Задержки речевого развития встречаются у большинства детей с аутизмом. Тем не менее, задержка речи нередко встречается и у детей без аутизма. Между отсутствием речи при аутизме у ребенка и другими типами задержки речевого развития существуют значительные различия. Во многих случаях, эти различия очевидны даже для неспециалистов. Надо также отметить, что значительная задержка речи у ребенка – это всегда повод для беспокойства и обращения к специалистам, но это далеко не всегда симптом аутизма.
Во время типичного развития у ребенка, он быстро понимает, что коммуникация с другими людьми – это способ получить то, что ты хочешь. Задолго до появления первых слов малыши устанавливают контакт глазами, тянут взрослых за рукава, лепечут, указывают пальцем или иначе стараются донести до других людей то, что они хотят. С течением времени дети с типичным развитием начинают использовать устную речь, потому что она позволяет им добиться наиболее быстрых и эффективных результатов. Кроме того, младенцы и маленькие дети с типичным развитием:
– Стремятся получить социальные реакции других людей, например, улыбки и объятия, для них это очень сильная мотивация.
– Естественно и спонтанно имитируют действия окружающих людей.
– Чаще всего они больше наблюдают за другими людьми, чем за неодушевленными предметами.
– Стремятся к компании взрослых и других детей, чувствуют скуку и одиночество, если их надолго оставляют одних.
Однако при аутизме есть нарушения социальной коммуникации, которые могут затруднять любые формы социального взаимодействия. Хотя дети с высокофункциональным аутизмом чаще стремятся к общению, чем дети с более тяжелыми формами аутизма, это верно для детей во всем спектре аутизма. Например, маленький ребенок с аутизмом:
– Мало заинтересован в получении социальных реакций, его больше мотивируют его интенсивные интересы.
– Никогда или редко имитирует действия других людей.
– Может быть больше заинтересован в неодушевленных предметах, чем в людях.
– Может быть доволен, когда его надолго оставляют в одиночестве, при условии, если у него есть доступ к интересующим его предметам.
Все эти отличия ведут к формированию отличий в поведении, желаниях и развитии речи. Дети с аутизмом редко используют невербальную коммуникацию (указательный жест, потянуть за руку, улыбнуться и так далее) и плохо ее понимают. Они также проявляют меньше интереса к общению ради самого общения.
Разница между задержкой речи при аутизме и другими типами задержки речевого развития может бросаться в глаза. Если ребенок похож на Бобби, то, вероятно, следует провести с ним диагностику РАС.
Джонни два года, но он совсем не говорит. Хотя он не пользуется словами, он использует язык тела и отдельные звуки, чтобы общаться с другими людьми. Например, он указывает пальцем на то, что он хочет, и то, что его заинтересовало, тянет взрослых к тому, что его интересует, и в целом старается взаимодействовать с другими людьми. Он любит играть со своими родителями, братом и сестрой, и он сильно расстраивается, когда его оставляют одного, чтобы он заснул.
Бобби тоже два года. Бобби может произнести несколько слов, но он не использует их для общения с другими людьми. Вместо этого он просто повторяет их, независимо от того, есть ли рядом другие люди. Бобби все еще не умеет использовать жестикуляции, звуки или слова, чтобы попросить то, что он хочет. Его родителям практически невозможно удержать его внимание дольше чем на несколько секунд.
У Джонни есть задержка речи, и, вероятно, ему нужна та или иная форма ранней помощи. Возможно, у него есть нарушение слуха, апраксия речи, задержка психического развития или другая проблема, которую нужно диагностировать. С другой стороны, хотя Бобби и говорит несколько слов, у него также выражены ранние признаки аутизма.
Помимо задержки речи на аутизм может указывать ряд других речевых особенностей. Особенности развития речи, которые часто присутствуют у детей с аутизмом:
– Они совсем не реагируют или редко отзываются на свое имя и другие вербальные попытки привлечь их внимание.
– У них отсутствует или с задержкой развивается коммуникация с помощью жестикуляций, например, указательный жест и демонстрация предметов другим людям.
– Даже если гуление и лепет присутствовали у них в течение первого года жизни, впоследствии они прекращаются.
– Развитие речи происходит в замедленном темпе.
– Они повторяют слова и фразы за другими людьми – эта особенность называется «эхолалия».
– Они произносят отдельные слова или целые фразы снова и снова, не для взаимодействия с другими людьми.
– Могут использовать ранее услышанную фразу целиком, но испытывают сложности с самостоятельным объединением отдельных слов в осмысленные предложения.
– Использование слов кажется странным, неуместным, или оно понятно только тем, кто хорошо знает ребенка.
Даже если у детей с аутизмом речь появляется тогда же, когда и у их сверстников, они могут испытывать трудности с устной речью по мере взросления. Особенности развития речи при аутизме могут включать вокальные отличия, трудности с восприятием и использованием языка тела, использование речевых звуков и слов для самостимуляции, а не для коммуникации.
Само по себе отсутствие устной речи не указывает на аутизм. Если вас беспокоит развитие ребенка, то необходимо обратиться за диагностикой к специалисту. Раннее вмешательство с помощью научно-обоснованных методик в любом случае повысит шансы ребенка освоить типичную коммуникацию.
Онлайн-скрининг на признаки аутизма в возрасте 16-30 месяцев
Аутизм или задержка психического развития: как понять?
Что делать, если ребенок с аутизмом не говорит?
Что такое раннее вмешательство при аутизме?
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…