10.04.13

Вопрос-ответ. О чем говорит негативное поведение при аутизме?

Негативное поведение детей и взрослых с аутизмом может быть лишь следствием их ограничений речи

Автор: Беверли Викер / Beverly Vicker
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Autism-help.org

За последние годы миллионы людей во всем мире посмотрели фильм «Человек дождя» с Дастином Хоффманом и Томом Крузом. Для многих людей фильм стал первой в их жизнью возможностью заглянуть в мир человека с инвалидностью по причине аутизма. Возможно, что он был и вашим первым знакомством с расстройствами аутистического спектра.

И даже сейчас, когда вы слышите слово «аутизм», какие сцены из этого фильма вы представляете в первую очередь? Многие из нас до сих пор представляют Реймонда, который учится танцевать, впервые целуется, считает карты и зубочистки. Однако «Человек дождя» рассказывает не только о положительных или исключительных событиях в жизни человека с аутизмом.

message

Многие люди до сих пор судят о поведении при аутизме по фильму “Человек дождя”

 

Этот фильм показывает эволюцию отношений и жесткую реальность стрессов, связанных с этой инвалидностью. Мы видим, как Реймонд расстраивается из-за того, что не увидит судью Уопнера в «Народном суде». Мы видим, как он начинает раскачиваться из-за очень сильного стресса. Мы также видим, как он кричит, когда датчик дыма внезапно включается, в то время как он готовит на кухне брата. Это менее положительные образы, но это тоже часть аутизма.

Некоторые из нас знают людей с аутизмом, и мы можем вспомнить образы реальных историй из жизни. Возможно, у вас есть свои мысленные образы сцен, связанных с аутизмом. Например, вам могут быть знакомы три следующих сцены:

Сцена №1

Молодой человек ходит взад и вперед по дому. Он то и дело бьет себя ладонями по лицу. Время от времени он начинает сильно биться головой о стену.

Сцена №2

В мастерской для людей с инвалидностью мужчина средних лет работает над сборкой прибора. Внезапно он начинает со злостью разбрасывать детали по всей комнате.

Сцена №3

В начальной школе ученик сидит в классе с 30 другими детьми. Он сидит, ни на что не реагируя в течение 10 минут, после чего он кладет голову на парту. Он категорически отказывается приступать к выполнению классной работы.

Независимо от того, знаем ли мы лично человека с аутизмом или наши знания ограничиваются «Человеком дождя», наш разум предлагает готовые ярлыки, чтобы описать и классифицировать подобные сцены. Скорее всего, это слово «поведение» с каким-нибудь негативным прилагательным, например, «плохое поведение». Гораздо менее вероятно, что вы описываете эти сцены как проблему в коммуникации.

В фильмах и в реальности нельзя разделить аутизм, коммуникацию и поведенческие проблемы. Мы просто не привыкли думать, что инвалидность человека может быть связана с проблемами в коммуникации, поэтому когда мы наблюдаем подобное поведение, то называем его «негативное поведение».

message02

То, что кажется «негативным поведением», может быть лишь попыткой коммуникации

 

Мало того, что мы не привыкли связывать коммуникацию с поведением, мы не привыкли воспринимать поведение как источник информации. Нам нужно научиться читать эти скрытые послания. Для начала нам нужно осознать связь между коммуникацией и поведением. Давайте рассмотрим три примера, приведенных выше, чтобы проиллюстрировать эту концепцию.

Послания поведения

Три вида негативного поведения, описанные выше – это примеры потенциальных попыток коммуникации. Точное значение каждой сцены зависит от обстоятельств, сопровождающих каждую реальную ситуацию. Иногда одно и то же поведение, например, крики, говорит о разных вещах даже в практически одинаковых обстоятельствах. Но чтобы вы лучше поняли идею о том, что в поведении есть скрытые послания, давайте снова проанализируем эти три сцены.

Сцена №1

В ситуации самоповреждений человек может протестовать против неожиданных изменений в его запланированном распорядке дня. Он ожидал, что сегодня он пойдет обедать в ресторан. Никто не сообразил заранее предупредить его о том, что визит в ресторан было решено перенести на завтра. В результате, он, мягко говоря, огорчен и разочарован.

Сцена №2

В ситуации, когда человек раскидывает материалы со стола, он может сообщать о том, что (а) задание ему очень наскучило, и (б) он устал и ему нужен перерыв. Поскольку он не может говорить, он не может прямо сказать, что ему очень скучно делать одно и то же задание день за днем. Ему нужен перерыв, но, что еще важнее, ему нужны более разнообразные и сложные задания в течение дня.

