14.01.15

Вопрос-ответ. Как рассказать школьникам об аутизме?

Пример плана урока по пониманию аутизма в школе, который используется в Великобритании

Источник: National Autistic Society
Перевод: Анна Дюлгерова

 

lesson-autism

 

Эти материалы были подготовлены для знакомства с аутизмом и синдромом Аспергера, состоящего из двух занятий. Материалы включают описание двух случаев для обсуждения и несколько интерактивных игр на понимание аутизма.

Во время занятий можно обсудить с детьми следующие пункты:

Урок 1

1-10 минут

— Аутизм влияет на способность человека общаться и взаимодействовать с другими людьми.

— Аутизм — это широкий спектр особенностей, и люди с аутизмом имеют разные потребности.

— Человеку с аутизмом очень помогает порядок и структура.

— Важно относиться к каждому человеку с аутизмом как к личности.

Проведите десятиминутный мозговой штурм со всем классом на тему того, что такое общение и взаимодействие с другими людьми, и какие именно навыки для этого нужны. Например:

— Говорить.

— Слушать других людей.

— Заводить друзей.

— Понимать, что имеют в виду другие люди.

Этот список может расширяться по ходу занятия. Также вы можете использовать идеи для игр, которые описываются ниже.

10-30 минут

Объясните, что аутизм влияет на навыки общения и взаимодействия с другими людьми, но по-разному. В течение двух уроков класс будет обсуждать, что это значит, как аутизм влияет на разных людей, и что может помочь людям с аутизмом. Затем дети напишут письменную работу на эту тему.

Раздайте листы с описанием случаев и вопросами в конце текста. Зачитайте текст в классе и обсудите. Попросите учеников рассказать, какую поддержку получают Дэвид и Хелен, и как структура и рутина помогают им уменьшить тревожность. Задайте ученикам следующие вопросы:

— Как аутизм влияет на них?

— Насколько независимо, по вашему мнению, сможет жить этот человек? (Приведите три обоснования для ответа).

— Как эти люди будут вести себя в социальных ситуациях?

— Каким образом они могут общаться с другими людьми и выразить свои мысли и чувства?

30-55 минут

Разделите учеников на группы по 4-5 человек и попросите их обсудить вместе эти вопросы. Дайте каждой группе описание случая для работы, а потом попросите их ответить вместе на вопрос:

— Как вы можете наилучшим образом поддержать человека с аутизмом или синдромом Аспергера?

Попросите учеников подготовить по три ключевых пункта для обсуждения во время следующего урока.

55-60 минут

Соберите класс вместе и подведите итоги сегодняшнего обсуждения темы.

Урок 2

1-10 минут

Повторите информацию из предыдущего урока. Что такое аутизм?

10-25 минут

Вернитесь к работе групп и обсудите те ключевые пункты, которые подготовили ученики, всем классом.

25-50 минут

Обсуждение с классом того, какая поддержка нужна человеку с аутизмом.

Обозначьте такие пункты как надежность, четкая структура, ясные и однозначные инструкции и помощь человеку, который чувствует тревожность. Поговорите об альтернативных видах коммуникации для тех людей, которые не могут разговаривать.

Подчеркните, что два представленных случая очень разные. У Дэвида Доунса много возможностей и навыков. Хелен Бернел гораздо более зависима от окружающих. Обратите внимание на важность различного подхода к людям с разными нуждами.

Если в классе есть ученики с аутизмом, то можно предложить им объяснить, что помогает лично им. Другие ученики класса могут рассказать о том, как они помогают или могут помочь одноклассникам с аутизмом.

Игры на понимание аутизма

Ниже представлены несколько игр, которые могут помочь детям лучше понять жизнь с аутизмом.

Игра «Запомнить последовательность»

Это игра, которую некоторые люди с аутизмом, которым нравятся порядок и последовательность, найдут очень приятной и преуспеют в ней.

Попросите класс сесть в круг и выберите одного человека, который начнет игру словами «Сегодня я пошел в магазин и купил себе…» и добавит вещь в конце предложения. Следующий человек повторяет предложение и вещь, названную первым игроком, и добавляет свою. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, а игра продолжается по кругу пока не останется один человек. Вы можете выбрать предложение, исходя из интересов вашего класса.

