Это статья доктора Фионы Маккаффри и доктора Рэйчел Фергюсон из Центра аутизма Миддлтауна, Великобритания, об их исследовании эффективности обучения родителей для помощи аутичным детям с повышенной тревожностью.
Повышенная тревожность негативно сказывается на жизни как минимум 40% аутичных людей (van Steensel et al. 2011). И это очень распространенная проблема среди аутичных детей и молодых людей (White et al., 2009). Одна из сложностей в решении этой проблемы состоит в том, что потребность в поддержке в связи с тревожностью намного перевешивает количество специалистов с необходимой подготовкой и другие ресурсы для подобной помощи (The National Autistic Society, 2010).
Центр аутизма Миддлтауна провел исследование, чтобы определить эффективность обучения родителей методам поддержки в уменьшении тревожности аутичных детей и молодых людей. Кроме того, мы оценивали, как обучение навыкам управления тревожностью влияет на восприятие родителей о том, в какой степени они могут справиться с тревожностью своего ребенка.
Предыдущие исследования показали, что обучение родителей детей с аутизмом:
– Эффективно с точки зрения затрат (Matson et al., 2009).
– Повышает уверенность родителей и уменьшает их стресс (Montes & Halterman, 2007).
– Эффективно для уменьшения проблемного поведения (Postorino et al., 2017) и тревожности аутичных людей (Schleismann & Gillis 2011).
Центр аутизма Миддлтауна – это основная служба по предоставлению обучения родителям детей с аутизмом в Ирландии и Северной Ирландии. В партнерстве с Университетом Рединга Центр провел серии из пяти семинаров для родителей, которые были посвящены стратегиям уменьшения тревожности, основанным на научных доказательствах. Четыре семинара были разработаны доктором Фионой Нотт из Университета Рединга, Центр Миддлтауна разработал дополнительный семинар, посвященный сенсорным проблемам.
В программе участвовали родители детей школьного возраста (от 10 до 18 лет) с диагнозом «аутизм». Дети посещали общеобразовательные школы в разных городах Ирландии и Северной Ирландии. Родители посещали пять семинаров, выполняли еженедельные домашние задания и заполняли три опросника до и после участия в семинарах, также они участвовали в телефонном интервью по итогам программы.
Ниже приводится план семинаров и их содержание.
Тревожность вызывает физические, психологические, эмоциональные и поведенческие симптомы, например:
– тошноту, головную боль, повышенное потоотделение, мышечное напряжение, усталость;
– чувства страха, беспокойства, угрозы или раздражительности;
– катастрофичные ожидания или уверенность в невозможности справиться с предстоящим опытом;
– избегание, повышенную бдительность, повторяющиеся проверки;
– увеличение повторяющихся или навязчивых видов поведения.
Причину или причины тревожности может быть сложно определить. Британское общество по тревожным расстройствам рекомендует представить, что тревожность – это ведро с водой, которое наполняется от маленьких повседневных стрессов или от одного стрессового события, и оно может перелиться через край. Поэтому важно посвящать время изучению личных причин тревожности, а также определить стратегии, которые могут облегчить, уменьшить или предотвратить приступ тревожности.
В рамках занятия родители обсуждали трудности, с которыми сталкивались их дети из-за тревожности, например:
– избегание или отказ посещать школу;
– попытки диктовать жизнь членов своей семьи;
– опасное или самоповреждающее поведение.
Родителей просили делать записи любых случаев поведения, которое может так или иначе указывать на тревожность, например, агрессии, избегания, повышенного самостимулирующего поведения. Также их просили проанализировать, какие события предшествуют подобному поведению.
Хотя причины тревожности могут быть очень индивидуальными, наиболее часто приступы тревожности аутичных детей вызваны незнакомыми или неожиданными событиями и ситуациями, изменениями в окружающей обстановке, социальными ситуациями, сенсорными проблемами или фобиями. Во время второго занятия использовались результаты опросников, заполненных перед началом обучения, чтобы помочь родителям сосредоточиться на том, что вызывает тревожность их ребенка. Обсуждались полезные стратегии, например:
– обучение ребенка тому, что такое эмоции, и как они проявляются;
– обучение и помощь ребенку в том, чтобы определять собственные эмоции и уровень своего стресса/тревожности (с помощью визуальной поддержки);
– обучение ребенка тому, что такое тревожность, и как она проявляется на физическом уровне (например, его ладони потеют, сердце бьется сильнее, меняется дыхание).
Сенсорные проблемы могут мешать человеку полноценно участвовать в повседневной жизни (Koenig & Rudney, 2010), выстраивать отношения (Test et al., 2014), и это может повлиять на развитие функциональных жизненных навыков (Carter et al 2013).
Родителям помогали определить сенсорные потребности своего ребенка и то, как определенные факторы окружающей среды могут влиять на его тревожность. Связь между сенсорными проблемами и тревожностью объяснить нетрудно – определенные сенсорные стимулы, с которыми контактирует аутичный ребенок могут вызывать такие же симптомы, как и тревожность, и это приводит к появлению замкнутого круга (Green & Ben-Sasson., 2010).
Во время этого занятия родителям рекомендовались подходящие по возрасту сенсорные стратегии, которые можно найти в бесплатном «сенсорном ресурсе» Центра по аутизму.
