02.11.14

Вопрос-ответ. Как сделать класс комфортнее для детей с аутизмом?

Советы для учителей детей с аутизмом в инклюзивных классах

Автор: Пола Клут / Paula Kluth
Источник: PaulaKluth.com

 

inclusive

 

Порою ученики с аутизмом терпят неудачи в учебе только потому, что чувствуют себя неуютно и небезопасно, школьная обстановка может даже пугать их. Если вы стараетесь помочь ученику добиться успеха, то один из краеугольных инструментов в вашем арсенале — это создание подходящей среды. Дети с аутизмом будут лучше всего учиться там, где они могут расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Если учителя найдут время, чтобы проанализировать, как именно организовано пространство в их классе, то это поможет не только аутичным детям, но и их ровесникам без инвалидности. В первую очередь, учителя должны учитывать звуки, запахи, освещение и то, как ребенок сидит в классе.

Звуки

У некоторых учеников с аутизмом возникают трудности не только с теми звуками, которые не нравятся никому из нас (например, сигнализация автомобиля, трение наждачной бумаги о дерево). Эти дети могут негативно реагировать на шум, который мы даже не замечаем (например, звук работающего кондиционера). Вполне может оказаться, что ребенок не выносит звук, который вам кажется приятным, но если сработает пожарная сигнализация или кто-то закричит, тот же ребенок будет сохранять полное спокойствие.

Венди Робинсон, мама юноши с аутизмом, вспоминает, как ее ставили в тупик неоднозначные реакции сына на звуки: «Однажды вечером он сидел у меня на коленях в прихожей, в то время как его брат прыгал вокруг на большом воздушном шарике. Внезапно шарик лопнул прямо рядом с Грантом, и у меня сердце ушло в пятки. Но несмотря на мой страх, Грант даже не повернулся в сторону шума. Однако позднее, когда я включила миксер, он с криком выскочил из кухни, и мне пришлось бросить готовку и бежать успокаивать его. Он так же реагировал на пылесос и любые другие шумные электроприборы».

Учителя могут помочь ученикам справиться с чувствительностью к шуму, если просто поговорят с родителями о том, какие звуки могут вызывать негативную реакцию у ребенка. Например, учителям Гранта Робинсона надо было знать о его страхе перед пылесосами и другими электроприборами, и тогда они вряд ли предложили бы ему столярный курс и не стали бы просить его включить электрическую точилку для карандашей.

Вы можете воспользоваться одной из следующих идей, чтобы помочь ученику справиться с неприятными звуками.

— Как только вы определили источник проблемного шума, то вы можете просто отсадить ребенка как можно дальше от него.

— Попробуйте предложить ученику беруши или противошумные наушники для некоторых занятий или мест на территории школы (например, спортзала).

— Насколько возможно снижайте уровень шума в классе. Ковровое покрытие помогает уменьшить эхо в помещении. Для экономии можно купить отрезы ковролина по сниженной цене. Некоторые учителя разрезают пополам теннисные мячики и прикрепляют половинки на ножки стульев и парт. Это помогает приглушить звуки, когда в классе передвигают мебель.

— Можно ли изменить сам звук? Например, если ребенка передергивает, когда другие дети хлопают в ладоши, то можно придумать другой способ выражать одобрение или радость в классе и во время собраний. Если ученик затыкает уши в ответ на свист, то учитель физкультуры может отказаться от свистка в пользу мегафона, колокольчика, музыки, гудка или сигнала рукой.

— Заранее предупреждайте ученика о неприятных для него звуках. Если вы понимаете, что скоро зазвенит звонок на перемену, то можно подсказать ученику, что ему лучше прикрыть уши или просто «быть готовым».

— В шумной и хаотичной обстановке разрешайте всем ученикам слушать успокаивающую музыку (например, классику) через наушники по желанию.

— У многих детей есть собственные наработанные способы, которые помогают им справиться с проблемными звуками. Некоторые ученики могут сосредоточиться на каком-то предмете или рисовать на бумаге, если их беспокоит шум. Обращайте внимание на такие стратегии и старайтесь не запрещать их, если это возможно. Способы справиться с трудной ситуацией не всегда очевидны, но учитель должен помнить, что то или иное поведение, например, если ребенок трясет кистями рук или перебирает пальцами перед глазами, может помогать ребенку в учебе, а не мешать.

С другой стороны, если ученику очень нравятся какие-то звуки, то их можно использовать в его обучении. Некоторых детей успокаивают звуки природы, например, текущей воды. Если вам стало известно о таких звуках, используйте их для поддержки ученика в течение дня. Например, если ученику нравится звук текущей воды, то можно разрешить ему слушать диск со звуками природы.

