11.07.13

Исследование. Двигательные нарушения у детей с аутизмом связаны с социальными навыками

Дети с аутизмом нуждаются в отдельной помощи в связи со своими моторными ограничениями

Источник: Medical News Today

 

Аутизм у детей и моторные навыки

 

Множество исследований в области аутизма посвящены нарушениям социального взаимодействия у детей с этими расстройствами, однако новое исследование показало, что проблемам в общении могут способствовать ограничения моторных, то есть двигательных навыков, например, способности ловить и бросать мяч.

Результаты исследования, опубликованные в июльском номере журнала «Adapted Physical Activity Quarterly», являются еще одним примером растущего числа данных о связи аутизма с моторными нарушениями.

Ведущий автор исследования — Мэган МакДональд, профессор в Колледже общественного здоровья и гуманитарных наук при Университете штата Орегон. Она является экспертом по двигательным навыкам у детей с расстройствами аутистического спектра.

В рамках исследования ученые обследовали группу детей в возрасте от 6 до 15 лет, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Все 35 участников исследования считались «высокофункциональными» аутистами и учились в общеобразовательных классах школы. Исследователи обращали внимание на два типа моторных навыков — «предметно-манипулятивные» моторные навыки, которые требуют более точных действий, например, способности поймать или бросить мяч, и «локомоторные» навыки, такие как бег или ходьба. Школьники, у которых были проблемы с предметно-манипулятивными навыками имели более серьезные социальные и коммуникативные ограничения, чем те, чьи показатели теста на моторные навыки были выше.

«Основное внимание в области аутизма уделяется развитию социальных навыков, и это очень важно, — говорит МакДональд. — В то же время мы знаем, что существует связь между моторными навыками и аутизмом, и роль ограничений физических возможностей до сих пор не очень понятна».

Развитие двигательных навыков может быть критически важным, потому что школьники с аутизмом часто «скрывают» свою полную неспособность к простым физическим занятиям. Например, если ученик отказывается играть другими детьми на перемене, причиной могут быть не проблемы социальных навыков, а то, что он не уверен в своей физической способности играть в подобные игры.

«Иногда нечто, что кажется совсем простым, например, способность ездить на велосипеде, становится критически важным для ребенка с аутизмом, — говорит МакДональд. — Способность кататься на велосипеде означает большую независимость и автономию. Можно доехать до ближайшего магазина или дома друга. Такие маленькие победы дорогого стоят».

По ее словам, способность бегать, прыгать, бросать и ловить важны не только для спортивных детей. Физическая активность улучшает не только здоровье, но и социальные навыки и психическое благополучие.

«Я часто показываю людям фотографии того, что я люблю делать в свободное время — ездить на каноэ, ходить в походы, кататься на лыжах, а потом указываю на то, что все это требует относительно развитых моторных навыков, — добавляет она. — Но я делаю все это не поэтому. Я занимаюсь этим ради общения с друзьями и веселья».

МакДональд подчеркивает, что хорошие новости для родителей и педагогов в том, что моторным навыкам можно и нужно обучать.

«Есть программы и вмешательства, которые прекрасно работают и оказывают значимое влияние на развитие моторных навыков, — говорит МакДональд. — Мы должны гарантировать, что проблема выявлена, и ребенок начал получать помощь как можно раньше».