Если у ребенка возникают сложности во время семейного мероприятия или повседневного события, постарайтесь определить, не связано ли это с отсутствием каких-то конкретных коммуникативных навыков. Следующий шаг – определить, что ребенок может научиться делать вместо своего проблемного поведения. Ниже приводятся некоторые примеры потенциальных проблем с коммуникацией, которые могут быть у детей с РАС, и возможные решения этих проблем. После того как вы определили альтернативный навык, который нужен ребенку, добавьте его в список целей его обучения.
Умение попросить желаемый предмет – это критически важный и основополагающий навык коммуникации. Просьбы (или манд-реакции, если использовать терминологию прикладного анализа поведения) позволяют людям получить доступ к предметам и занятиям, которые необходимы для повседневной жизни, приносят радость и возможности для общения с другими людьми. Важно как можно раньше начать обучать ребенка просить предметы, которые он явно предпочитает или в которых нуждается для выполнения важных или повседневных задач. До того как начать такое обучение, составьте список людей, мест и/или вещей, которые важны с точки зрения ребенка. Существует множество материалов о том, как провести оценку предпочтений ребенка дома и вне его.
При оценке того, насколько мотивирующими являются предметы или занятия, рекомендуется разделять то, что нравится ребенку, и то, в чем он нуждается. Например, Мэри нравится есть ванильный пудинг, но она ест его только ложкой, а не пальцами. Было бы странно сказать, что ей нравятся ложки. Мэри не нужна коллекция ложек, и, если спросить ее, что она любит, она не упомянет ложки. Поэтому родителям рекомендуется составить список того, что нравится их детям, а также список того, что им может быть нужно в соответствующей ситуации.
Во многих традиционных подходах к оценкам предпочтений людям предлагают разные предметы для того, чтобы составить их иерархию. Но хотя ребенок может предпочитать мячик, а не платок, при такой стратегии слишком большой акцент делается на отдельных наградах, а не на их комбинации. Проще говоря, представьте, что вы спрашиваете ребенка: «Ты хочешь хлеб или джем?» Взрослые редко заказывают просто кофе в кофейне, они выбирают кофе с молоком, сахаром, сливками и так далее. Точно также родителям важно оценить разные комбинации предметов или занятий, чтобы повысить эффективность обучения: печенье и молоко, картошка фри и кетчуп, музыка и танцы и так далее.
Проблема: Трехлетний Дерек хочет играть в свою любимую игру, но его отец положил планшет на верхнюю полку над телевизором, где Дерек не может его достать. Он пытается залезть на телевизор, но у него не получается. Он начинает плакать и подпрыгивать. Когда его мама входит в комнату, она не знает, что папа убрал планшет в недоступное место, и она не может понять, что он хочет.
Потенциальное решение: Научить Дерека давать другому человеку картинку планшета, чтобы попросить планшет.
Проблема: Восьмилетний Сэм хочет больше сока, но коробочка с соком опустела. Он подходит к маме и говорит: «Хочешь еще сока, Сэм?»
Потенциальное решение: Мама может воспроизводить эту ситуацию – наливать Сэму лишь чуть-чуть сока, а когда он его выпьет, подсказывать ему верную фразу: «Я хочу еще сока».
Проблема: Четырнадцатилетняя Дарлин собирается делать уроки. Она видит, что ее сестра сидит за компьютером и кричит: «Убирайся! Сейчас же!»
Потенциальное решение: Не стоит пытаться обучать новому навыку, пока Дарлин кричит. Лучше отдельно воспроизвести эту ситуацию с ее сестрой, и когда Дарлин подойдет к сестре, подсказать ей, чтобы она сказала: «Мне нужно делать уроки. Можешь пустить меня за компьютер?»
Главное в подобных уроках – искусственно создавать ситуации, связанные с умеренно мотивирующими предметами или занятиями, когда ребенок относительно спокоен. Используйте поначалу не самые мотивирующие предметы, чтобы предотвратить эмоциональную реакцию, когда ребенок не сможет сразу же получить то, что хочет. Во время истерики или поведенческого срыва трудно обучать новому навыку. Вместо этого повторите ситуацию искусственно и будьте готовы тут же подсказать ребенку или направить его к альтернативному навыку в подходящий момент. Если вы учите новой форме коммуникации, не ожидайте, что ребенок быстро добьется успеха – обучайте использовать только одну картинку, а не множество картинок сразу, обучайте говорить одно-единственное слово, а не целое предложение и так далее.
Умение попросить помощь – это универсально важный навык, потому что все люди сталкиваются с ситуациями, когда наилучшее решение проблемы – обратиться к кому-то еще.
