Обычно мы говорим родителям, что для развития коммуникации мы в первую очередь будем учить их ребенка с аутизмом просить то, что он хочет. Очень часто в ответ мы слышим: «Но он ничего не хочет!» Однако все дети чего-то хотят, и существуют приемы, которые могут увеличить как количество, так и разнообразие их желаний. Такая работа называется «расширение потенциальных поощрений». Необходимо специально «учить» ребенка получать удовольствие от как можно большего числа занятий. Это не только увеличит возможности для обучения, но и позволит ему развлекаться чем-то помимо самостимуляций.
Невозможно переоценить важность обучения ребенка игре как виду развлечения. Конечно, можно научить ребенка показывать на картинки, имитировать действия и повторять слова в искусственных и ограниченных ситуациях, но тогда вероятность использования этих навыков функциональным образом будет низка, если только мы не будем специально обучать его в «настоящем мире» (обобщение).
Кроме того, если «настоящий мир» (игрушки, игры, другие люди) не связан для ребенка с поощрениями, то мы научили ребенка говорить только в искусственной среде (за столом) в ответ на искусственные стимулы (изображения) и при искусственном поощрении (видео, конфеты, угощения). Поэтому неизменной «целью» любой программы должно стать объединение уже существующих поощрений (сладостей, прикосновений, запахов и так далее) с новыми предметами и занятиями, чтобы у ребенка появились новые источники удовольствия (обусловленные поощрения). Объединяйте первичные поощрения с новыми, чтобы создать обусловленные поощрения и расширить виды поощрений ребенка.
Для того, чтобы определить, какие игрушки и занятия могут понравиться ребенку, нужно проанализировать, какие виды самостимулирующего поведения у него есть, и как он реагирует на различные зрительные стимулы, звуки, вкусы и движения. Попробуйте предлагать ребенку различные визуальные стимулы, звуки, прикосновения и вкусы и смотрите, как будет реагировать ребенок. Как только вы определили его профиль, используйте эту информацию, чтобы найти лучшие виды игрушек и занятий для ребенка.
Очень важно помнить, что каждый раз, когда вы знакомите ребенка с новой игрушкой или занятием, то вы должны «объединять» его с уже существующим поощрением. Другими словами, попробуйте что-то, что может понравиться ребенку, комбинируя это с тем, что ему точно нравится. Любое поощрение можно использовать для такого объединения. Например, если ребенку нравится, чтобы его очень крепко обнимали, объедините это с чтением книги. Если ему нравится смотреть на верчение предметов, то выбирайте игрушки и игры, где есть вертящиеся детали. Если ему нравится, когда вы говорите «смешными» голосами, то используйте это во время игры. Если ему нравится музыка, то пойте или говорите нараспев, когда взаимодействуете с ребенком.
Некоторым детям нравится играть с новыми игрушками, но другие с опаской относятся к новым занятиям. Новые игрушки следует предлагать после того, как ребенок привык, что инструктор «по очереди» играет с ребенком теми игрушками, которые уже ему нравятся. Предлагая новую игрушку или занятие, знакомьте с ними ребенка во время «своей очереди» и следуйте процедуре объединения с поощрением. Дурачьтесь и ведите себя эмоционально, когда играете с новой игрушкой, старайтесь подчеркнуть тот аспект игры, который может понравиться ребенку. Во время нового занятия говорите одни и те же слова и издавайте одни и те же звуки.
Если ребенок плохо переносит знакомство с новыми занятиями, вы можете устроить так, чтобы ребенок просто смотрел, как вы веселитесь, пока он ест любимое лакомство или пьет любимый напиток (объединение с уже известным поощрением). Вы поймете, что ребенок готов играть с новой игрушкой или взаимодействовать с вами во время новой игры, когда он начнет улыбаться и тянуться к предметам во время занятия.
Если ребенок не проявляет интереса к новому занятию, то вы можете прекратить игру и попробовать снова в другой раз, либо попробовать новую игрушку. Внимательно отслеживайте любые признаки избегающего поведения и быстро прекращайте занятие, пока ребенок сотрудничает с вами. Помните, что вы не сможете научить ребенка просить что-то, что ему не нужно, и развитие мотивации для новых занятий может потребовать время.
Как только новая игра успешно объединена с поощрением, мы можем научить ребенка просить эту игру, а также различные предметы и детали, которые для нее нужны. Если у ребенка совсем нет устной речи, то мы можем учить его просьбам с помощью жестов или изображений, например, если вы играете с песком, и ребенку нравится смотреть, как вы сыпете песок, то вы можете научить его просить «посыпать» с помощью жеста в подходящей ситуации. Вы также можете сделать паузу перед последним словом фразы, чтобы посмотреть, не добавит ли слово сам ребенок. Например: «Смотри, песок! Я должна … (посыпать)». Это интравербальный ответ, но одновременно он является просьбой, так как ребенок хочет, чтобы действие произошло или продолжилось.