— Во время игры вы можете включить неприятный шум, например, от барабана, пылесоса или радио. Игрокам будет труднее сосредоточиться на игре. Это поможет понять, как шум может действовать на людей с аутизмом, и почему им бывает трудно сосредоточиться.

— Спросите учеников, как они чувствовали себя во время игры. Кто-нибудь из них почувствовал раздражение или злость, когда появился сильный шум? Обсудите, как это помогает понять реакции людей с аутизмом.

Сенсорная игра

Эта игра хороша, чтобы помочь ученикам понять, почему неожиданные события могут вызывать сильный дискомфорт, который люди с аутизмом испытывают каждый день.
Выберите несколько съедобных предметов с разной текстурой и положите их в коробку. Это может быть что угодно от растворимого кофе до желе. Попросите одного добровольца сесть перед классом с завязанными глазами. Пусть ученик пощупает или попробует на вкус каждый из предметов. Чем более неожиданным будет предмет, тем большее удивление почувствует игрок. Что-то вроде растворимого сухого кофе может быть очень неприятно, и это помогает проиллюстрировать, как неожиданные события могут вызвать стресс. Попросите каждого ученика, участвовавшего в игре, объяснить, что они чувствовали, когда им приходилось пробовать или ощупывать что-то, что им не нравилось.

Вы можете предложить детям съесть или выпить что-то, что похоже на то, к чему они привыкли, но на самом деле является чем-то другим. Например, печенье-«сэндвич» с горчицей вместо сладкой прослойки, или стакан лимонада или воды с бесцветной вкусовой добавкой, например, анисом. Неожиданный вкус может шокировать больше чем кажется. Поговорите с детьми о том, как важно доверие и уважение в отношениях с людьми с аутизмом.

Игра в речь

Обратитесь к классу громким и злым голосом, но говорите им что-то позитивное и дружелюбное. Затем заговорите с ними дружелюбным и ласковым голосом, но говорите что-нибудь негативное, например: «Вы ужасный класс, я зла на вас всех».

Эта игра позволяет понять, насколько важны тон и громкость голоса в общении.

Люди с аутизмом часто не могут заметить подобные подсказки в поведении других людей, поэтому им бывает сложнее понять окружающих.

Игра в слушание и понимание

Обратитесь к классу на абрекадабре или на иностранном языке, одновременно сосредоточившись на одном ученике. Жестами покажите, что вы хотите, чтобы он встал. Когда он встанет, то спросите его, почему он стоит. Скажите, что вы не просили его не встать, но сделать что-то совершенно другое (в зависимости от того, на что был похож ваш жест!)

Это показывает, насколько важны невербальные подсказки в нашей речи, и как инстинктивно мы реагируем на них.

Объясните, что человек с аутизмом не сможет следовать невербальным подсказкам. Он может неправильно их понять или вообще не заметить.

Игра «Заводим друзей»

Один молодой человек с синдромом Аспергера, Марк Сегар, составил список своих «Правил жизни» и советов другим с синдромом Аспергера и аутизмом о том, как взаимодействовать и общаться с людьми. Поделитесь с классом следующими примерами таких советов:

— Если хотите с кем-то познакомиться, то лучше всего просто с этим человеком заговорить и НЕ стоять слишком близко.

— Личные границы зависят от конкретного человека.

— Очень важно говорить спокойно и не производить впечатления, что вы слишком настойчивы.

— Не надо пытаться знакомиться со всеми подряд, убедитесь, что это кто-то, кто вам нравится.

Спросите класс, что вы делаете, когда идете гулять? Вы идете с кем-то? Как вы можете познакомиться с девушкой?

Спросите класс, каково будет человеку, который не понимает общения и взаимодействия людей, делать все это?

Игра на понимание эмоций

Попросите двух учеников встать лицом друг к другу на расстоянии примерно 5 метров. Попросите одного из них идти по направлению к другому и остановиться, где ему будет комфортно. Спросите его, почему ему комфортно.

Затем попросите его сделать шаг, и еще один, до тех пор, пока они практически не будут касаться друг друга. Затем присоединитесь к ним.

Спросите класс, насколько близко можно стоять друг к другу в общественном транспорте, в футбольной толпе и в других ситуациях.

Спросите их, где подобная близость неприемлема, например на пляже.

Спросите, где записаны все эти правила о том, насколько близко можно стоять к другим людям.

