Доктор Логесон — клинический психолог, автор многочисленных исследований Национального института здоровья и Центра по контролю заболеваемости и профилактики США. Ее работы посвящены тому, какие именно социальные навыки наиболее актуальны для подростков и молодых людей с различными особенностями развития, и какие подходы наиболее эффективны для их развития. Она одна из авторов PEERS — метода обучения подростков и взрослых с нарушениями развития социальным навыкам, который доказал свою высокую эффективность. Лауреат нескольких наград за свою научную деятельность.
Один из самых распространенных мифов о людях с аутизмом — это то, что они, якобы, асоциальны, не нуждаются в друзьях и не хотят общаться. Но это не более чем миф. И если вы поговорите с человеком с аутизмом, скорее всего, он скажет вам, что хотел бы иметь друзей, но не совсем понимает, как этого добиться. Конечно, это огромная проблема для детей, с которыми мы работаем, потому что в результате многие дети с РАС страдают от очень сильной социальной изоляции.
Они могут проводить день за днем в своей комнате, ни с кем не общаться, и даже когда они пользуются Интернетом, чаще всего они играют в сетевые видеоигры, а не пользуются социальными сетями для общения.
Однако это совсем не значит, что они не нуждаются в общении. Им просто сложно понять, как общаться и как найти друзей, и подобная социальная изоляция может привести к развитию депрессии, тревожных расстройств и очень сильного чувства одиночества. Кроме того, многие страдают от травли и издевательств со стороны сверстников, у многих уже сложилась негативная репутация среди их ровесников.
Естественно, это значит, что одна из главнейших задач педагогов, специалистов и родителей — это предоставление поддержки и обучения, которые помогли бы детям с РАС общаться с ровесниками и найти друзей.
Родители часто задаются вопросом, какая именно профессиональная помощь может улучшить социальные навыки ребенка. Мы все прекрасно знаем, что дефицит социальных навыков, к сожалению, является одной из основных характеристик аутизма. И мы знаем самый популярный метод решения этой проблемы — социальные группы для детей с аутизмом под руководством специалиста.
Однако исследования показывают, что большинство таких программ, к сожалению, совершенно неэффективны для заявленных целей. Так что если родители ищут подобную помощь, им нужно быть информированными потребителями и очень внимательно проанализировать, насколько качественной является предлагаемая услуга. Как это понять? В первую очередь, нужно определить, основана ли данная программа на научных доказательствах.
Другими словами, если вам предлагают группу для социализации или развития социальных навыков, нужно спросить себя, основана ли работа этой группы на каких-либо доказательствах, которые подтверждают ее эффективность. Возможно, группа основана на методе, который проходил испытания эффективности, и существует какое-то опубликованное исследование на эту тему. Или, возможно, в самой программе действует формальная система отслеживания прогресса и оценки эффективности, с помощью которой специалисты смогут продемонстрировать результаты своей работы.
Во-вторых, такая программа обязательно должна предусматривать активное участие и вовлеченность родителей. Как правило, речь идет о группе, которая встречается один, максимум, два раза в неделю. Для компенсации дефицита социальных навыков это ничтожно мало. В таких условиях обеспечить эффективность программы можно только в том случае, если родители научатся быть «социальными тренерами» для своих детей все остальное время, и это очень важно при оказании помощи.
Наконец, по мере улучшения социальных навыков ребенка, важно понять, где и как он сможет общаться со сверстниками и найти друзей. Как правило, наилучший способ — это различные внешкольные занятия, такие как кружки, клубы и секции, где ребенок может общаться с другими детьми со схожими интересами. А когда у него появятся новые знакомые, нужно будет помочь ему, организуя встречи для игр или совместные вылазки, чтобы эти дети смогли стать друзьями.
Программа в формате небольшой группы должна быть посвящена какой-то одной теме или уроку каждую неделю. То есть, каждое занятие должно быть посвящено отработке какого-то одного навыка или конкретного правила социального этикета. Это связано с особенностями мышления детей с РАС. Они мыслят очень конкретно и буквально. Так что обучение социальным навыкам должно проходить точно так же — это должны быть конкретные правила и советы, которые объясняются или демонстрируются ребенку.
Обязательно нужно демонстрировать детям, как именно выглядит данный навык или правило на практике. Для этого в программе проводятся «упражнения с игрой по ролям», когда детям показывают, как нужно поступать, а в некоторых случаях, как поступать не нужно.
После того как ребенку показали, что нужно делать, у него обязательно должна быть возможность потренироваться самому. Это называется «поведенческой репетицией», когда ребенок практикуется в новом навыке в безопасной атмосфере и получает обратную связь от группы.
