Вице-президент Autism Speaks Энди Ши провел встречу участников проекта, посвященную адаптации и внедрению в России программы Тренинга родительских навыков для семей, воспитывающих детей с нарушением и отставанием в развитии, 18 августа в Московской школе управления «Сколково». Он приехал в Россию по приглашению фондов и «Обнаженные сердца» и «Выход», которые являются партнерами проекта PST (Parents Skills Training – Тренинг родительских навыков) в России. Их совместными усилиями были проведены перевод и редактирование материалов (пособие для родителей, пособие для тренеров, руководство по адаптации тренинга и оценке эффективности), они занимались переговорами в регионах и поиском партнерских организаций на местах.
Пилотными площадками проекта станут три региона: Московский, Воронежский и Нижегородский. На мероприятии присутствовали представители департаментов образования, здравоохранения и социальной защиты, а также представители родительских организаций из Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода. Все они приняли участие в обсуждении Программы и дорожной карты по ее реализации. Главный итог: программа PST очень востребована в России, российские участники готовы к ее апробации и запуску,уже в начале ноября в Москву приедет команда из Autism Speaks, которая займется подготовкой старших тренеров, которые в дальнейшем приступят к внедрению Программы в трех пилотных регионах.
Что это за проект
Энди Ши рассказал об истории появления Программы, ее задачах, структуре, а также о механизмах оценки ее эффективности: поскольку PST работает уже в 18 странах и еще в 20 готовится к запуску (например, в Южной Корее, Китае, Италии, Казахстане), ее разработчикам очень важно – в том числе с помощью проведения фокус-групп, – получать обратную связь и анализировать результаты.
Аудитория проекта – все родители и другие родственники детей в возрасте от 2 до 9 лет, которые испытывают беспокойство по поводу развития ребенка и сталкиваются с его проблемным поведением. Программа PST помогает родителям детей с проблемами развития взаимодействовать с ребенком, развивать его коммуникацию, понимать причины его проблемного поведения и лучше справляться с ним. При разработке Программы использовались подходы, эффективность которых доказана в исследованиях. Программа является бесплатной для семей, может быть адаптирована в регионы с низкими ресурсами и интегрирована в уже существующие структуры.
Цель программы – улучить понимание потребностей ребенка, способствовать развитию коммуникации, развить адаптивные навыки для участия в жизни семьи и, в конечном счете, помочь ему преодолеть стресс. Не менее важная цель – снижение стресса у родителей ребенка, улучшение их психического здоровья.
Как это устроено
Программа состоит из 8 групповых и 3 индивидуальных занятий, а также 3 звонков по телефону, во время которых родители обсуждают с тренером план действий. Групповые занятия проводятся на базе медицинских и общественных учреждений, длятся полтора часа-два часа, и проходят каждую неделю (две недели). Индивидуальные занятия проводятся на дому, что позволяет тренеру лично познакомится со всей семьей, увидеть ребенка в привычной для него обстановке и скорректировать программу «под него».
Обучение состоит из нескольких уровней. Конечный «благополучатель» – ребенок. С ним занимается – родитель. С родителями занимается – ведущий тренинга. Ведущего готовит – старший тренер (супервизор). И наконец старших тренеров, которых на регион предполагается трое или четверо, готовит команда от Autism Speaks во главе с Энди Ши. В этой пирамидальной структуре нижний уровень – то есть, родитель – не должен обладать никакими специальными навыками и знаниями. Ведущим понадобится базовое образование (идеально – в области медицины, образования или социальных услуг), опыт общения с детьми с нарушениями развития. К старшим тренерам, естественно, требования более жесткие: экспертные знания в области раннего развития, а также профессиональный опыт работы с особенными детьми.
Поскольку Программа повышения родительских компетенций разработана, «в общем виде», без учета языковой и культурной специфики стран, ей требуется адаптация. Энди Ши отдельно подчеркнул, что Программа должна быть «культурно релевантной», а значит, при сохранении основных компонентов, в ней возможны некоторые изменения, чтобы она находила отклик у аудитории, отвечала локальному социально-экономическому, политическому и культурному контексту. Совещательная группа по адаптации формируется при партнерском участии фондов «Выход» и «Обнаженные сердца».