Во время этого занятия родители знакомились с практическими стратегиями для уменьшения тревожности. Стратегии по уменьшению тревожности можно индивидуализировать в соответствии с уникальными потребностями каждого ребенка. Как правило, оптимальным вариантом является сочетание стратегий по профилактике тревожности и реагированию на нее. Примеры стратегий включают:
– удаление или уменьшение источника тревожности;
– «коробка для успокоения» / «сенсорная аптечка» / сенсорные перерывы;
– визуальная поддержка для облегчения коммуникации (социальные истории для подготовки ребенка к определенному событию, предоставление ребенку выбора, визуальные подсказки для уместных способов уменьшить тревожность);
– упражнения по прогрессивной мышечной релаксации и дыхательные упражнения для релаксации;
– обучение ребенка навыкам эмоциональной регуляции;
– использование метода «Пятибалльной шкалы».
Родителям также предлагались рекомендации о том, как адаптировать стратегии для индивидуальных потребностей ребенка на примере случаев в работе Центра. Описания стратегий также были доступны на веб-сайте Центра.
Заключительное занятие включало элементы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и терапии десенситизации для уменьшения тревожности, которую вызывают конкретные «триггеры». Во время занятия обсуждалось, как негативные мысли могут повлиять на тревожность, и как люди ведут себя и реагируют в ситуациях, которые провоцируют тревожность.
Родителей поощряли обсуждать, что они могут сделать, чтобы поддержать ребенка.
На основе дневников, в которых они записывали, что провоцирует страх/тревожность у ребенка, они обсуждали, как можно позитивным образом справиться с такой ситуацией в будущем, например:
– Заранее и регулярно изучать и просматривать информацию о предстоящих событиях, местах и новой обстановке вместе с ребенком.
– Планировать и решать вместе с ребенком, как он может сообщить родителям, что он больше не справляется, и что делать после этого. Для этого можно использовать карточки-подсказки и смартфоны.
– Техники десенситизации означают постепенный, предсказуемый и добровольный контакт с триггером, вызывающим тревожность. Мы используем «лестницу страха» – каждый страх/триггер делится на маленькие шаги, начиная с самого легкого вида контакта до самого сложного.
– Поощрение ребенка и празднование любых успехов (даже самых маленьких).
Родителям также предоставляют информацию о дополнительных ресурсах и обучении по вопросам тревожности.
Восемь из десяти родителей, посетивших пять занятий, не получали никакого обучения по вопросам тревожности ранее. Всего 60% родителей сообщили об уменьшении уровня тревожности ребенка, а 80% сообщили об увеличении адаптивного и социального поведения ребенка. Значительное уменьшение «проблемного поведения» было очевидно у 40% детей.
Результаты предполагают, что такая стратегия помогала детям распознавать свою тревожность и влиять на нее. Кроме того, все родители сообщили, что теперь они больше знают и лучше понимают, как применять различные стратегии по борьбе с тревожностью, и что они рекомендуют такое обучение другим родителям.
Beesdo, K., Knapp, S., Pine, D. (2009). Anxiety and anxiety disorders in Children and Adolescents: Developmental issues and implications for DSM-V. Psychiatric Clinics of North America, 32: 483–524
Carter, E., et al. (2013). Self-Determination amongst Transition Age Youth with Autism or Intellectual Disability: Parent Perspectives. Research and Practice for Persons with Severe Disabilities, 38, pp. 129-138.
Crone, R.M., Mehta, S.S. (2016). Parent training on generalized use of behavior analytic strategies for decreasing the problem behavior of children with autism spectrum disorder: A data-based case study. Education and Treatment of Children, 39 (1), pp.64-94.
Green, S. A., Ben-Sasson, A. (2010). Anxiety disorders and sensory over-responsivity in children with autism spectrum disorders: is there a causal relationship? Journal of autism and developmental disorders, 40 (12), pp.1495-1504.
Koenig, K.P. and Rudney, S.G. (2010) Performance Challenges for Children and Adolescents with Difficulty Processing and Integrating Sensory Information: A Systematic Review. The American Journal of Occupational Therapy, 64 (3), pp. 430-442.
Matson, J.L., Mahan, S. and LoVullo, S.V. (2009). Parent training: A review of methods for children with developmental disabilities. Research in Developmental Disabilities, 30 (5), pp.961-968.
Montes, G., Halterman JS. (2007). Psychological functioning and coping among mothers of children with autism: a population-based study. Pediatrics, 119, p.1040-1046.
National Autistic Society (2010). You Need to Know Marstan Press Bexley Heath. [Accessed November 2015.]
Postorino, V., et al. (2017). Anxiety disorders and obsessive-compulsive disorder in individuals with autism spectrum disorder. Current psychiatry reports, 19 (12), 92.
Schleismann, K. D., Gillis, J. M. (2011). The treatment of social phobia in a young boy with Asperger’s disorder. Cognitive and Behavioral Practice, 18(4), 515-529.
Test, D., Smith, L., Carter, E. (2014) Equipping Youth with Autism Spectrum Disorders for Adulthood: Promoting Rigor, Relevance and Relationships. Remedial and Special Education, 35 (2)
White, S.W., Oswald, D., Ollendick, T., Scahill, L. (2009). Anxiety in children and adolescents with autism spectrum disorders. Clinical Psychology Review. 29 (3), pp. 216-29
van Steensel, F. J., Bögels, S. M., Perrin, S. (2011). Anxiety disorders in children and adolescents with autistic spectrum disorders: a meta-analysis. Clinical child and family psychology review, 14(3), pp.302-317
#1.Anxiety Scale for Children – Autism Spectrum Disorder – Parent version (ASC-ASD -P) 2015; Nisonger Child Behaviour Rating Scale (NCBRF) 1995; Johnston and Mash Parent Self-Efficacy Scale 1989
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…