Музыка может стать прекрасным методом обучения и способом адаптировать учебный план для учеников с аутизмом. Для многих детей с аутизмом музыка — это источник радости и покоя.

Венди Лоусон, женщина с аутизмом, так описывает свои отношения с музыкой: «Мелодии, музыка или нежный и низкий голос могут временно облегчить страх и тревогу. До сих пор, когда из-за каких-то перемен я чувствую растерянность или волнение, вы можете увидеть, как я что-то напеваю, насвистываю или даже говорю вслух в попытке совладать с собой. Это прием, который помогает мне думать и сохранять спокойствие».

Запахи

Человеку без аутизма трудно вспомнить, какие запахи связаны со школой. Может быть, ему на ум придет только школьная столовая, пыль от мела и новые карандаши. Но некоторые дети с аутизмом чувствуют десятки или даже сотни запахов в своей школе. Ребенок с повышенной сенсорной чувствительностью может чувствовать множество запахов одновременно — мокрые ботинки одноклассника, глазурь на булочке, вонь в шкафу, где давно не убирались, грязная клетка хомячка, гель на волосах учительницы, открытый флакон с клеем на другом конце класса.

Школьные запахи, которые могут беспокоить ученика с аутизмом включают косметические средства (например, духи), краску и другие вещества для рисования, школьные принадлежности («пахнущие» наклейки, мел), чистящие средства, запахи в живом уголке и от растений. Учителям следует заранее принимать меры и избавляться от тех запахов, которые могут быть проблематичны для учеников с аутизмом:

— Многие люди с аутизмом сообщают, что духи и другие средства гигиены вызывают у них проблемы. Если ученик по непонятной причине избегает какого-то человека или обращается к нему лишь изредка, подумайте, может ли он реагировать на духи, лосьон, гель для волос, одеколон или шампунь, которым пользуется этот человек. Если ученик очень чувствителен к такому типу запахов, то учителям и другим специалистам, работающим в классе рекомендуется по возможности избегать парфюмерных и иных средств с сильным запахом.

— Запахи еды могут полностью поглощать внимание некоторых ребят с аутизмом. Один из моих бывших учеников мог унюхать булочку в двух классах от нас. Хотя он обожал запах выпечки, как только он чувствовал его, он больше не мог сосредоточиться на работе. Чтобы поддержать его, все учителя на нашем этаже согласились накрывать сладкий стол в день рождения только в конце учебного дня. Родители согласились приносить угощение в администрацию, и школьный секретарь присматривала за нашими кексами, печеньями и тортами до 14.45.

— В помещении с неизбежными сильными запахами (например, кабинет рисования, столовая, лаборатория) можно посадить ученика рядом с дверью или открытым окном. Также ученик может носить с собой маленький личный вентилятор, чтобы уменьшить воздействие запахов.

Сильный запах, однако, не означает, что ученик с аутизмом среагирует на него отрицательно. В реальности, он может любить многие запахи, даже получать от них удовольствие. Если вам удастся определить такие запахи, то вы можете поддержать ученика с аутизмом с их помощью. Например, я знала одного молодого человека, которого успокаивал запах мяты. Его учительница всегда держала у себя в столе мятные леденцы на тот случай, если нужно будет помочь ему взять себя в руки.

Освещение

Некоторые люди с аутизмом невероятно чувствительны к свету. Лиан Холлидей Уилли, женщина с синдромом Аспергера, описывает эту свою особенность как временами «совершенно невыносимую»: «Яркий свет, полуденное солнце, блики, мигающий или мерцающий свет, флуоресцентное освещение — все это, казалось, обжигает мне глаза. У меня тяжелеет голова, желудок сводит от спазмов, пульс зашкаливает, а сердце колотится как сумасшедшее, пока я не найду безопасное место».

Чаще всего для освещения класса используются флуоресцентные лампы, которые могут негативно повлиять на обучение, поведение и уровень комфорта учеников с аутизмом. Для того, чтобы определить, вызывают ли флуоресцентные лампы проблемы среди учеников вашего класса, попробуйте выключать верхний свет в течение нескольких дней и понаблюдайте, повлияет ли это на ученика. Если кажется, что освещение действительно беспокоит ребенка, то вы можете проверить несколько следующих идей:

— Попробуйте уменьшить уровень освещения, насколько это возможно.

— Если в классе есть несколько окон, попробуйте использовать естественное освещение хотя бы часть учебного дня.

— По возможности используйте лампы, направленные наверх, а не вниз.

— Экспериментируйте с различными видами освещения. Выключите первый ряд ламп у доски, либо подключите лампы другого типа. В одном классе учителя придумали обнести доску праздничной гирляндой и подключить ночники к розеткам на стенах, что позволило создать спокойную и мягкую обстановку.

