28.10.13

Интервью. «Спроси Азимову»: вопросы к поведенческому аналитику

Русскоязычный поведенческий аналитик и специалист по инклюзии детей с аутизмом отвечает на вопросы пользователей Интернета

 

aba-azimova

 

Марина Азимова — магистр педагогических наук, магистр в области социальной работы, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, сертифицированный поведенческий аналитик, образовательный консультант, научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США), член Международной ассоциации поведенческих аналитиков и специалист инклюзивного образования детей с аутизмом.

Она является супервизором двух классов поддержки для детей с аутизмом в Москве, работа в которых построена в рамках подхода прикладного анализа поведения (АВА) и которые поддерживает Фонд «Выход» — инклюзивного класса при школе №1465 и класса подготовки к школе при ЦПМССДиП МГППУ (школа «Кашенкин луг»). На странице последнего проекта Марина отвечает на вопросы желающих об аутизме, поведенческом подходе и инклюзии.

Марина Азимова, подскажите, пожалуйста, имеет ли смысл мне переходить на безглютеновую диету в 21 год? И еще мне очень интересно, соблюдала ли эту диету Темпл Грэндин? У меня не хватило знания английского, чтобы задать ей этот вопрос через комп. Буду очень благодарен за ответ.

Скажу о том, что знаю наверняка: Тэмпл Грандин эту диету не соблюдала. Эта диета НЕ ЛЕЧИТ АУТИЗМ. Она полезна в случаях нарушения обмена веществ, пищевых аллергий, нарушений пищеварения. В этом случае польза будет и для аутиста, и для нейротипичного человека — не болеть всегда лучше, чем болеть. Если вы страдаете этими нарушениями, то имеет смысл попробовать. В остальном, я не специалист и вдаваться в детали, а уж тем более делать рекомендации такого рода я не могу. Спасибо за вопрос. Удачи вам.

Вы крупный специалист в области инклюзии. Поэтому хотела бы задать Вам вопрос. Должны ли, по Вашему мнению, аутисты, которые страдают стереотипиями, связанными с отсутствием координации движений и вокализациями, общаться со своими ровесниками, если им семь лет? Или они должны общаться только после того, как избавятся от этих стереотипий? Поясню свой вопрос.

В возрасте 6-7 лет нейротипичных детей готовят к школе. В связи с этим от них требуют усидчивости и именно то поведение, которое демонстрируют аутисты, страдающие данными стереотипиями, считается в таком возрасте особенно осуждаемым (бег, прыжки на месте, кручение вокруг своей оси, раскачивание, громкие крики и пение и т.п.)
Этим летом у меня на даче жили трое малышей-ровесников, включая моего сына. Все они из одного коррекционного заведения, им 6-7 лет, диагноз РДА. Я надеялась, что соседские дети тоже будут приходить играть на детскую площадку, которую я оборудовала на газоне, но их родители, хотя относились ко мне с сочувствием, посмотрев на моих подопечных , сказали, что их дети станут перенимать у них «плохое» поведение, и к ним будут плохо относиться в школе.

Из Ваших лекций, которые я слушала в Москве в июне прошлого года, я помню, что стереотипии, связанные с самостимуляцией, если они не опасны для жизни или неприличны, не следует пресекать. Достоверно известно, что у всех этих детей стереотипии связаны именно с особенностями сенсорной дезинтеграции (это не избегание, не попытка привлечь внимание, не желание получить что-либо). Обращение к сенсорному специалисту (и не к одному) ничего не дало. От таких стереотипий избавиться труднее всего. У всех троих настолько ощутимые проблемы с восприятием звука, что работа газонокосилки, даже вдалеке (у меня двухметровый забор из толстых досок) вызывает у них шок, и я договорилась со всеми соседями, что они не будут косить траву, пока я не уведу детей в лес. В беге по кругу, раскачивании, и даже вокализациях в принципе, ничего сверхнеприличного нет.

Но с другой стороны, родители правы. Выходит, для детей с такими стереотипиями инклюзия невозможна? Допустим, девочка Саша, очень неплохо читает и считает. Она могла бы присутсвовать на соотвествующем уроке, но через 10 минут ей надо покружиться. Допустим, тьютер, должен ее вывести из класса. А если она захочет покружиться и попеть на перемене или в столовой, когда е видят другие дети?

