждому надо подобрать что-то свое, это долгий процесс. Я думаю, этот процесс займет полгода минимум. Некоторые могут заниматься в группе, некоторые по одному, некоторые по 2-3 человека. Каждому нужно подбирать условия индивидуально. Необходимы специалисты, которые будут этим заниматься. Без этого человек будет уволен или сам уйдет очень быстро», – говорит Тамара Лаврентьева, художник и мастер производственного обучения при колледже №21.
«Наши ученики не смогут работать так же, как и все остальные люди. Во всем мире эта проблема решается с помощью системы поддерживаемого трудоустройства. Это предполагает, что есть специальные трудовые кураторы, которые сопровождают человека, помогают ему в трудоустройстве, и их работа финансируется социальными и муниципальными структурами, — говорит Ольга Волкова. — У нас в стране этого просто нет. Мы пытались сами найти возможности, чтобы при нашей поддержке кто-то создавал рабочие места. И произошло чудо — наш первый опыт поддерживаемого трудоустройства в этой мастерской».
И это не единственное подобное начинание в Москве. «Сейчас один из наших мастеров пытается создать столярную мастерскую в Государственном центре современного искусства на Зоологической. Другими словами, это уже процесс, который пошел, пусть и микроскопическими шагами, но мне кажется, что это переход на какой-то принципиально новый уровень», — добавляет Ольга Волкова.
По ее словам, в обоих случаях создание мастерских было инициативой самих работодателей. Однако остается главная проблема — работодатели, даже если они готовы открывать вакансии или создавать рабочие места для сотрудников с ментальной инвалидностью, не будут обеспечивать сотрудникам сопровождение или поддержку при трудоустройстве за счет собственных средств. Для компаний это попросту не выгодно.
Если же сопровождение обеспечивается только благотворительными программами, то подобные инициативы останутся единичными, и они оставят за бортом большинство людей с особенностями развития, которые нуждаются в работе и могли бы работать при наличии поддержки. Кроме того, такие проекты будут постоянно висеть на волоске — они будут зависеть от того, может ли некоммерческая организация сохранить ставки для трудовых кураторов. В новой мастерской бюджет на сопровождение рассчитан лишь на ближайшие шесть месяцев, и прямо сейчас нужно искать средства на дальнейшее продолжение проекта. Кардинально же проблему можно решить только на государственном уровне.
«Мы все время пытаемся донести, что в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) необходимо добавлять такую формулировку, что «рекомендуется трудоустройство с сопровождением», а само сопровождение должно оплачиваться в рамках социальных программ. Таким образом, мы решили бы все проблемы! Я часто бываю на выставках, ярмарках, где представлены, в том числе, керамические мастерские. И я вас уверяю, что мы нашли бы художников, которые согласятся взять в качестве подмастерий наших ребят, но с нашим сопровождением: ведь они не знают, как с этими ребятами себя вести, — говорит Ольга Волкова. — Сейчас много говорят об инклюзии, но ведь инклюзия без сопровождения таких ребят с инвалидностью невозможна, она просто не будет работать».
«Мы сейчас плотно работаем с Департаментом труда и занятости, они нас очень поддерживают, но весь ужас в том, что это лишь точечные проекты, отсутствует система. Мы бьемся за то, чтобы была государственная политика по сопровождению и трудоустройству людей с инвалидностью. Пока, к сожалению, это единичные инициативы общественных организаций, и тем ребятам, которые занимаются у нас, просто повезло. Однако мы рассчитываем, что такие начинания создадут прецеденты, которые изменят ситуацию. Хотя я боюсь, что это как раз и будет самой сложной задачей», — добавляет она.
Еще одна трудность состоит в том, что инвалидность, в том числе аутизм, часто воспринимают как исключительно «детский» вопрос. Большинство инициатив по реабилитации предназначены для детей. Однако после 18 лет люди, как правило, уже не могут найти никакой поддержки и возможностей для социализации, они оказываются заключены в четырех стенах, где годами остаются на полном попечении родителей, а после их смерти попадают в интернаты, где их ждет скорая гибель. Только в Москве тысячи людей находятся в такой полной социальной изоляции, и каждый из них нуждается в срочной помощи.
Социальная изоляция явно не является проблемой учеников колледжа и будущих сотрудников новой мастерской. С первого взгляда очевидно, что это люди, хорошо знающие друг друга, которые очень часто общаются. У них свои внутренние отношения, своя дружба и даже романтические интересы. На открытии мастерской они встречают родителей других учеников и помогают им найти работы их детей на открывшейся выставке. Марьяна, одна из учениц колледжа, выступает в роли конферансье и объявляет музыкальный номер. Ей трудно дается этот шаг, но все ее поддерживают.
В честь открытия мастерской выступает Андрей Пашков — одаренный молодой человек с аутизмом. Он не знает нот, но прекрасно играет на фортепьяно. В честь вечера он исполнил полонез Огинского и две пьесы Баха.
Трем героям вечера были вручены цветы. Это художники особых мастерских, Алена Трубихина и Владимир Шнирман, чьи работы занимают основную часть выставки, а также талантливый художник с аутизмом, Николай Филлипов, которому в этот день исполнилось 28 лет. Так что официальное открытие плавно перешло в празднование дня рождения.
Это люди со своими достоинствами и недостатками, отношениями и потребностями, талантами и идеями, которые могут очень многое предложить этому обществу. Благодаря особым мастерским у них появляется реальная возможность это сделать. Остается лишь надеяться, что общество окажется достаточно развитым, чтобы оценить их по достоинству.
Увидеть выставку керамики и приобрести работы учащихся особых мастерских можно в Центре культуры и спорта «Блиц» по адресу Краснопролетарская 31/1, стр. 5. Схему проезда можно посмотреть по ссылке. Заказать изделия особой мастерской в Интернете можно на сайте компании.
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…