Если бы алгебра была обязательным предметом для окончания колледжа в 1967 году, то не было бы никакой Темпл Грандин. По крайней мере, той Темпл Грандин, которую знает весь мир: профессора, изобретателя, автора бестселлеров и рок-звезду в таких, казалось бы, разных сферах как животноводство и проблемы образования людей с аутизмом.
«Вероятно я бы была чернорабочим — помогала бы чинить туалеты в многоквартирных домах, — говорит Грандин, которой сейчас 66. — Я не могу справиться с алгеброй. Она лишена смысла. Почему алгебра должна быть единственным ключом ко всей математике?»
Абстрактные понятия в алгебре являются камнем преткновения для многих людей, страдающих расстройством аутистического спектра, которое встречается у 1 из 68 американских детей по данным Центра по контролю и профилактики заболеваний США. Понимание смысла приходит к аутистам и людям с фотореалистичным визуальным мышлением, таким как Грандин, через возможность изобразить его в картинках, создать виртуальную реальность и проиграть его в своей голове. Пользуясь этим приемом, Грандин, которая не говорила почти до четырех лет, в мельчайших деталях продумала модель гуманной системы скотобоен, которая теперь используется примерно на половине животноводческих ферм США.
К счастью, в конце1960-х годов в образовательных требованиях акцент делался на конечной математике, курс которой Грандин сдала с помощью репетиторов и в результате упорных занятий, чего оказалось достаточно, чтобы соответствовать требованиям колледжа к уровню знания студентами математики. Затем она получила степень бакалавра по психологии, а также магистерскую и докторскую степени по животноводству. В течение последних двадцати лет она является профессором в Университете штата Колорадо.
«Мне повезло. Очень, очень, очень повезло», — говорит Грандин, которую часто называют самым известным человеком с аутизмом в мире. После появления в телешоу «Сегодня» и «Шоу Ларри Кинга» компании NBC, а также после съемок компанией HBO документального фильма, основанного на фактах ее жизни, которому была присуждена премия Эмми в 2010 году, Грандин стала своего рода иконой поп-культуры.
В то время как во всем мире число детей, у которых диагностирован аутизм, продолжает увеличиваться, Грандин выступает с лекциями о своем расстройстве и о «мозге с иными возможностями» в битком набитых залах. Основной посыл ее выступлений заключается в том, что строгие учебные и социальные требования могут ограничить разум аутиста, который в один прекрасный день мог бы приблизить нас к дальним звездам, в то время как он не в силах осилить спряжение глаголов.
«Родителей так беспокоят отсутствующие навыки у ребенка, что они не развивают и сильные его стороны, хотя именно эти навыки когда-нибудь могут стать его работой, — говорит Грандин, которая поднимает тему научных достижений в вопросах понимания аутизма в своей последней книге «Аутичный мозг: мышление на протяжении всего спектра». — Такие дети часто обладают обрывочными навыками. Нам нужно проявлять в отношении них больше гибкости: не нужно оставлять гения математики на второй год. Пусть он занимается чтением в коррекционном классе, но дайте ему возможность изучать математику на его уровне. Это должно быть общим подходом в работе с аутистами».
Ранняя диагностика — это гарантия помощи на ранних стадиях заболевания и обеспечения доступа к программам коррекционного образования. В том время как это критически важно для детей с тяжелыми формами аутизма, обратной стороной ранней диагностики является штамп болезни, который тормозит развитие и формирование идентичности у ребенка.
«Сегодня одна из проблем заключается в том, что ребенок может рассчитывать на специальные условия в школе только в том случае, если у него на то будут особые предписания, то есть «штамп». При этом аутизмом признается весь диапазон состояний от Эйнштейна до человека без какой-либо речи вообще, — говорит Грандин, у которой диагностирована высокофункциональная форма аутизма, известная как синдром Аспергера. — У Стива Джобса, вероятно, был очень легкий вариант аутистического расстройства. Наверняка вы знаете зацикленных и социально неадаптированных, но в то же время очень умных людей. В какой момент зацикленность и ботанство становятся аутизмом? Нет четкой границы. Возможно, половина Силиконовой долины страдает аутизмом».
«Штамп аутиста» может также повлиять на ожидания родителей, которые являются главным источником терапевтического импульса для ребенка. Родители ребенка с диагнозом аутизма иногда намеренно отказываются от обучения его практическим и социальным навыкам, которые находятся вне зоны комфорта ребенка, например, заказ еды за стойкой буфета.
«Больно смотреть, что они так мало ожиданий возлагают на своих детей. Я вижу слишком много умных детей, которые получили высшее образование, но не могут устроиться на работу, потому в детстве они не получили необходимых трудовых навыков, — говорит Грандин, — у них нет жизненных навыков. Родители считают: «О, бедный Томми, у него аутизм, так что ему не нужно учиться таким вещам, как поход в магазин».
Мать Грандин воспитывала ее в 1950-х годах, когда социальные навыки «вдалбливались каждому ребенку без исключения», говорит она.
«Дети моего поколения начинали работать еще будучи подростками — они учились как работать. Я чистила конюшни, — говорит она. — Когда мне было восемь лет, моя мать заставляла меня принимать гостей на вечеринках. Я должна была пожимать им руки и брать их пальто. В 1950-е годы социальным навыкам обучали гораздо строже, так что дети с легкими формами аутизма были вынуждены их осваивать. Отсутствие формального подхода к обучению вредит аутичным детям намного больше, чем нормальным».
Существовавшие раньше работы, вроде разносчика газет в своем районе, давали детям с аутизмом прекрасную возможность почувствовать ответственность и научиться «функционировать» в реальном мире.
«Мне бы хотелось, чтобы такая работа существовала и сейчас, потому что она бы заставила детей с аутизмом общаться с людьми», — говорит Грандин.
Навыки, которые есть у людей с аутизмом, нужно развивать как для их собственного блага, так и ради всего общества, считает Грандин. И если когда-нибудь станет возможным излечивать от аутизма, она предпочтет остаться такой, какая она есть.
«Мне нравится очень логичных ход моих мыслей. Я абсолютно логична. На самом деле меня озадачивает то, насколько иррациональными могут быть люди, — говорит она. — Если вы полностью избавитесь от аутизма, то в будущем некому будет починить ваш компьютер».
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…