Поясните, что мы усваиваем такие правила инстинктивно, но люди с аутизмом вынуждены осознанно изучать эти правила социума, которые меняются постоянно, в зависимости от того, где и когда происходит ситуация, и кто в нее вовлечен.

Описание случая 1: Дэвид Доунс

Дэвид Доунс — художник с синдромом Аспергера. Благодаря своему творчеству он становится все более известен, и он также работает в художественной мастерской, получая поддержку в специальном центре занятости при Национальном обществе аутизма.

Дэвид очень успешный художник. Он получил степень магистра по коммуникации и дизайну в 1996 году в Королевском колледже искусств. В сентябре 1999 года он участвовал в программе ВВС по самой важной архитектуре на сломе веков. В 2000 году он стал одним из художников включенных в коллекцию BBC «Наследие». Также в 2000 году жизнь и карьера Дэвида были описаны в книге «Новые художники» Шелии Пейн.

Диагноз синдром Аспергера был поставлен Дэвиду в июле 2002 года. Дэвид всегда знал, что он иначе воспринимает деньги и отношения, чем другие люди. Дэвид говорит, что 90% времени он не чувствует себя человеком с синдромом Аспергера. Он поясняет, что его диагноз позволяет воспринимать вещи ясно, например, здания, которые он рисует, но он иногда с трудом понимает другие вещи, например общение с людьми. Дэвиду сложно справляться с неожиданными событиями. На одной важной выставке, открытой Дэвидом в этом году, он испытал тревогу, потому что не все шло так, как было запланировано. Поскольку Дэвид испытывал тревогу, он забыл о других важных аспектах выставки, хотя он работал над ними еще днем ранее. До того, как у Дэвида диагностировали синдром Аспергера, он не понимал, почему он мог испытывать такую сильную тревогу в определенных ситуациях. С тех пор как ему был поставлен диагноз, он и его семья стали находить способы решать проблемы. Семья Дэвида всегда поддерживала его и помогала ему полностью раскрыть свой потенциал.

Дэвид узнал о «Перспективах», центре занятости Национального общества аутизма, который поддерживает людей с аутизмом и синдромом Аспрегера. Сотрудники центра помогли ему найти и сохранить постоянную работу. Дэвид говорит, что в центре он может услышать взгляд со стороны на различные ситуации на работе и обсудить, как можно справиться с неприятными ему ситуациями. Когда Дэвид занимался организацией выставок, сотрудники центра предлагали ему поддержку и советы.

Описание случая 2: Хелен Бернел

Диагноз «аутизм» был поставлен Хелен когда ей было 5 лет. В 1965 году она стала ученицей первой в Великобритании специализированной школы для детей с аутизмом. В те дни об аутизме знали очень мало, и психиатры считали, что Хелен должна воспитываться в интернате. Только с помощью ее мамы, Илзе, преданной делу учительницы Сибил Элгар и группы решительно настроенных родителей была открыта первая школа для таких детей. В школе по общеобразовательной программе учились дети, которых официально признали неспособными учиться, говорить, читать, писать и общаться с другими людьми.

Когда Хелен и другим ученикам исполнилось пятнадцать лет, их родители осознали, что у детей не было возможностей для дальнейшего обучения, и они стали работать над созданием безопасной и счастливой средой для роста и взросления детей. Вместе они создали дом для проживания с поддержкой, в котором Хелен живет до сих пор.

У Хелен меньше возможностей, чем у большинства других жителей дома, поэтому она не может работать. Это не значит, что она не хочет ничего делать. Она любит привычную и однообразную работу и помогает тем, кто заботится о ней, поддерживать чистоту в доме. Она также любит разные занятия в форме игр, которые помогают ей с социальными ситуациями, Хелен также любит плавать и ходить на экскурсии.

Хелен не может говорить, поэтому для общения она пользуется Макатоном — языком жестов и символов. Эта система позволяет Хелен выражать то, что она думает. Если бы у Хелен не было способа для общения и самовыражения, то это бы очень расстраивало ее и могло бы привести к негативному поведению. Когда Хелен была маленькой, она часто ломала вещи, так как у нее не было других способов выразить отношение к происходящему. Хелен очень любит своих родителей, а благодаря дому, в котором она живет, она может быть вполне независимой и поддерживать близкие отношения со своей семьей.

Спасибо Анне Дюлгеровой за перевод.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»