Правила воспитания семилеток у нас столь строги, что соседи не согласились даже, чтобы их дети участвовали в записи видео для тренинга «Как научить аутиста здороваться». Для моего неговорящего сына этот тренинг, опубликованный на сайте фонда «Выход», не актуален, а вот для двух других, страдающих эхолалией — весьма. Там надо было, чтобы разные люди входили в калитку и говорили «Привет, Женя». Так вот у нас детей в этом возрасте учат говорить «здравствуйте», а не «привет». А мои «здравствуйте» они не выговорят и не воспринимают.

Так как же быть с теми, кто бегает и вокализирует? Устранять стереотипии или все же пытаться обьяснить, что семилеткам, что вот этому мальчику бегать можно, потому что, не бегая, он теряет равновесие, а тебе нельзя?

Да, они должны общаться. Чем раньше, тем лучше. Во-первых, потому что стереотипия может не уйти (она может быть им просто необходима с сенсорной точки зрения) или видоизмениться в другую форму стереотипии (что тоже надо корректировать, вгоняя в социально приемлемый формат); во-вторых, грамотная инклюзия, по сути, не подразумевает идеального ученика без нежелательных поведений.

Здесь речь идет о пошаговом тщательно спланированном процессе. Если стереотипия тихая, не отвлекает остальных — пусть себе делает то, что помогает ему жить в «невротипичной реальности». Если эта стереотипия отвлекает окружающих и мешает им учиться — значит, нужно вырабатывать поведенческую стратегию. Пусть начнет с группы братьев и сестёр (соседей) — 2-3 человека. Или можно начать с походов в класс только на 10 минут. Не может десять, пускается «в пляску» на 7-й минуте — значит начнем с походов в класс только на 6 минут, при этом активно подкрепляя хорошее поведение. Потом на 8, потом на 10 и т.д. (с соответствующими модификациями «материалов урока»).

Ну и с остальными учениками работать, чтоб они понимали, что …. понимает вещи и «учится по-другому, и мы должны ему/ей помочь». Спасибо за вопрос. Удачи вам.

Добрый день, мой сын Савва, с РДА, 9 лет, учимся в общеобразовательной школе(в гимназии) в 3 классе. На занятия ходим с сопровождающим, который корректирует его поведение и побуждает к работе, иначе он может сидеть на уроке и ничего не делать (класс 32 человека, сидит на последней парте). Вопрос: обладая очень хорошей памятью (знает марки всех машин, кондиционеров ,имена и отчества всех преподавателей который когда либо с ним занимались начиная с 3 лет) никак не может ответить полностью (начиная с 6) таблицу умножения, хотя смысл ее он понимает, даже пытается высчитывать путем многократного сложения. Даже учитель говорит, что я чувствую, что он знает больше, но не могу вытянуть у него ответ. Из поощрений для него важна похвала, хорошая оценка, возможность пойти после уроков погулять. Но все попытки замотивировать его, выучить таблицу наизусть, оканчиваются ничем. Заранее спасибо за совет.

Это тот случай, когда довольно сложно давать ответ «за глаза», так как я не знаю, как он учит (его «метод»), у меня нет данных о том, в каких условиях (при каких обстоятельствах) ваш сын усвоил предыдущие ступени (умножение от 1-го до 5-ти).

У меня есть подозрение, что умение быстро складывать (или прибавлять к предыдущим суммам — 4х5=16 4=20) был его путь запоминания раньше. После 5 это делать сложнее. Но это лишь моя догадка. На ней я не могу строить рекомендацию.
По вашему рассказу видно, что он запоминает легче всего то, что его по-настоящему интересует. Может, имеет смысл сделать умножение «интересным»? Не знаю, как именно (так как не знаю вашего мальчика), но это, мне кажется, правильное направление для ваших усилий. Удачи вам.

Скажите, как правильно обучить ребенка нажимать на ручку при письме, штриховке и т. д.? Не получается писать и обводить фигурки, поскольку на ручку не нажимает.

Я не знаю вашего ребенка, но мне кажется, что начинать надо с развития мускулатуры кисти и пальцев. Есть целый ряд упражнений (например, зацеплять тугие прищепки на край коробки, или поднимать предметы тугими щипцами для салата, или делать разные форматы из прохладного пластилина, и т.д.) который должен этому помочь. Ну и конечно умение правильно держать ручку/карандаш. Я, наверное, смогла бы посоветовать больше, если бы понаблюдала за ребенком. Успехов вам.

Вы можете задать вопрос Марине Азимовой, прислав его по адресу: aba.klass@gmail.com Вопросы и ответы на них публикуются в открытом доступе в Интернете

Share to Facebook
Share to LiveJournal