09.01.14

Вопрос-ответ. Может ли интенсивная поведенческая терапия помочь при аутизме у взрослых?

Прикладной поведенческий анализ (ABA) играет важную роль в помощи не только детям, но и взрослым

Источник: Томас Фрейзер и Лесли Синклэр / Thomas Frazier and Leslie Sinclair
Источник: Interactive Autism Network

 

aba-adults

 

Поскольку аутизм — очень сложное расстройство, влияющее на когнитивные функции, его постоянно сопровождают разнообразные заявления об излечении и реклама методов лечения, не имеющих никаких научных доказательств. В отличие от них, поведенческие техники очень эффективно применяются для контроля веса, помощи в отказе от курения и программах физических упражнений. Это лишь несколько примеров того, что и «нормальные» взрослые пытаются изменить свое поведение хотя бы пару раз за свою жизнь.

Кроме того, существуют накопленные за много лет исследований доказательства эффективности поведенческой терапии для решения различных психологических проблем. Например, поведенческая терапия различной интенсивности показала свою эффективность и как единственное, и как дополнительное лечение тревожных расстройств (1, 2), эмоциональных нарушений (3) и других психологических проблем.

Доказательства преимуществ поведенческого подхода для взрослых людей также соответствуют новой концепции возрастного развития мозга. Раньше бытовало представление, что мозг перестает меняться после подросткового возраста. Однако изменения в структурах мозга происходят на протяжении всей жизни. В первую очередь, это относится к лобным долям коры головного мозга, которые отвечают за наиболее сложные когнитивные функции (планирование действий, самоорганизация, перенаправление внимания и так далее), нарушенные при аутизме. Эти мозговые структуры продолжают расти и значительно меняться и после 20, и даже после 30 лет (4, 6). Эти данные позволяют предположить, что поведенческий подход будет полезен не только для временных изменений в симптомах аутизма, но и для долговременных изменений в структурах мозга, которые сохранятся в течение дальнейшей жизни.

Наконец, хотя отдельные свидетельства и не могут быть основным способом для определения преимуществ того или иного лечения, растут отдельные данные, полученные в рамках поведенческих программ для взрослых с аутизмом. Во многих реабилитационных центрах молодые взрослые с аутизмом, ранее не получавшие интенсивную поведенческую терапию, достигают значительных успехов благодаря поведенческой терапии во взрослом возрасте. Некоторые из этих взрослых людей достигают таких целей как частичная или полная трудовая занятость на обычных рабочих местах и частично независимое проживание, хотя раньше эти цели считались для них невозможными.

Для окончательных доказательств эффективности поведенческой терапии для взрослых с аутизмом необходимы дополнительные исследования. Исторически сложилось так, что большинство исследований интенсивной поведенческой терапии было посвящено уменьшению или искоренению нежелательного или опасного поведения (7). Необходимы дополнительные исследования, которые сконцентрируются на развитии позитивного и функционального поведения среди взрослых с аутизмом.

В чем особенности поведенческой терапии при аутизме у взрослых

Поведенческие техники используются для разных сфер в жизни, но, по сути, они сводятся к развитию и закреплению позитивных видов поведения и уменьшению негативных видов поведения с помощью формулирования конкретных целей и этапов их достижения, а также положительного поощрения желаемого поведения. Поведенческая терапия взрослых с аутизмом ничем не отличается. Постановка конкретных и измеряемых поведенческих целей и поощрение желательного поведения приносит им ощутимую пользу. Ниже приводится несколько базовых особенностей поведенческих программ для взрослых.

1. Поведенческие вмешательства для взрослых должны быть функциональными. Их целью должно быть развитие навыков, которые действительно необходимы для повседневной жизни данного человека.

2. Целевые навыки должны соответствовать уровню функционирования данного взрослого. Например, для высокофункционального взрослого поведенческая терапия может сосредоточиться на развитии сложных социальных навыков и обучении теории психического. В самом начале занятия могут быть построены на методе дискретных проб, но они очень быстро переносятся в естественные жизненные ситуации. Для низкофункциональных взрослых терапия может быть больше сосредоточена на жизненных навыках и развитии базовых форм социального взаимодействия. Для них может понадобится интенсивное и продолжительное обучение методом дискретных проб.

3. Самой важной целью всегда остается генерализация полученного навыка, то есть способность взрослого использовать целевой навык в самых разных жизненных ситуациях. Например, если цель — научить взрослого человека заказывать еду в ресторане, то для начала с ним будут отрабатываться отдельные составляющие этого навыка во время индивидуальных занятий методом дискретных проб. Потом этот навык будет перенесен в симуляцию того, что происходит в ресторане. Затем, этот навык будет отрабатываться в одном и том же местном ресторане. В заключение, навык будет повторяться в различных ресторанах по месту проживания взрослого с использованием наименьшего уровня подсказок.

4. Терапия для взрослых обязательно должна основываться на уважении интересов и желаний самого человека. Очень часто маленькие дети, с аутизмом или без него, не хотят делать что-то, но родители заставляют их это делать ради их же блага. Однако у взрослых людей с аутизмом есть устоявшиеся предпочтения, и их надо уважать. Очень важно, чтобы специалисты по поведенческой терапии как можно больше общались с близкими и, по возможности, с самими людьми с аутизмом, чтобы верно оценить их предпочтения и разработать совместный план терапии.

Где должна проводиться поведенческая терапия при аутизме у взрослых?

На настоящий момент существует острая нехватка услуг по поведенческим вмешательствам для взрослых с аутизмом. По нашему опыту, существующие услуги зачастую очень дороги, часто имеют низкий уровень качества и недостаточную интенсивность для оптимальной помощи взрослым людям и не обеспечивают необходимой генерализации навыков.

Эта ситуация должна измениться, так как высокая распространенность аутизма указывает на то, что в ближайшее время нехватка служб для взрослых с диагностированным аутизмом станет одной из самых острых проблем здравоохранения. Очень важно, чтобы родители и другие заинтересованные лица информировали законодателей и других людей, влияющих на политические решения, о необходимости и эффективности поведенческой терапии для взрослых с аутизмом. В конечном итоге, нам всем придется стать активистами и попытаться изменить существующую систему.

Ссылки:

1. Ishikawa, S., Okajima, I., Matsuoka, H., & Sakano, Y. (2007). Cognitive behavioural therapy for anxiety disorders in children and adolescents: A meta-analysis. Child and Adolescent Mental Health, 12(4), 164–172.

2. Feske, U., & Chambless, D. L. (1995). Cognitive behavioral versus exposure only treatment for social phobia: A meta-analysis. Behavior Therapy, 26, 695–720.

3. Cuijpers, P., van Straten, A., & Warmerdam, L. (2007). Behavioral activation treatments of depression: A meta-analysis. Clinical Psychology Review, 27, 318–326.

4. Cameron, H. A., & Dayer, A. G. (in press). New interneurons in the adult neocortex: Small, sparse, but significant? Biological Psychiatry.

5. Malenka, R. C. (2002). Synaptic plasticity. In K. L. Davis, D. Charney, J. T. Coyle, & C. Nemeroff (Eds.), Neuropsychopharmacology: The fifth generation of progress. American College of Neuropsychopharmacology.

6. Altman, J. (1962). Are new neurons formed in the brains of adult mammals? Science, 135, 1127–1128.

7. Sugai, G., & White, W. J. (1986). Effects of using object self-stimulation as a reinforcer on the prevocational work rates of an autistic child. Journal of Autism and Developmental Disorders, 16(4), 459–471.