Наконец, в конце такого занятия необходимо какое-то домашнее задание. В течение недели, до следующей встречи группы, ребенок должен отрабатывать новый навык в реальных ситуациях. В идеале, в таких тренировках ему должны помогать родители, именно поэтому их участие в программе так важно.
Многие дети с аутизмом социально изолированы, и родителям сложно понять, как найти для них подходящее место для общения со сверстниками. В реальности, здесь нет простого решения. В идеальной ситуации ребенку нужно найти какой-то вид внешкольных занятий, который связан с его собственными интересами.
Многие родители детей с синдромом Аспергера находят для них секцию восточных единоборств, например, карате, потому что им хочется, чтобы ребенок научился защищать себя. Часто родители ищут для детей занятия плаванием, потому что это не только полезно для здоровья, но и важно для безопасности ребенка. Многие ищут занятия музыкой, так как у ребенка есть музыкальные способности. Однако если ребенка не интересуют единоборства, плавание или музыка, то эти занятия не облегчат для него поиск друзей. А мы говорим о внешкольных занятиях именно с целью общения со сверстниками.
Так что важно подумать, что именно интересует ребенка. Если его интересуют технологии и компьютеры, то он может посещать компьютерные курсы для школьников или компьютерный клуб. Если он обожает мультфильмы, то, возможно, ему подойдет кружок анимации или рисования. Существуют и клубы для любителей видеоигр. Так что нужно подходить к поиску внешкольных занятий как можно более творчески, искать нестандартные пути. Главное, найти то, что будет интересно самому ребенку, а не то, что должно быть ему интересно по вашему мнению.
Исследования показывают, что подростки постоянно дразнят друг друга и мишенью могут стать даже самые популярные дети. Это обычная часть жизни школьников. При этом частота и тяжесть словесных подначиваний во многом зависят от реакции ребенка. Проблема в том, что дети с аутизмом не знают, как вести себя в таких ситуациях, а советы взрослых очень часто оказываются бесполезны.
Я всегда спрашиваю подростков, с которыми работаю: что нужно делать, если тебя дразнят? И они всегда предлагают одни и те же три варианта: уйти, игнорировать или пожаловаться взрослому. Потом я спрашиваю их, помогают ли эти советы, и они всегда отвечают: «Нет». Причина в том, что взрослые не думают о том, как именно ведут себя дети этого возраста. В реальности, дети с высоким уровнем социальных навыков так не поступают. Обычно они отвечают на подначивания, стараясь продемонстрировать, что сказанное их никак не беспокоит, да и вообще это «тупо».
Обычно дети говорят что-то вроде: «Да плевать», «Ну да, и что?», «И каким боком меня это волнует?», «Это ты типа так шутить пытаешься?». Они закатывают глаза и пожимают плечами. Они стараются создать впечатление, что их это совершенно не волнует.
Когда нас кто-то дразнит, он пытается добиться от нас определенной реакции. Если он получит совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал, он прекратит эти попытки. Ему нужно, чтобы мы расстроились в ответ на обидные слова и как-то это показали. Или ему нужно, чтобы мы разозлились. Именно поэтому отсутствие эмоциональной реакции и насмешка над их словами делает это поведение неэффективным.
К сожалению, такое явление как травля с помощью физической агрессии довольно часто встречается в средних и старших классах школы, особенно среди мальчиков. Она принимает самые разные формы. Это могут быть пинки, удары или попытки толкнуть, подставить подножку в коридоре и бросить каким-то предметом в классе. Важно заранее научить ребенка тому, что делать в таком случае, но выбрать правильную стратегию для действий может быть очень сложно.
С одной стороны, важно объяснить ребенку, что в случае физической агрессии необходимо рассказать об этом взрослым. С другой стороны, детям нужны другие стратегии до того, как поговорить со взрослым. Важно, чтобы ребенок понимал, что если рядом находится хулиган, важно его избегать и не привлекать его внимания. Например, не подходить к тому месту в столовой, где он обычно ест. Также важно не пытаться поговорить с физически агрессивными хулиганами или подружиться с ними — это распространенная ошибка. Также детям часто надо объяснять, как не спровоцировать хулиганов, например, что не надо рассказывать взрослым про незначительные нарушения, например, жевание жвачки в классе или передачу записок во время урока.
Другая стратегия — держаться рядом со взрослыми, если неподалеку есть агрессивные дети, так как вероятность травли в присутствии взрослых крайне мала. Наконец, если речь идет об опасной агрессии, либо если это хроническая травля, а не изолированный случай, то, без исключений, нужно рассказать об этом взрослым. Это очень серьезная проблема и важно научить ребенка, как действовать в подобных ситуациях.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…