Проблема: Джои играет со своей любимой электрической железной дорогой. Он научился сам соединять рельсы, соединять поезд и вагоны, ставить поезд на рельсы и запускать поезд. Сегодня, когда поезд проехал один круг, он сошел с рельс. Джои несколько раз пытался запустить поезд снова, но он не заметил, что на первом повороте рельсы соединены неправильно. После нескольких попыток, каждая из которых заканчивалась крушением поезда, Джои начал громко кричать и разбрасывать части железной дороги по комнате.
Потенциальное решение: Воспроизвести ситуацию, специально неправильно соединив рельсы. До того, как Джои сильно расстроится, подсказать ему отнести поезд сестре и попросить у нее помощь с помощью жеста. В дальнейшем создавать новые проблемы, в которых Джои сможет применять навык просить о помощи.
Проблема: Аманда работает над домашним заданием по математике на кухне рядом со своим братом. Она складывает числа, громко озвучивая решение. («Семь плюс восемь равно пятнадцать»). У нее ломается карандаш, и она выхватывает карандаш у брата.
Потенциальное решение: Воспроизвести ситуацию снова, дав Аманде карандаш со сломанным кончиком, а затем подсказать Аманде показать на один из карандашей брата и сказать: «Можно мне одолжить карандаш?»
Когда вы учите ребенка просить о помощи, определите, во время каких занятий и в какое время дня для ребенка будет естественно попросить о помощи. Ниже приводятся идеи для того, когда могут возникнуть возможности для просьбы о помощи:
– выдувать мыльные пузыри
– надуть воздушный шарик
– опустить монеты в торговый автомат
– порезать еду
– порезать бумагу
– открыть шторы
– открыть бутылку
– открыть упаковку с едой
– открыть пачку молока или сока
– налить молоко или сок в стакан
– надеть носки и обувь
– снять колпачок с фломастера
– завязать шнурки
– включить/выключить свет
– включить/выключить музыку/телевизор
– застегнуть/расстегнуть куртку
– завести игрушку
– ввести пароль для планшета
– зарядить планшет
Ключ к обучению таким навыкам – создавать ситуации, в которых нужна помощь, но которые легко разрешаются с первой же попытки, только затем можно переходить к более сложным ситуациям. Если ситуация быстро приводит к проблемному поведению, то воспроизводите другую проблему наименьшей сложности. Например, после того как Джои научился спокойно реагировать на проблему с одним рельсом, то не нужно тут же добавлять 10 сломанных рельс и надеяться на лучшее. Вместо этого мы постепенно можем знакомить его с новыми проблемами. Помните, что это мы создаем «проблему», поэтому у нас есть возможность регулировать ее тяжесть в каждой ситуации.
Все мы были в ситуации, когда требования слишком высоки, или мы слишком устали из-за продолжительного выполнения задачи. В таких случаях просьба о небольшом перерыве, чтобы прийти в себя, совершенно уместна. Просьба о перерыве эффективно приводит к избеганию или предотвращению определенных событий социально приемлемым образом. Хотя некоторые родители могут «считывать», когда их детям нужен перерыв, дети также нуждаются в способе самостоятельно и спокойно попросить о перерыве. Как и в случае с обучением просьбам о помощи, ключ в том, чтобы ребенок начал просить о перерыве до появления проблемного поведения.
Проблема: Мария начала учиться дистанционно, и она слушает, как ее учительница поет песню. Вскоре после начала пения Мария закрывает уши руками, начинает кричать и убегает от компьютера.
Потенциальное решение: Научить Марию использовать карточку «перерыв», когда у нее возникает перегрузка от ситуации. В будущем Мария может отдать своему папе карточку «перерыв» и уйти в нейтральное место.
Проблема: Реджи нужно решить 50 примеров на деление столбиком. Реджи обычно аккуратно выполняет математические задачи и может самостоятельно работать в течение 15 минут. Когда проходит 15 минут, Реджи ломает карандаш, швыряет его через комнату и кричит: «Я ненавижу математику!»
Потенциальное решение: Научить Реджи говорить: «Мне нужно минутку отдохнуть», когда он уже проработал 15 минут, но не начал кричать или бросать вещи.
При обучении этому навыку старайтесь создавать возможность попросить перерыв до того, как ребенок дойдет до «точки кипения». После того как начался поведенческий взрыв, спокойно просить перерыв уже поздно. Если ребенок может справиться с 10 минутами задания, но не с 15, попробуйте продлить работу до 11 или 12 минут и только потом дойти до 15 минут работы.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…