02.10.14

Вопрос-ответ. Как учить школьника с высокофункциональным аутизмом?

Советы учителям детей с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера

Автор: Сьюзан Дж. Морено / Susan J. Moreno
Источник: OASIS MAAP

 

autism-classroom

 

Независимо от уровня интеллекта и/или возраста люди с аутизмом испытывают проблемы с навыками самоорганизации. Даже «отличник» с фотографической памятью при аутизме может постоянно забывать достать карандаш для работы или сдать задание учителю. В таких случаях ученики нуждаются в помощи, которая должна предоставляться наименее ограничивающим образом. Например, можно наклеить фотографию карандаша на обложку рабочей тетради, для которой он понадобится, или учитель может напомнить в конце учебного дня, какие задания нужно будет сделать дома.

Важно всегда хвалить ученика, если он сделал что-то, о чем прежде забывал. Если же ему это не удалось, то никогда не ругайте и не «огрызайтесь» на него. Никакие нотации на эту тему НЕ помогут, скорее всего, проблема станет только хуже. Вы только убедите ребенка, что он никогда не сможет справиться с этой задачей.

Парта такого ученика — это самая аккуратная или самая захламленная парта во всей школе. Ребенок с самой аккуратной партой, вероятно, очень сильно стремится к однообразию и расстраивается, если хоть что-то мешает созданному им порядку. Обладатель самой захламленной парты нуждается в ваших регулярных подсказках по наведению порядка, чтобы он мог найти все необходимое. Помните, что, скорее всего, бардак — это не его выбор, он просто не справляется с подобной задачей по организации, и ему нужно отдельное обучение такому навыку. Учите его навыкам самоорганизации, подсказывая маленькие и конкретные шаги.

1. Люди с аутизмом испытывают трудности с абстрактным и концептуальным мышлением. Некоторые из них могут приобрести какие-то абстрактные навыки с течением времени, но с другими этого никогда не произойдет. По возможности избегайте абстрактных идей. Когда необходимо объяснить абстрактные концепции, используйте наглядные материалы, жестикуляции или письменные тексты, чтобы ученику было проще понять абстрактную идею.

2. Увеличение частоты необычного или проблемного поведения может указывать на повышение уровня стресса. Иногда причина такого стресса — чувство потери контроля за происходящим. В таких ситуациях полезно иметь «безопасное место» или «безопасного человека», к которому ученик может обратиться, если ему нужно покинуть чрезмерно стрессовую ситуацию. Если это происходит, то нужно разработать программу, которая поможет ученику постепенно привыкнуть и/или остаться в стрессовой ситуации в следующий раз.

3. Не принимайте проблемное поведение на свой счет. Ребенок с высокофункциональным аутизмом — это не коварный манипулятор, который хочет осложнить вам жизнь. Как правило, любое проблемное поведение — это просто неудачный способ выжить в слишком запутанном, сбивающем с толку и пугающем мире. Люди с аутизмом по определению могут смотреть на ситуацию только со своей точки зрения, и им может быть трудно оценить или предсказать реакции других людей. Это делает их неспособными на манипуляции.

4. Большинство людей с аутизмом используют и воспринимают речь только буквально. До тех пор пока вы не узнаете лучше способности конкретного ученика, избегайте следующих речевых конструкций:

— Идиом («рот на замок», «слететь с катушек», «как снег на голову» и так далее).

— Двойных значений (двойные значения есть у большинства шуток).

— Сарказма, например, когда вы говорите «Ну, молодец!» ученику, разлившему бутылку с кетчупом.

— Прозвищ.

— Уменьшительно-ласкательных обращений, например, приятель, дружок и так далее.

5. При разговоре с такими учениками старайтесь быть максимально конкретными. Помните, что ваша мимика и другие социальные подсказки могут не иметь для него никакого смысла. Избегайте общих вопросов вроде: «Почему ты так себя ведешь?» Вместо этого скажите: «Мне не понравилось, что ты так громко стукнул учебником по парте, когда я сказала, что пора идти на физкультуру. Пожалуйста, тихо положи учебник на стол и собирайся на физкультуру».