Впечатления участников мероприятия
Ирина Петрова, Воронеж, руководитель реабилитационного центра «Парус надежды»:
«За презентацией Программы последовала командная работа с обсуждением конкретных шагов, которые мы должны сделать: как планировать, кого из специалистов включать, как оценивать ее эффективность. Для Воронежа это очередной опыт межведомственной работы, в которой задействованы департаменты здравоохранения, образования и соцзащиты. Кроме того, были приглашены родители из общественной организации. Возможность обсудить наши планы с ними тоже очень важна – тем более, что, по моему мнению, родители тоже должны принимать участие в их реализации Программы и, возможно, вести тренинги для других родителей. Старших специалистов-тренеров готовит лично Энди Ши и его команда. Затем старшие тренеры разъедутся по региону, чтобы обучать ведущих, которые в свою очередь будут работать с родителями детей с ОВЗ. Мы собираемся готовить кадры на базе Центров ментального здоровья, социальных центров, лекотек. Причем, важно, чтобы они находились не только в Воронеже, а в области, в глубинке, где люди совсем не имеют помощи и не знают, куда пойти. Пока что финансироваться это будет из средств учреждений, на базе которых будут обучаться тренеры. Если все пойдет хорошо, то мы будем искать спонсоров, гранты.»
Иван Матвеев, Москва, педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОгМ:
Семинар был в основном посвящен организационным вопросам. Как сказал Энди Ши, «мы можем придумать содержательно великолепные вещи, но все усилия пропадут впустую, если это содержание не будет донесено до родителей». Ему важно было понять, что именно для нас реально. В Москве работает ГППЦ (государственный психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы), который в прошлом году объединил психолого-педагогические центры из разных округов. Благодаря этому, у нас существует централизованная коммуникация между специалистами, и для реализации Программы это важно. Вообще, почему она для нас интересна? Цель, как я понял, в том, чтобы эффективно откликнуться на проблему семей, ожидающих своей очереди в листе записи к специалистам: как можно раньше встречать родителей детей с особенностями развития и передавать им те навыки, которые помогут им справляться с растерянностью и обретать уверенность. Несправедливым было бы считать, что этого не делается в нашем городе и в нашем Центре уже сейчас. Но ВОЗ предлагает четкую последовательность действий и их структурное оформление. При этом она заинтересована в том, чтобы наш Центр (ГППЦ ДОгМ) принял живое участие как во внимательной адаптации, так и в широком внедрении этой программы в Москве. Еще мне нравится, что Программа не фиксируется узко на РАС, а дает возможность работы с широким спектром нарушений поведения – например, с СДВГ. Но самым важным – и одновременно сложным – моментом представляется домашнее визитирование. Важным – потому что оно дает возможность выйти из кабинета к людям, увидеть их повседневную жизнь изнутри. Сложным – потому что это полтора часа плюс дорога туда и обратно. Но мы же госслужащие, и необходимо, чтобы предлагаемые формы работы по этой Программе соответствовали той нормативной базе, которая регулирует нашу деятельность. Пока еще не очень понятно, как это оформлять по штатному расписанию. Я уверен, что руководство ГППЦ найдет решение этой проблемы.
Ирина Кордюкова, социальный педагог, Балахминский р-н, Нижегородская область, Родительская общественная организация помощи детям и молодежи «Верас»:
«Это очень нужная Программа, говорю как родитель и педагог. Когда в 2001 году нам поставили диагноз (синдром Дауна), информации не было никакой. Зато теперь ее слишком много, родителям трудно сориентироваться. Поэтому любой профессионал в этой области является и информатором, это важно. Еще очень нравится идея выездов на дом, потому что я нахожусь с ребенком 25 часов в сутки и уже его не вижу. А тут очень важен взгляд со стороны, чтобы нам объяснили, правильно ли мы работаем. Особенно если семья живет где-то в глубинке и маме трудно добраться с ребенком до райцентра, где есть специалист. Огромный плюс программы – в том, что она не только для детей с аутизмом, но и с ДЦП, с синдромом Дауна или даже вообще с неустановленным диагнозом. То есть для всех, кому свойственно проблемное поведение. Единственное, что мне еще не очень понятно, это не будет ли слишком большой «разброс» интересов в группе. Допустим, у меня сын не умеет есть ложкой, а у других таких трудностей нет, и это окажется им неинтересно? Если подберется группа с похожими проблемами, то будет проще. В Нижегородской области Программа начнет работать на базе Центра поддержки семьи и детей, который находится в ведомстве соцзащиты.
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…