1. Первые слова выбираются в соответствии с интересами ребенка и его мотивацией.
2. Выбирайте только те слова, для употребления которых у ребенка будет много поводов в течение дня.
3. Если ребенок только начинает говорить устно, то выберите те слова, которые легко артикулировать, и которые ребенок сможет произнести разборчиво, либо заранее продумайте, какую часть слова можно будет произнести вместо слова целиком.
4. Если ребенок будет обучаться жестам, то выберите слова, которые обозначаются иконическими жестами (сам жест похож на то, что он обозначает).
5. Избегайте абстрактных понятий или слов, которые имеют мало коммуникативной ценности (например, «еще, да, нет, пожалуйста»).
6. Если ребенок использует жесты, избегайте слов, которые выглядят слишком похоже друг на друга (например, «есть и пить»).
Вы должны определить, что ребенок будет использовать в качестве коммуникации, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:
1. Устная речь. Если у ребенка есть эхолалия, то есть он повторяет слова и фразы за другими людьми, то ему подходит именно обучение устной речи, даже если сейчас у него нет функциональной речи. Причина в том, что ребенок уже демонстрирует нужное поведение (произносит слова), и мы можем использовать это поведение для обучения функциональной коммуникации.
2. Система коммуникации обменом изображениями (PECS). Подходят детям, которые хорошо различают фотографии и рисунки. PECS также успешно применяется для обучения просьбам («мандам») детей, которые произносят отдельные слова, но которые не умеют имитировать чужую речь. Такие дети могут быстро научиться функциональной коммуникации с помощью PECS, но потом необходимо уменьшать применение изображений, по мере того, как ребенок переходит к устной речи. PECS также является хорошим выбором для тех детей, у которых есть проблемы с двигательной имитацией или выполнением серии движений, которые потребуются для жестов, либо тех детей, которые негативно реагируют на подсказки методом «рука на руке» (хотя в этом случае можно провести отдельную программу по десензитизации к такой подсказке). В рамках этой системы можно использовать фотографии, рисунки или небольшие предметы.
3. Доски для коммуникации изображениями. Подходят для детей, которые хорошо реагируют на изображения/картинки. Обычно каждая такая доска разрабатывается для конкретного занятия или ситуации, что позволяет применять больше разнообразия в коммуникации, чем можно добиться с помощью обучения жестам.
4. Жесты. Коммуникации жестами можно обучать как отдельно, так и одновременно с обучением PECS, чтобы обеспечить доступ ребенка к коммуникации в любой обстановке. Жесты являются хорошим вариантом для тех детей, которые плохо реагируют на зрительные стимулы. Также жесты подходят детям, у которых очень хорошо развиты навыки двигательной имитации. Жесты также могут быть оптимальным выбором для тех семей, у которых возникают сложности с созданием, организацией и перемещением символов PECS в различных ситуациях.
5. Устройства или приложения с совмещением изображений и голоса. Подходят для детей, которые хорошо реагируют как на зрительную информацию, так и на слуховые стимулы. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не использовал устройство для самостимулирующего поведения вместо коммуникации.
6. Коммуникация обменом предметами. Подходит для детей, которые неспособны на дискриминацию между изображениями (проблемы с различением изображений).
1. Ребенку может быть проще научиться ассоциировать определенный предмет с желанным предметом или занятием, так как они похожи.
2. «Слушателю» не нужно проходить никакого обучения, достаточно знать, что нужно делать, если ребенок дает тебе предмет.
1. Трудно обеспечить постоянный доступ ребенка к предметам для коммуникации.
2. Для многих вещей или занятий трудно найти предметы-образец.
3. Могут возникнуть трудности с переходом к другой функциональной коммуникации.
4. Может использоваться только для обучения ребенка просьбам-существительным.
1. «Слушатели» не нуждаются ни в каком специальном обучении.
2. Полное соответствие изображения и желаемого предмета облегчает первые стадии обучения.
3. Не нужно никакого специального обучения реакциям. Единственный двигательный навык, который нужен — умение взять предмет и отдать его другому человеку.