— В вечернее время пробуйте разный цвет в освещении, включите розовую или желтую лампу в углу комнаты.

— Замените флуоресцентное освещение лампами накаливания.

— Некоторым ученикам помогают солнцезащитные очки. Они могут носить такие очки на перемене, можно даже попробовать надеть их на урок (особенно в классе с ярким флуоресцентным освещением). Можно разрешить ученику сидеть в классе в бейсбольной кепке с длинным козырьком — это помогает избежать прямого контакта со светом.

— Попробуйте пересадить ученика. Иногда проблема не в самом освещении, а в бликах на стене или других поверхностях.

— Флуоресцентные лампы часто начинают мигать с течением времени. Если необходимо использовать флуоресцентное освещение, постарайтесь установить самые новые лампы.

— Некоторым ученикам особенно тяжело смотреть на белую бумагу под флуоресцентным светом. Учеников может беспокоить свечение белой бумаги. Используйте цветные прозрачные листы, чтобы уменьшить отраженный свет.

— Некоторых детей больше отвлекает звук от флуоресцентных ламп, чем их вид. В этом случае ученик может попробовать носить беруши во время учебы. Или можно просто пересадить ученика подальше от ламп и их шума.

Как ученик сидит в классе

Для некоторых учеников залог успеха — удобная мебель в классе. В прошлом у меня был ученик, который не мог усидеть за партой дольше нескольких минут, зато на напольном мешке он прекрасно сидел сорок минут подряд. Какое-то время спустя мы заказали несколько таких мешков в школу (для библиотеки, музыкального класса и коридоров), так что этот ученик мог спокойно сидеть в течение всего дня, да и другие дети могли отдохнуть от обычных стульев время от времени.

Конечно, не каждому ученику с аутизмом нужен напольный мешок, кому-то он даже не понравится. Поиск наилучшего способа усадить ребенка — это путь проб и ошибок. Один из моих бывших учеников, Келли, никак не мог усесться за металлическую парту, но ему не подошел ни напольный мешок, ни кресло-качалка, которое стояло у нас в классе, ни гора подушек из «гостиной» класса. Мы перепробовали кучу стульев, материалов и стратегий, пока не обнаружили, что Келли может сидеть хоть целый час, если мы прикрепим к стулу накидку из деревянных шариков (такие продаются для автомобильных сидений).

Если в вашем классе будет несколько вариантов того, как сидеть за партой, то это благотворно скажется на всех учениках. Детям с аутизмом и без него могут понравиться следующие способы для сидения:

— Кресла-качалки, садовые стулья, старые сиденья для автомобилей.

— Подушки для стульев (которые можно привязать к стулу, со скидкой стоят не больше одного-двух долларов).

— Подушки для чтения.

— Маты для пола или упражнений (мат можно сшить самостоятельно из виниловых простыней с набивкой из газет) или напольные подушки (тоже можно сделать самостоятельно из крепкой ткани).

— Кресла, пуфики, большие подставки для ног.

— Гимнастические мячи.

Некоторые учителя выделяют один угол в классе и кладут туда коврик или ставят пару кресел. Я работала вместе с воспитательницей детского сада, которая принесла из дома старомодную большую ванну для ног и полнила ее маленькими разноцветными подушечками. Одна учительница очень маленького класса в старшей школе объединила парты в группы по четыре и смогла освободить почти полкласса под место для отдыха. Там она поставила старый журнальный столик пару пуфиков, старый проигрыватель и большой стул для ног. Учителя детей помладше могут выделить в классе место с подушками, ковром и мягкими игрушками.

Некоторые ученики (с аутизмом или без) могут предпочитать сидеть на полу какую-то часть дня. Если ученик предпочитает сидеть на полу или на стуле без парты, то он может поработать какое-то время письменно на планшете для бумаг или переносном столике для коленей. Столы для коленей с подушками можно купить всего за несколько долларов. Некоторым ученикам нравятся столы для коленей потяжелее, для них можно наполнить подушку песком или другим более тяжелым наполнителем. Вообще, многим ученикам нравятся ощущения от тяжести на коленях во время работы.

Другие ученики предпочитают больше стоять, а не сидеть во время учебы. Для такого ученика можно выделить стол-кафедру и обычную парту позади класса, и тогда он может работать как сидя, так и стоя, по желанию.

Также смотрите:

Как сделать школьный класс дружественным к аутизму?

Как помочь школьнику с аутизмом, который плохо переносит громкие звуки?

Как помочь ребенку с аутизмом справиться с чрезмерной стимуляцией?

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».