29.06.14

Вопрос-ответ. Как снизить риск покидания зоны безопасности детьми-аутистами?

Поведенческий аналитик о том, как отучить ребенка с аутизмом от опасных «побегов»

Источник: I Love ABA
Перевод: Игорь Лиджиев

 

elopment

 

Согласно исследованию о распространенности случаев покидания зоны безопасности детьми с расстройствами аутистического спектра, опубликованному на сайте журнала «Pediatrics» 8 октября 2012 г., практически половина (49%) всех детей-аутистов предпринимает попытки покинуть знакомое и безопасное для них окружение.

Все дети порой ускользают из-под наблюдения взрослых. Однако в случае аутичного ребенка, который может не откликаться на свое имя, иметь пониженное чувство опасности или же быть невербальным, это крайне серьезная проблема. Отсутствие материалов на данную тему в публичном пространстве также делает ее очень серьезной.

Большинство людей не знают, как эффективно общаться с детьми-аутистами. Cможет ли ваш ребенок ответить незнакомцу, где его родители, или предоставить иную полезную в данной ситуации информацию? Или же он просто попытается уйти?
Словосочетание «покидание зоны безопасности» в нашем контексте обозначает намеренное или ненамеренное покидание ребенком-аутистом знакомого ему помещения (например, своего дома) или зоны наблюдения сопровождающего его взрослого в публичном месте. При этом оно не обязательно подразумевает быстрый бег прочь от вас. У меня были клиенты, которые в публичных местах прятались за различными объектами, пытались влезть в чужие машины или отказывались держать меня за руку, желая свободно бродить вокруг.

Это очень серьезная и актуальная проблема. В газетах и по телевидению регулярно сообщают о детях, подростках и взрослых с аутизмом, самостоятельно покидающих свои дома и отсутствующих в течение многих часов и даже дней. Что мотивирует их на такое поведение, не всегда легко понять. В дополнение к этому, большинство заблудившихся детей-аутистов стремятся удалиться от людей, а не идти к ним, как сделали бы нейротипичные дети.

Однако, как и в случае любого иного нежелательного поведения, существует множество способов снизить вероятность покидания вашим ребенком территории проживания или убегания от вас в публичном месте.

Для того чтобы справиться с каким-либо нежелательным поведением можно работать отдельно над причинами и над следствиями. Причина обозначает событие или действие, вызывающее данное поведение. Следствие — результат данного поведения. Выбор подхода зависит от личности беглеца и его мотивов. Я предлагаю вам воспользоваться как можно большим количеством приведенных ниже рекомендаций и в итоге выбрать наиболее эффективные для вас. Ввиду серьезности данной темы я хочу подчеркнуть, что проблема покидания зоны безопасности должна решаться с применением хорошо продуманного плана корректировки нежелательного поведения, включающего в себя работу как с причинами, так и со следствиями. Иными словами, он должен одновременно отвечать на вопросы, как предотвратить побег и как найти сбежавшего ребенка.

Рекомендации, приведенные в данном посте, не отменяют необходимости в проведении функционального анализа поведения (ФАП) для преодоления наклонности к покиданию зоны безопасности. ФАП поможет вам выявить причины такого поведения у вашего ребенка.

Основные техники, рассматриваемые мной ниже: снижение риска, работа с причинами и работа со следствиями.

При покидании зоны безопасности в публичном месте

Снижение риска

Прежде чем пойти с вашим ребенком в публичное место, объясните ему, куда вы идете. Используйте доступный и понятный ему язык, объясните, как он должен вести себя. Донесите до него, что он всегда должен быть рядом с вами и что, возможно, ему надо будет держать вас за руку. Некоторые дети противятся держанию за руки (я неоднократно слышала жалобы родителей на это), но здесь надо помнить, что это обязательная мера. Включите поощрение в пояснение ожидаемого от ребенка правильного поведения. Например, скажите, что дадите ему iPad, если он будет держать вас за руку в магазине. Приучите вашего ребенка отзываться на свое имя (вербально или невербально) и не поскупитесь на похвалу, если он держится рядом с вами в публичном месте. Спланируйте ваш поход заранее: узнайте расположение выходов в помещении, насколько людно там может быть, будут ли рядом улицы с интенсивным движением и т.д. Если есть возможность, возьмите с собой кого-нибудь еще из взрослых, кто мог бы помочь вам поймать вашего ребенка, если тот попытается скрыться. Как вариант, снабдите вашего ребенка каким-либо удостоверением личности вроде бейджика или браслета с именем и адресом проживания, а также всегда носите с собой его недавнюю фотографию. Если ваш ребенок вербален, научите его отвечать на такие вопросы, как: «Как тебя зовут?», «Какой номер телефона у твоих родителей?» и «Где ты живёшь?».