4. Изображения статичны — они остаются в зоне видимости продолжительное время.
5. Многие дети, которые только начинают учиться устной речи, могут использовать PECS как зрительную подсказку, облегчающую их устный ответ.
6. После обучения первичным реакциям не нужны физические подсказки.
7. Ребенок сможет использовать изображения для взаимодействия с ровесниками, братьями или сестрами, если они будут внимательны к его коммуникативным усилиям.
1. Требуется поддержка в окружающей среде — карточки с изображениями должны быть всегда доступны для коммуникации.
2. Может быть трудно «оперативно среагировать» на новое желание или интерес ребенка и научить его новой просьбе, потому что сначала нужно будет сделать карточку с соответствующим изображением.
3. Системы, в которых ребенок указывает на изображения, требуют, чтобы «слушатель» стоял рядом. В результате, многие попытки коммуникации (указывание на изображение) могут остаться незамеченными и не получить подкрепления, что затрудняет стимульный контроль реакции (указывания) для получения желаемого. Этой проблемы нет в системе PECS, где ребенок должен дать изображение другому человеку, при этом его учат проявлять настойчивость при коммуникации и привлекать чужое внимание.
4. Может быть трудно найти изображения/символы/рисунки и обучать более абстрактным понятиям.
5. У некоторых детей возникают трудности с комбинированием символов для создания комбинаций слов и предложений.
6. Трудно перейти от просьб («мандов») к другим функциям языка.
7. Изображения нужно изготавливать, организовывать и всегда иметь под рукой, но подальше от других детей, которые могут их взять или испортить.
1. Легко подсказывать, особенно если двигательная имитация уже является сильной стороной ребенка.
2. Стимул и реакция часто напоминают друг друга, хотя и не совпадают по виду, а это значит, что в самой реакции есть подсказка.
3. Жесты не зависят от поддержки в окружающей среде — у ребенка всегда есть доступ к коммуникации (вы же не можете забыть его руки!)
4. Есть зависимость между отдельной реакцией и отдельным стимулом, как и в устной речи. Другими словами, движения для каждого жеста будут разными, в отличие от PECS, где каждая просьба требует одного и того же движения.
5. Некоторые исследования указывают на то, что когда дети начинают использовать жесты, то им проще перейти от них к устной речи, чем тем детям, которые используют PECS. Однако трудно создать экспериментальные условия для проверки этого предположения, поскольку каждый ребенок уникален. Автор этой статьи встречал детей, начинающих использовать устную речь, которые помогали себе говорить, «подсказывая» себе нужный слог в слове с помощью определенных движений руками.
6. Санберг и Санберг (The Analysis of Verbal Behavior, 1990) обнаружили, что жесты проще в обучении, воспроизведении и приводят к большему объему спонтанной коммуникации, а также с большей вероятностью сохраняются и обобщаются после обучения, чем использование систем выбора изображений (указывание на изображения).
1. Родители и педагоги нуждаются в специальном обучении жестовому языку.
2. Родители и педагоги должны использовать жесты, когда они говорят с ребенком.
3. Родители и педагоги должны формировать каждый отдельный жест.
4. Жесты мимолетны — в отличие от статичных изображений, они «воспроизводятся» и исчезают.
5. Детям, у которых есть трудности с последовательностями движений тонкой моторики, может быть трудно учить жестовый язык.
6. Иногда приходится «выдумывать» жесты для любимых предметов и занятий ребенка.
7. Ребенку может быть трудно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, которые не знают жестового языка.
8. Может быть трудно подсказывать жесты детям, которым неприятны чужие прикосновения.
9. Может быть трудно уменьшить подсказки для некоторых детей, которые могут начать «отдавать» свои руки взрослым, если чего-нибудь хотят.
10. Если окружающие не знают или не опознают жесты ребенка, то множество просьб могут остаться без награды (не подкрепляться). В результате может оказаться невозможным установить контроль жеста для просьбы ребенка.