6. Если кажется, что ученик не справляется с заданием, объясните задачу как последовательность маленьких шагов или представьте ее в другой форме (с помощью визуальной, словесной или физической модели).

7. Старайтесь не вызывать у вашего ученика речевую перегрузку. Говорите ясно и по делу. Используйте самые короткие предложения, если вам кажется, что ученик вас не понимает. Даже если у него нет проблем со слухом, и он внимательно вас слушает, у него могут быть проблемы с пониманием смысла сказанного и вычленением важной информации.

8. Всегда заранее готовьте ученика к изменениям в распорядке дня и/или окружающей среде, включая собрания, смену учителя, перестановки в расписании и так далее. Используйте визуальное или письменное расписание для подготовки к изменениям.

9. Поведенческие методы работают, но если их использовать неправильно, то они приводят к роботоподобному поведению, лишь кратковременным улучшениям или росту агрессивного поведения. Если вы используете поведенческие процедуры, они должны быть основаны только на позитивном поощрении и подходить хронологическому возрасту ребенка.

10. Постоянство в ваших ожиданиях и поведении с учеником — это залог успеха.

11. Помните, что нормальный уровень слуховой или зрительной информации может восприниматься учеником как избыточный или недостаточный. Например, жужжание флуоресцентной лампы может полностью завладеть вниманием некоторых людей с аутизмом. Подумайте, можете ли вы изменить обстановку в классе, чтобы уменьшить «зрительный шум», либо пересадить ученика так, чтобы его не отвлекали и не расстраивали посторонние факторы.

12. Если ученик с высокофункциональным аутизмом спорит с вами, повторяя одну и ту же фразу, и/или повторяет одни и те же вопросы, то попросите его записать вопрос или возражение. Затем напишите свой ответ. Если продолжить отвечать письменно, то, как правило, человек с аутизмом успокаивается и прекращает повторяющуюся речь. Если это не сработало, то попросите его записать повторяющийся вопрос или аргумент, а затем попросите его написать самый логичный ответ или те слова, которые, по его мнению, вам нужно сказать. Это отвлечет его от эскалации устного вопроса или возражения, и для него это может стать социально приемлемым способом выразить свое недовольство или тревогу.

13. Если ученик не может читать или писать, то попробуйте проигрывание по ролям, когда вы задаете ему повторяющийся вопрос, а он вам отвечает. Если каждый раз вы будете пытаться логически ответить или спорить с ним, то это вряд ли остановит поведение. Очень часто ученика расстраивает вовсе не предмет вопроса или возражения. Скорее, он пытается донести до вас чувство потери контроля или неуверенности в отношении кого-то или чего-то в окружающей обстановке.

14. Ученикам с аутизмом может быть трудно «въехать» в ваши доводы. Если повторяющиеся возражения или вопросы продолжаются, рассмотрите возможность, что эта тема его очень волнует, но он не знает, как переформулировать вопрос, чтобы он точнее отражал суть дела.

15. Поскольку при аутизме могут быть различные проблемы с коммуникацией, не рассчитывайте, что ученик с аутизмом верно передаст важные сообщения своим родителям о школьных мероприятиях, заданиях, правилах и так далее. Передавайте что-то через ученика для родителей лишь в экспериментальных целях с контрольной проверкой, или если вы абсолютно уверены, что он владеет этим навыком. Иногда даже записки для родителей не работают, так как ученик может забыть их отдать или потерять еще до того, как придет домой. До того, как этот навык будет отработан, лучше всего полагаться на телефонные звонки родителям. Вообще, частое и прозрачное общение учителя и родителей (или других членов семьи, занимающихся воспитанием ребенка) чрезвычайно важно при обучении таких детей.

16. Если в вашем классе нужно разделиться на пары или выбрать партнеров для работы, то распределите детей счету или какому-то случайному признаку. Либо попросите особенно доброго ученика выбрать ребенка с аутизмом в качестве пары. Об этом нужно будет договориться еще до урока. В противном случае, ученик с аутизмом может постоянно оставаться без пары. И это большая жалость, так как именно эти ученики могут получить наибольшую пользу от работы вместе с другим ребенком.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».