Работа с причинами

Под работой над причинами подразумевается изменение триггеров, побуждающих вашего ребенка удалиться от вас. Некоторые дети делают это, увидев интересный для них объект, другие — потому что оказываются в слишком шумном или людном для них месте и стараются найти место поспокойнее. Обращайте внимание на поведение ребенка перед попыткой покинуть зону вашего наблюдения. Возможно, он будет закрывать уши, сильно замедлять шаг, напряженно смотреть на какие-нибудь объекты и пр. Будьте начеку, чтобы вы всегда могли сразу же предотвратить попытку бегства, если распознали триггер. Спросите его на понятном ему языке, нужно ли ему передохнуть. Если он вербален, то приучите его самостоятельно просить о передышке. В противном случае научите вашего ребенка давать вам знать о необходимости в отдыхе, вручив вам, например, карточку, и давайте ему передохнуть под вашим присмотром каждый раз, когда он вам ее отдает. В местах с большим скоплением народа — на фестивалях, концертах, в торговых центрах и т.д. — дети-аутисты чаще всего пытаются сбежать от шума и толпы.

Работа со следствиями

Данная работа включает в себя изменение вашей реакции на покидание ребенком зоны безопасности или попытки к нему. Некоторые дети могут скрываться из виду, пытаясь привлечь ваше внимание, другие из нежелания быть рядом с вами — это зависит от ребенка. Когда вы определили причину такого поведения, убедитесь, что не реагируете так, как того хочет ребенок. Если он удирает от вас в супермаркете, потому что вы заговариваете с другим покупателем, то не следует внешне уделять этому слишком много внимания. Верните ребенка назад к тележке для покупок, по минимуму используя зрительный и вербальный контакт. В то же время убедитесь, что ваш ребенок знает, как привлечь ваше внимание надлежащим образом. Например, вы можете приучить его дотрагиваться до вашего плеча, если ему нужно ваше внимание.

При покидании дома

Снижение риска

Обустройте ваше жилое пространство так, чтобы оно было более надежным. Установите замки на двери и окна. Поставьте сигнализационную систему или камеры наблюдения. Обдумайте возможность оборудования всех дверей колокольчиками или детекторами движения. Поговорите с соседями, объясните им, что ваш ребенок имеет склонность уходить из дома, и что он может не реагировать на свое имя. Убедитесь, что у ваших близких соседей имеется ваша контактная информация и фотография вашего ребенка, чтобы они могли незамедлительно связаться с вами, если увидят его гуляющим без сопровождения. Если у вас дома находится много людей (например, вы празднуете что-нибудь), попросите как минимум двух людей приглядывать за вашим ребенком. Напишите и поместите на видном месте в доме список домашних правил, одно из которых должно запрещать ребенку покидать дом без разрешения родителей. Приучите его отзываться на свое имя (вербально или невербально) и поощряйте каждый раз, когда он отзывается. Делайте то же самое, но уйдя в другую комнату — если он приходит на ваш зов, опять же, поощряйте. Как вариант, снабдите вашего ребенка каким-либо удостоверением личности вроде бейджика или браслета с именем и вашей контактной информацией. Если ваш ребенок вербален, научите его отвечать на такие вопросы, как: «Как тебя зовут?», «Какой номер телефона у твоих родителей?» и «Где ты живёшь?».

Работа с причинами

Под работой над причинами подразумевается изменение триггеров, побуждающих вашего ребенка покинуть домашнее пространство. Начните с идентификации триггеров. Многие дети бродят по ночам, если им не спится. Другие дети могут покинуть дом, увидев нечто интересное снаружи, например проезжающий мимо фургончик с мороженым. Определив триггеры, займитесь корректировкой поведения вашего ребенка. Если он имеет склонность бродить по ночам, приучите его не вставать с постели, когда он не может уснуть. Если он выходит наружу, чтобы исследовать интересующие его объекты, приучите его сначала спрашивать разрешение. Если ребенок вербален, он может попросить разрешение пойти наружу. Если не вербален, то вы можете сделать для него карточку, обозначающую его желание выйти из дома. Когда ребенок приносит вам эту карточку, разрешайте ему пойти погулять снаружи (под наблюдением). На ночь забирайте у него эту карточку, тем самым давая ему понять, что походы наружу по ночам невозможны.

Работа со следствиями

Данная работа включает в себя изменение вашей реакции на покидание ребенком зоны безопасности или попытки к нему. Как вы ведете себя, догнав удирающего от вас ребенка? Кричите ли вы на него, злитесь, начинаете поучать? Если ребенок часто ведет себя подобным образом, то, возможно, ваша реакция только побуждает его делать это снова. Если вы кричите на вашего ребенка каждый раз, когда он начинает удаляться от вас, то он делает это, чтобы привлечь ваше внимание. Постарайтесь реагировать на побеги ребенка как можно менее интенсивно и уделяйте ему БОЛЬШЕ внимания, когда он рядом с вами или в зоне вашей видимости. Хваля ребенка, используйте конкретику, например «Молодец, что играешь на веранде». Если ребенок уходит с веранды, то верните его туда, по минимуму используя зрительный и вербальный контакт. Стимулируйте надлежащее поведение, когда ребенок находится снаружи — быть рядом со взрослым! — посредством поощрения.

**Совет: под обучением ребенка отзываться на свое имя обычно подразумевается, что он должен посмотреть на вас, когда вы его зовете. Если же вы хотите, чтобы он подходил к вам, когда вы называете его имя, тогда нужно учить именно этому. С детьми, имеющими тенденцию выбегать на дорогу, используйте простую команду вроде «стоп» или «замри». Если вы начнете выкрикивать имя убегающего от вас ребенка, он может просто не понять, что должен остановиться.

Спасибо Игорю Лиджиеву за перевод.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».