1. Как ребенок реагирует на прикосновения? Хотя некоторых детей можно постепенно приучить к подсказкам «рука на руке», которые необходимы для обучения как жестам, так и PECS, это обучение потребует дополнительного времени. При этом очень важно, чтобы инструктор продолжал ассоциироваться с поощрением, и приучение к прикосновениям должно проводиться очень медленно и осторожно.
2. Может ли ребенок с относительной легкостью имитировать чужие движения?
3. Можно ли обеспечить поддержку в окружающей среде для данной формы коммуникации?
4. Как быстро ребенок учится новым просьбам («мандам»)? Сможет ли окружающая среда «поспеть» за ним, будут ли вовремя создаваться новые необходимые изображения?
5. На настоящий момент просьбы ребенка («манды») — это еда и напитки, осязаемые предметы или это в основном занятия, которые сложно передать с помощью изображений?
6. Сколько различных мест посещает ребенок в течение дня, и сколько существует различных людей, к которым он может обратиться с просьбой («мандом»)?
7. Можно ли сделать выбранную форму коммуникации доступной для ребенка во всех местах, которые он посещает в течение дня?
8. Обучение взаимодействию с типично развивающимися детьми является одной из целей нынешней программы ребенка, и если да, можно ли научить других детей отвечать на выбранную систему коммуникации?
9. Все возможные «партнеры по коммуникации» ребенка согласны учиться и использовать данную форму коммуникации?
10. Как ребенок реагирует на звуки? Есть ли вероятность, что он будет «стимиться» с устройством для перевода изображений в речь, если оно станет выбранной системой коммуникации?
11. Сколько существует занятий и игрушек, в которых заинтересован ребенок?
12. Будет ли ребенку легко переносить систему коммуникации из одного места в другое?
Когда нет явных указаний на то, какая система коммуникации лучше всего подходит конкретному ребенку и семье, автор рекомендует родителям выбрать четыре желанных для ребенка предмета и учить ребенка просить два предмета с помощью жестов, а другие два предмета с помощью PECS. Убедитесь, что все без исключения предметы — это то, что ребенок просит одинаково часто (предметы имеют одинаковую подкрепляющую ценность). Таким образом, вы введете две системы коммуникации одновременно и затем посмотрите, какую систему ребенок освоит быстрее. После этого вы сможете выбрать основную систему коммуникации для ребенка.
Независимо от того, какая система коммуникации будет выбрана как основная на данный момент, желательно, чтобы окружающие люди также пользовались дополнительной системой коммуникации, когда говорят с ребенком — это может увеличить понимание и интерес ребенка к тому, что говорят и делают другие люди. Например, некоторые дети могут хорошо реагировать на звуковые доски с изображениями или на доски с рисунками, связанными с приемом пищи. Родители, разговаривая с ребенком, «указывают» на соответствующие изображения. В данном случае изображение — это «подсказка» для понимания того, что говорят родители, но от самого ребенка не требуется никакого ответа. Некоторые дети начинают подражать такому поведению родителей и начинают сами использовать изображения функциональным образом для просьб («манд») или комментирования («такт»).
Если ребенок использует PECS как основную систему коммуникации, то может быть полезно научить его жестам для обозначения слов, к которым трудно подобрать изображения, например, для предлогов и глаголов. Эти жесты часто больше «похожи» на реальное действие или местоположение, чем картинка, и ребенок может освоить их быстрее.
Независимо от того, какую систему коммуникации вы выбрали, всегда сочетайте устную речь, отдельные слова и даже звуки ребенка с сильным подкреплением! Учите ребенка навыкам, которые увеличат его способность к артикуляции звуков и слов, а также гарантируют, что он хочет вступать в коммуникацию с окружающими его людьми.
Что такое «коммуникационная система обмена изображениями» или PECS?
Как помочь невербальному ребенку говорить?
Как обучить ребенка с аутизмом обращаться с просьбой с помощью жеста?
Три ключевых стратегии по развитию устной речи
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…