Как выбрать и как изменить положительное подкрепление для ребенка с аутизмом?

Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Autism-help.org

 

Конечной целью системы поощрений всегда является более «продвинутая» мотивация, например, выбор способов обучения и оценка собственных достижений.

 

Награда или «подкрепление» — это инструмент, с помощью которого мы признаем и сохраняем правильное поведение ученика. «Подкрепители», то есть то, что мы предоставляем в качестве награды, могут быть самыми разными, в зависимости от предпочтений и нужд самого ученика, но их все можно условно разделить на 10 различных уровней в соответствии с тем, в какой степени они требуют «внутреннего контроля». Ниже перечислены 10 уровней подкрепления, где 10 уровень — это «первичные подкрепители» (любимая еда или напитки), самый низкий и самый базовый уровень подкрепления. Первый же уровень полностью зависит от сильной внутренней мотивации выполнить учебное задание. Ученикам с развитой мотивацией первого уровня не нужно предоставлять подкрепители ранних уровней.

Тем не менее, всем ученикам можно изредка предоставлять подкрепители более низких уровней (включая пищевые) за хорошо проделанную работу. Неожиданное эпизодическое предоставление «базового» подкрепителя может восприниматься учеником очень положительно.

Когда вы пытаетесь мотивировать ребенка выполнять какие-то инструкции или задания, всегда начинайте с самого высокого уровня подкрепления, который только для него возможен. В некоторых отдельных случаях или для отдельных занятий допустим регресс на более низкий уровень подкрепления.

Первоначально для некоторых детей единственными возможными подкрепителями, то есть наградами, которые увеличивают частоту желательного поведения, будет любимая еда или любимые предметы и занятия. Однако мы должны стараться переходить к более развитым уровням подкрепления.

 

Для некоторых детей поначалу будут эффективными только самые первичные подкрепители, например вот такой «приз» в виде шоколадной конфеты.

 

Для этого мы должны предоставлять подкрепители, которые работают для данного ребенка, одновременно с подкрепителями следующего, более высокого уровня. Например, вместе с особым статусом (уровень 7) предоставляется социальное одобрение (уровень 6). Составление таких «пар» из подкрепителей разных уровней помогает увеличить для ребенка ценность наград более продвинутого уровня. Это происходит благодаря ассоциации новых подкрепителей с другой, более актуальной сейчас наградой. Затем подкрепители низкого уровня «угасают» (уменьшаются) по мере того, как подкрепители высокого уровня начинают работать.

Теперь постарайтесь сделать следующее. Вместе с двумя или тремя людьми или сами по себе постарайтесь написать как можно больше возможных подкрепителей для каждого из десяти уровней.

Уровень 1. Преодоление трудностей и решение задач ради оценки собственной деятельности

— Оценка собственной работы (ее сильных и слабых сторон), определение способов ее улучшить.

— Оценка работы твоего ровесника, который считает, что достиг в ней мастерства.

— Разработка руководства или инструкции по выполнению задания.

— Постановка собственных целей, отображение своих достижений в виде графика.

Уровень 2. Принятие самостоятельных решений о том, как именно ученик будет изучать материал

— Дискуссии в классе.

— Демонстрация видео.

— Устные ответы.

— Чтение/собственное исследование в библиотеке.

 

Принцип Премака означает, что ребенок получает доступ к тому, что он любит, например, время за компьютером, только если выполнит то, что ему не хочется делать.

 

Уровень 3. Ощутимые результаты труда, которые меняют внешний вид класса

— Разработка и оформление стенгазеты по материалам, которые были изучены.

— Определенный уровень учебных достижений позволяет получить привилегии по принятию решений о помещении класса (например, где сидеть за партой, о том, что стоит повесить на дверь и т. п.)

Уровень 4. Ученик принимает решения о том, в каких условиях он или она работает

(Имеется в виду до тех пор, пока он или она выполняет задание).

— Приглушенный свет.

— Музыка.

— Ученики решают, когда они уже изучили материал, и могут сами прекратить обучение.

— Принятие решений о порядке, в котором будут изучаться различные предметы и темы.

 

Система жетонов позволяет немедленно наградить ученика или своего ребенка за каждый успех, а когда ученик соберет все жетоны, например, пять штук, он может получить доступ к любимому занятию или предмету.

 

Уровень 5. Топография реакций

(Ученики решают, как именно они будут демонстрировать свои знания и навыки).

— Письмо на доске.

— Письмо «волшебным» фломастером.

— Запись своего ответа на диктофон.

Уровень 6. Социальное одобрение

(Работа ради признания и одобрения со стороны других людей.)

— Устная похвала.

— Работа ученика вывешивается на «доске почета».

— Телефонный звонок родителям или членам семьи, чтобы рассказать им об успехе ученика.

Уровень 7. Социальный статус

(Усилия/результаты позволяют получить обязанности, которые предпочитает ученик)

— Работа с проектором во время демонстрации фильма всему классу.

— Сбор работ остальных учеников.

— Должность «главного» в линейке класса.

Уровень 8. Предпочтительные занятия

(Принцип Премака – нужно сделать то, что вам не нравится, чтобы заняться тем, что доставляет вам удовольствие.)

— Любимая игра.

— Учитель обучает новому фокусу.

— Можно посмотреть в окно, за которым идет стройка.

Уровень 9. Ощутимые награды

(Что-то, что можно взять или потрогать, но нельзя есть).

— Наклейка за достижения.

— Жетоны, определенное количество которых можно обменять на приз.

Уровень 10. Съедобные награды

(«Первичные подкрепители». Нужно обязательно убедиться, что у ребенка нет на них аллергии.)

— Орехи.

— Изюм.

— Морковные палочки.

— Кусочки шоколада. (Многие люди считают, что нельзя использовать «вредную пищу» для поощрения маленьких детей.)

— Чипсы. (Те же сомнения, что и в случае шоколада. Но что делать, если ваш ученик не любит никакой «здоровой» еды?)

Новые

Интеллект при аутизме растет и в детстве, и во взрослом возрасте

Источник: Medical Xpress     Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…

4 years назад

Повторяющееся поведение при аутизме связано с проблемами пищеварения

Источник: Medical Xpress     Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…

4 years назад

Почему многих аутичных девочек игнорируют

Источник: Child Mind Institute     Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…

4 years назад

Руминация — «зацикливание» на негативных мыслях и аутизм

Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre     Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…

4 years назад

Педиатры всех стран, объединяйтесь!

Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…

4 years назад

Все больше «недееспособных» людей с аутизмом теперь могут принимать важные решения

Источник: Disability Scoop     Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…

4 years назад