Сцена №3

В ситуации, когда ребенок отказывается следовать инструкциям, он может испытывать замешательство и растерянность в отношении задания. Послание его поведения в том, что ему нужна дополнительная помощь или объяснения. Возможно, он не способен воспринять на слух множество инструкций, которые были даны классу десять минут назад. В результате он просто не понимает, что делать, и чувствует себя полным неудачником.

Зачем прибегать к негативному поведению?

Кто-то может спросить: «Но если человек действительно хочет донести информацию о своем состоянии, то зачем прибегать к такому негативному поведению?»

Причина в том, что некоторым людям с расстройствами аутистического спектра очень тяжело дается привычная коммуникация. У вас могут быть навыки, которых нет у людей с аутизмом. Вы можете знать, что делать в подобной ситуации. Вы можете сказать другому человеку, что вам нужен перерыв. Вы можете попытаться понять причину, по которой изменились планы. Некоторые люди с аутизмом неспособны на это, если их не начнут активно учить навыкам коммуникации. Другим людям нужно часто напоминать об использовании более позитивных коммуникационных стратегий.

message03

Коммуникация с помощью изображений, например, с помощью системы PECS, и другие средства вспомогательной коммуникации могут стать альтернативой негативному поведению

 

Многие люди с аутизмом не могут говорить совсем. Другие могут говорить, но:

(a) несмотря на общую способность говорить, их навыки использования речи очень ограничены (помните Реймонда в «Человеке дождя»?);

(б) в стрессовой ситуации они могут в буквальном смысле терять дар речи, либо их речевые способности становятся им недоступны;

(в) под действием стресса они могут цепенеть, либо они не могут подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что они хотят сказать.

Вместо этого люди с аутизмом часто прибегают к коммуникации, которая имеет немедленное воздействие на окружающих, то есть к негативному поведению. Подобное поведение практически гарантированно привлекает чужое внимание. Оно эффективно, поскольку позволяет быстро достичь желаемого результата. Жизненный опыт человека с аутизмом мог научить его, что негативное поведение приводит к быстрым результатам, в то время как более скрытые формы коммуникации всеми игнорируются. Например, в сцене номер два, когда человек нуждался в перерыве, сначала могло происходить следующее:

– Он ёрзает на стуле, но это слишком неявное послание. Никто не понял, что ему нужен перерыв, его ёрзанье на стуле все проигнорировали.

– Он пытается встать, но это тоже неэффективная подсказка. Ему просто говорят сесть на место.

– Он раскидывает материалы и это, наконец, доносит информацию. Суматоха позволяет ему избавиться от скуки. Ему удается отделаться от надоевшего задания. В качестве наказания его отправляют в другую комнату. Но для него это не наказание. С его точки зрения, он получил долгожданный перерыв от нелюбимой работы.

Поведенческий план для развития навыков коммуникации

Главный компонент любого плана по коррекции поведения – это обучение человека с аутизмом социально приемлемым способам донесения информации. Это значит, что человеку нужно предоставить способы более эффективной коммуникации. Наказания не учат никаким положительным навыкам. Вместо этого наказания лишь гарантируют, что поведение обязательно повторится снова. Например, в следующий раз, когда человеку потребуется перерыв, он сразу же начнет бросать материалы. А с какой стати ему поступать иначе? В конце концов, негативное поведение привело к желательным результатам. Мы все используем то поведение, которое более эффективно для нас.

Что бы вы ни думали о человеке с аутизмом, всегда помните, что поведение и коммуникация неразрывно связаны. Если вы общаетесь с людьми с аутизмом, то при столкновении с негативным поведением сопротивляйтесь своему первому импульсу – разозлиться. Вместо этого подумайте о связи между поведением и проблемами коммуникации.

После поведенческого инцидента задайте себе следующие вопросы:

Что на самом деле пытался сообщить человек?

Какие альтернативные способы он мог бы использовать, чтобы донести ту же самую информацию?

Мог ли он сообщить ту же самую информацию с помощью картинки или доски для коммуникации?

Как бы вы могли научить его или ее лучшим способам коммуникации?

Мы можем повлиять на поведение человека с аутизмом, если мы изучим стратегии, которые способствуют развитию навыков коммуникации. Помогать человеку в коммуникации – это вопрос простого здравого смысла. В результате он или она станет более независимым и будет реже прибегать к негативному поведению в качестве коммуникации. После улучшения коммуникационных навыков отношения человека с аутизмом с вами и с другими людьми значительно улучшатся. Хорошие отношения и дружба на всю жизнь встречаются не только в кино вроде «Человека дождя». Они могут стать вашим личным опытом в общении с людьми с расстройствами аутистического спектра. Однако иногда вам придется играть активную роль, чтобы улучшить отношения.

Примечание автора: В данной статье говорится о негативном поведении для иллюстрации связи между навыками коммуникации и поведением. Мы признаем и ценим положительные качества и таланты людей с аутизмом, и мы не хотели бы их оскорбить.