Может ли язык жестов применяться при аутизме?

Автор: Стивен М. Эдельсон / Stephen M. Edelson
Перевод: Александра Чернова
Источник: Autism-help.org

 

 

Жестовый язык изначально является средством коммуникации для людей с нарушениями слуха. Однако жестовый язык также использовался для обучения людей с нарушениями развития, у которых небольшие или отсутствуют навыки коммуникации. В настоящее время обучение детей-аутистов жестовому языку уже не так популярно, как ранее. Возможно, это связано с ростом популярности различных систем коммуникации при помощи компьютера.

Тем не менее, исследования показывают, что обучение устной речи одновременно с жестовым языком значительно ускоряет приобретение человеком речевых навыков (Creedon, 1976; Kopchick, Rombach, & Smilovitz, 1975; Larson, 1971; Miller & Miller, 1973). Обучение устной речи одновременно с элементами жестового языка обычно называют калькирующей жестовой речью, одновременной коммуникацией или тотальной коммуникацией.

Жестовый язык полезен для тех людей, которые имеют небольшие навыки коммуникации и речевые возможности или не имеют их вообще. Жестовый язык не рекомендуется людям, имеющим относительно большой словарный запас. Более того, жестовому языку можно обучить людей различного уровня развития.

Проявления нежелательного поведения, связанные с аутизмом и другими нарушениями развития, например, агрессию, раздражительность, самоповреждения, тревожные расстройства и депрессию, часто связывают с неспособностью к общению с другими людьми. Элементы жестового языка могут, как минимум, позволить человеку общаться при помощи символов, и это может стимулировать развитие у него навыков устной речи. Еще одно возможное преимущество при обучении жестовому языку — человек также может научиться обращать внимание на невербальные знаки других людей, а также на свой собственный язык тела.

Существует несколько различных форм жестового языка; для обучения жестовой речи лучше использовать метод «калькирующей жестовой речи» или жесты, сопровождающие устную речь. Это форма жестового языка, с таким же синтаксисом, как и в разговорной речи, и данный метод поможет облегчить использование синтаксических правил разговорного языка. Например, инструкция при использовании жестового языка и речи будет выглядеть так: «Посмотрите на стол». А синтаксис американского жестового языка будет выглядеть так: «Смотреть стол».

Поскольку большинство людей не понимают жестовый язык, то в идеале желательно использовать систему коммуникации картинками или электронные коммуникаторы для общения в дополнение к жестовому языку, чтобы облегчить общение с теми, кто не понимает жесты.

Изучение программы жестового языка лучше начать с жестов, обозначающих основные потребности, например: кушать, пить, пользоваться туалетом. В этом случае человек будет мотивирован использовать жесты, чтобы выразить свои желания. Обучение первому жесту может произойти за несколько минут или же несколько месяцев, но по мере того, как человек осваивает все больше и больше жестов, их становится все легче и быстрее учить.

Как было сказано выше, обучение жестовому языку одновременно с речью значительно ускоряет обучение устной речи. Одна из возможных причин в том, что обе формы коммуникации стимулируют одну область мозга. ПЭТ-сканирование мозга, которое измеряет активность, происходящую в мозге за заданное время, показывает, что, когда человек разговаривает или пользуется жестами, задействована одна и та же область мозга (Poizner, Klima, & Bellugi, 1990). Таким образом, при использовании метода калькирующей жестовой речи, область мозга, участвующая в порождении речи, получает стимуляцию из двух источников (жест и речь), а не из одного (жест или речь).

В заключение необходимо отметить, что обучение жестовому языку людей с аутизмом или другими нарушениями развития, не препятствует обучению устной речи. Существуют научные данные, подтверждающие, что обучение жестовому языку одновременно с устной речью на самом деле улучшает способности к устному общению.

Спасибо Александре Черновой за перевод.

Новые

Интеллект при аутизме растет и в детстве, и во взрослом возрасте

Источник: Medical Xpress     Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…

4 years назад

Повторяющееся поведение при аутизме связано с проблемами пищеварения

Источник: Medical Xpress     Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…

4 years назад

Почему многих аутичных девочек игнорируют

Источник: Child Mind Institute     Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…

4 years назад

Руминация — «зацикливание» на негативных мыслях и аутизм

Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre     Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…

4 years назад

Педиатры всех стран, объединяйтесь!

Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…

4 years назад

Все больше «недееспособных» людей с аутизмом теперь могут принимать важные решения

Источник: Disability Scoop     Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…

4 years назад