20.01.13

Вопрос-ответ. Как реагировать на повторяющиеся вопросы ребенка с аутизмом?

Возможные причины повторяющихся вопросов и стратегии для изменения поведения

Источник: Autism-help.org

 

 

Почти все дети с нейротипичным развитием проходят стадии «почемучек», когда они задают практически бесконечные вопросы. То же самое происходит с детьми с аутизмом или синдромом Аспергера, однако такие дети порою задают один и тот же вопрос снова, снова и снова, что может выводить из себя родителей и других людей, с которыми они общаются. Подобная проблема может встречаться и у взрослых людей с аутизмом, но в этой статье речь пойдет только о стратегиях в связи с повторяющимися вопросами у детей.

Причины повторяющихся вопросов могут быть разными, и потому наша реакция на эти вопросы тоже должна быть различной в зависимости от причины. За повторяющимся вопросом могут стоять определенные эмоции, особенности окружающей среды или другие факторы. Как и в случае с любым другим поведением, родителям стоит сначала стать «детективами» и проанализировать, что именно предшествует повторяющимся вопросам. Это поможет определить их конкретную причину.

Почему человек может задавать одни и те же вопросы много раз

Для людей в спектре аутизма может быть характерно повторяющееся поведение, и повторяющиеся вопросы могут быть формой именно такого поведения. Повторяющийся вопрос обеспечивает однообразие – один и тот же вопрос, на который каждый раз дается один и тот же ответ.

В других случаях у ребенка могут быть проблемы с выражением своих мыслей, поэтому, когда он не может сформулировать, что он хочет спросить, он задает привычный вопрос. Аналогичным образом, причиной может быть потребность в коммуникации – ребенок хочет поговорить с вами, но не знает, как инициировать или поддержать разговор.

Причина может быть и в эмоциональном состоянии – ребенок может быть напуган или расстроен, и «безопасное» повторяющееся занятие помогает ему успокоиться. Кроме того, вопросы могут быть способом продемонстрировать собственные знания, поскольку вы будете подтверждать то, что ребенок уже знает.

Краткосрочные вмешательства

Стратегии, которые вы используете, зависят от того, что, по вашему мнению, мотивирует повторяющиеся вопросы. Самая простая стратегия – написать ответ на листе бумаги и просто показывать его ребенку ребенку каждый раз, когда он задает вопрос, если за этим поведением не стоит какой-то проблемы, на которую нужно обратить внимание.

Если ребенок занимается с логопедом или другим специалистом, который работает над развитием разговорных навыков, то, возможно, нужно будет напомнить ребенку о стратегиях ведения беседы, которые он учит на занятиях.

Можно ограничить количество раз, когда можно задать один и тот же вопрос. Напишите «правила» для ребенка и обсудите с ним варианты действий. Дайте ребенку понять, что он может выбрать другую тему, и в этом случае вы продолжите говорить с ним. Возможно, будет полезно предложить ему несколько тем для разговора на выбор. Вы можете написать социальную историю, чтобы показать ребенку, как реагируют люди, если слишком часто задавать им один и тот же вопрос.

Если ваш ребенок таким образом пытается сказать что-то еще, то вы можете предложить вспомогательную технологию для коммуникации, например, доску с картинками, чтобы перейти на другую тему.

Очень важно стараться перевести ребенка на другую тему разговора, так как в этом случае ваше общение не прервется и позитивные аспекты социального взаимодействия сохранятся. В противном случае вы рискуете тем, что ребенок почувствует себя наказанным за попытки общаться с вами.

Если ребенок пытается продемонстрировать свои познания, то задайте этот же вопрос ему, чтобы посмотреть, может ли он на него ответить.

Если однообразные вопросы вызваны стрессом или тревожностью, то вам нужно обратить внимание на причину, а не на следствие. Возможно, ребенка расстраивают какие-то изменения в привычном распорядке дня, или приближающиеся перемены. Подумайте об использовании социальных историй для адаптации к новым занятиям.

Долгосрочные вмешательства

Как и в случае краткосрочных стратегий, долгосрочные вмешательства зависят от того, что, по вашему мнению, мотивирует повторяющиеся вопросы.

Используйте вспомогательные технологии, например, доски с картинками или приложения для коммуникации, если ребенку нужна помощь в выражении своих мыслей и потребностей.

Обратитесь к логопеду для развития навыков ведения разговора с помощью сценариев, которые можно будет практиковать в различных ситуациях и с разными людьми. Заведите записную книжку для тем разговора, где отмечайте все темы, о которых ребенок мог бы поговорить с другими людьми.

Старайтесь уменьшить стресс и тревожность, создавая стабильный распорядок дня, и используйте настенное визуальное расписание, чтобы ребенок понимал, что будет происходить в каждый день недели. Тщательно планируйте заранее, как вы будете знакомить ребенка с новыми занятиями или ситуациями с помощью визуального расписания.

Если ребенок задает повторяющиеся вопросы, чтобы продемонстрировать свои знания, то поощряйте его демонстрировать свои познания более приемлемым образом. Например, пусть ребенок, который увлекается бабочками, начнет сочинять собственную книгу о бабочках.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».