16.08.15

Личный опыт. Понять аутизм: советы подросткам от подростка

Нейротипичная девочка о том, как важно лучше узнать своих ровесников с особенностями развития

Автор: Александра Джекман / Alexandra Jackman
Источник: The Mighty

 

alexandra

 

Когда мне было восемь лет, я встретила в летнем лагере девочку по имени Джейми. За обедом я заметила, что она всегда сидит вдалеке от других вместе с тьютором. Тогда я подумала, что ей нравится сидеть в одиночестве, потому что они никогда не сидела вместе с нами. Однажды мне стало любопытно, и я осторожно спросила, можно ли сесть рядом с ней, и ее тьютор ответила «да». Я узнала, что у Джейми есть что-то под называнием церебральный паралич. Она не могла говорить, но умела общаться с помощью сигналов руки.

Мы с Джейми начали тусоваться вместе, когда в лагере было свободное время, и она мне очень понравилось. То, что коммуникация давалась ей тяжело, не означало, что с ней нельзя было дружить. Я думаю, что наша дружба помогла остальным детям в лагере понять: «О, а мы ведь тоже можем с ней общаться». И они начали включать Джейми во все занятия в лагере.

Тогда я впервые поняла, что большинство людей даже не пытаются лучше узнать людей с особенностями. Я поступила иначе чуть ли не по чистой случайности. Если бы в тот день меня не разобрало любопытство, я бы упустила возможность познакомиться с кем-то, кто мне очень понравился.

Знание — сила

Мне кажется, что самое главное — знать. Мне 15 лет, и я занимаюсь активизмом в области аутизма, так что я постоянно обращаю внимание на то, как другие подростки общаются с людьми с особыми потребностями в школе и в обществе. По моим наблюдениям подростки (и взрослые) часто игнорируют своих ровесников с аутизмом, но не потому что они такие злые, а потому что они не понимают, что «не так». Они не знают, что сказать, потому что они не понимают, чем люди с аутизмом отличаются. Мне кажется, очень важно изменить это.

По счастью, сейчас есть очень много ресурсов, чтобы рассказать людям об аутизме. Однако очень мало ресурсов направлено на то, чтобы объяснять ученикам средних и старших классов, что такое особенности развития. Так что, поскольку я сама подросток, у меня есть несколько советов, которые, как мне кажется, помогут объяснить аутизм таким гормональным, переменчивым, творческим и любопытным существам как подростки. Ну, то есть, таким людям как я.

Эти советы относятся не ко всем людям с аутизмом, но важно помнить о них, когда вы говорите, общаетесь, учитесь или работаете вместе с одноклассником или другом, у которого есть аутизм:

Будьте прямолинейны. Людям с аутизмом часто трудно распознавать социальные сигналы. Это как если бы вы общались только с помощью SMS. Когда кто-то набирает вам «Что?!», то как это понять — это злость, радость или разочарование? СПЛОШНЫЕ ЗАГЛАВНЫЕ означают, что на вас кричат или не обязательно? Многие люди с аутизмом не всегда могут понять тон голоса или какие эмоции стоят за теми или иными словами. Представьте, насколько тяжелее было бы вам общаться с людьми, если бы все они говорили только монотонным голосом без выражения на лице. Так что когда говорите с человеком с аутизмом, постарайтесь говорить только то, что имеете в виду и будьте прямолинейны.

Пусть ваша речь будет конкретной. Очень важно понять, что у многих людей с аутизмом вопрос вроде «Хочешь как-нибудь потусоваться вместе?» может вызвать стресс, потому что он включает слишком много возможностей. Может быть, вы пойдете в кофейню, столовую или магазин. А может быть, вы пойдете к врачу на прививку или к стоматологу. Будет лучше, если вы укажете, куда именно вы собираетесь пойти. Например, спросите что-нибудь вроде: «Хочешь пообедать вместе со мной в столовой?» или «Хочешь сходим вместе в кино, а потом пройдемся по магазинам?»

Не осуждайте необычные движения. У вас они тоже есть. Многие люди с аутизмом повторяют одни и те же движения, которые называются самостимулирующим поведением, например, они могут трясти кистями рук или стучать по предметам. Такое поведение еще называют стимминг, и оно помогает справиться со своими эмоциями и сохранять спокойствие. Хотя вам такие движения могут казаться странными, у каждого человека есть самостимулирующее поведение, которое может проявиться в состоянии стресса. Вы когда-нибудь грызете ногти, накручиваете волосы на пальцы или кусаете карандаш? Да, это тоже стимминг, и он тоже связан с вашими эмоциями.

Загляните за инвалидность и найдите друга. Расстройство аутистического спектра — это не сам человек, это просто что-то, что у него есть. Не позволяйте аутизму определять человека. Постарайтесь узнать, каков его внутренний мир. Вполне возможно, вы встретите того, кто вам очень понравится!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».