Чем чаще аутичные дети младшего дошкольного возраста сосредотачиваются на других людях и взаимодействуют с ними, тем лучше будут их речевые навыки в более старшем возрасте. Об этом говорится в результатах нового исследования (1).
Эти данные поддерживают так называемую теорию социальной мотивации при аутизме. Согласно этой теории, для мозга аутичных детей социальные сигналы не являются приоритетными, и потому дети не стремятся к социальному взаимодействию. В результате, дети оказываются лишены возможностей для развития и практики речевых навыков.
Результаты исследования предполагают, что целью ранней терапии для аутичных детей должно быть именно развитие социальной мотивации в целом, а не просто работа над отдельными навыками, считает Эмили Ньюхаус, профессор психиатрии и поведенческих наук Университета Вашингтона, США, которая не участвовала в данном исследовании.
Социальная мотивация позволяет улучшить навыки экспрессивной речи – способности сообщать свои мысли и идеи. Это объясняется двумя факторами – она побуждает детей к коммуникации с другими людьми, а также помогает им подстраиваться под коммуникацию окружающих, сообщают исследователи.
Исследование также показало, что только одного фактора недостаточно для улучшения речевых навыков. «Нужны они оба, – считает один из авторов исследования, Пумпки Лей Су, научный сотрудник Университета Делавера, США. – И это не дорога с односторонним движением».
Данное исследование поддерживает теорию развития языка, согласно которой, сама по себе речевая коммуникация является поощрением. Чем больше ребенок пытается общаться с другими людьми – тем чаще он получает коммуникацию от других людей, а чем больше коммуникации он получает, тем лучше оттачиваются его экспрессивные речевые навыки, говорит Су.
Су и ее коллеги проанализировали данные из другого исследования, в котором использовались отчеты родителей о социальных и коммуникативных навыках 87 аутичных детей в течение двух лет, начиная с возраста 14-31 месяца (2).
Ученые обнаружили сильно выраженную связь между уровнем социальной мотивации детей, согласно их раннему тестированию по шкале «Социальный подход» теста PDDBI, и их уровнем экспрессивных речевых навыков два года спустя, согласно результатам по Шкале раннего обучения Маллен.
Существует три теории о том, каким образом ранняя социальная мотивация приводит к лучшему развитию устной речи. Во-первых, аутичные дети с более высокой социальной мотивацией чаще пытаются взаимодействовать с ровесниками. Кроме того, развитие экспрессивной речи может объясняться более развитыми навыками восприятия речи на слух, способностью сосредоточиться на коммуникации другого человека или обоими этими факторами (3, 4, 5).
Исследователи разработали три статистические модели, чтобы протестировать каждую из этих теорий. Для этого они использовали ранее собранные данные о том, как часто дети пытались взаимодействовать с другими людьми согласно игровому тесту Индекс ранней коммуникации, а также данные об их рецептивных речевых навыках согласно Шкале раннего обучения Маллен.
Лучше всего данные объясняла модель, которая включала и намеренную коммуникацию, и рецептивные речевые навыки, говорит ведущий автор исследования, Пол Йодер, профессор специального образования Университета Вандербилта, США. Результаты исследования были опубликованы в сентябре в журнале «Autism».
Для ранней помощи детям с аутизмом очень важно определять, каких навыков им не хватает для более благоприятного прогноза на будущее, считает Томас Фрэйзер, профессор психологии в Университете Джона Кэррола, США, который не участвовал в этом исследовании. Однако он выражает беспокойство о том, как в данном исследовании измерялись разные виды поведения.
«Больше всего меня беспокоит то, что они не измеряли социальную мотивацию в чистом виде, они измеряли социальную мотивацию и социальную коммуникацию», – говорит он.
Если в отчетах родителей не проводилось разделение между мотивацией и коммуникацией, то на развитие устной речи в последующие годы могут влиять ранние навыки социальной коммуникации, а не социальная мотивация.
Однако если выводы исследования верны, то «вероятно, мы должны больше внимания уделять тем видам терапии, которые сосредоточены на развитии социальной мотивации как биологическими, так и поведенческими методами», считает Фрэйзер. Например, препараты на основе окситоцина или вазопрессина воздействуют на систему поощрения мозга и, по данным различных исследований, повышают социальную мотивацию.
Сейчас Йодер и его коллеги пытаются воспроизвести их результаты в новой группе аутичных детей с дополнительным инструментом оценки для родителей. Они хотят определить, как родительская коммуникация влияет на рецептивную речь ребенка и, в конечном итоге, на способность ребенка говорить.
Su P.L. et al. Autism Epub ahead of print (2020)
Rogers S.J. et al. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry Epub ahead of print (2020)
Bruner J.S. Cognition 3, 255-287 (1974)
Shriberg L.D. et al. J. Autism Dev. Disord. 41, 405-426 (2011)
Camarata S. et al. Int. J. Dev. Neurosci. 20, 459-465 (2002)
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…