Многие игрушки и занятия, которые первоначально предлагаются ребенку, можно считать игрушками для самостимуляций. Например, волчки, вертушки, резиновые палочки, машинки. Другими словами, если оставить ребенка с такой игрушкой наедине, то он будет наблюдать за ней и использовать одинаковым образом снова и снова. Важно не давать ребенку «играть» таким образом, поскольку это самостимулирующее поведение, и оно подкрепляет само себя. Мы не хотим увеличивать самостимулирующее поведение ребенка, предоставляя ему неограниченный доступ к таким игрушкам. Мы пытаемся объединить поощрение (игрушку для самостимуляций) с социальным взаимодействием с вами. Инструктору важно сохранять контроль над игрушкой или ее частями, чтобы ребенок не мог просто «стимиться» и игнорировать инструктора! Если вы нашли игрушку или занятие, которые заинтересовали ребенка, то попробуйте найти другие игрушки и занятия, которые связаны с похожей сенсорной стимуляцией, либо объединяйте новое поощрение с другими игрушками и занятиями.
Другая разновидность игрушек и занятий, которым нужно уделить внимание, комбинирует «причину и следствие» с воображаемой игрой. Например, игрушечная мойка для машин, которая брызгает настоящей водой, игрушечная плита, из которой вылетают пузыри во время готовки, игрушечные раковины, в которых можно действительно спустить воду. Если ребенку нравится «причина и следствие» в работе игрушки, то, как правило, вы можете добиться взаимодействия от ребенка, если будете контролировать игрушку. Например, если ребенку хочется увидеть, как из плиты полетят пузыри, он скорее попросит вас «готовить», когда вы держите игрушечный половник.
Типичная ошибка, которая встречается сплошь и рядом — сесть с ребенком «поиграть» и начать задавать ему один вопрос за другим. Это уже не игра, а экзамен, и ребенок может счесть ситуацию неприятной. Вместо этого постарайтесь избегать каких-либо требований в отношении ребенка и просто получайте удовольствие от игры вместе с ним (поощрение без условий). Например, многим детям нравятся «смешные» голоса и преувеличенные интонации, особенно тем детям, которые предпочитают музыку. Если это ваш случай, то вы можете петь или говорить одни и те же слова нараспев, пока вы играете. Например, если вы помогаете ребенку качаться на гимнастическом мяче, то вы можете говорить «на мяче поскакали, поскакали и упали». Если делать так каждый раз, когда ребенок получает удовольствие от игры, то, с большой вероятностью, вы заметите, как он выжидающе смотрит на вас, когда вы подходите к слову «упали». Начинайте делать паузу, прежде чем сказать «упали», и вы можете обнаружить, что ребенок говорит «упали» за вас! Такое добавление слова становится поведением, которое мы можем поощрять, формировать и переносить на другие функции языка.
Старайтесь не описывать то, что делает ребенок, вместо этого присоединяйтесь к нему. Например, если ребенок возит поезд по рельсам, то возьмите другой поезд и притворитесь, что он гонится за его поездом или врезался в него. Если кажется, что ребенок бесконечно повторяет одно и то же действие, то прервите его с помощью продолжения игры. Например, если ребенок бегает по кругу по комнате, подхватите его, и пусть он «полетит» вокруг комнаты.
Некоторые дети должны часто видеть новую игрушку, прежде чем они начнут с ней что-то делать. Если у ребенка есть такая особенность, то просто оставляйте игрушку в комнате в течение нескольких дней, не трогая ее. Постепенно начинайте сами играть с игрушкой, когда ребенок в комнате, но на некотором расстоянии. Убирайте игрушку туда, где ребенок сможет ее видеть, но не сможет достать. Подождите, пока ребенок подойдет к вам, когда вы играете с новой игрушкой, но не подходите к нему сами. Если ребенок убежал от игрушки, как только он ее увидел, это еще не значит, что ему не понравится играть в нее потом! Помните, что игрушка является потенциальным обусловленным поощрением!
Не забывайте, что некоторые дети сильно «застревают» на том, чтобы играть одним и тем же образом или слушать одну и ту же историю. По этой причине, ребенок может обожать играть с этой игрушкой с мамой, но ему совсем не интересно играть в нее с папой! Если похоже, что это относится к ребенку, наблюдайте за тем человеком, с которым он играет, чтобы определить, что ему больше всего нравится в игре. Может быть, это смешной голос или то, как произносится определенное слово. Хотя мы и не хотим поощрять эту потребность в «однообразии», мы можем использовать эту информацию, чтобы определить, как мы можем изменить игру, но оставить ее такой же веселой (потенциальное поощрение).
Учтите, что некоторые дети слишком перевозбуждаются от некоторых игр, особенно если это игрушки для самостимуляции. Если кажется, что ребенок стал слишком активным и неспособен сосредоточиться на том, что вы делаете, то устройте перерыв и переключитесь на другое занятие, которое связано с другими стимулами. Например, если ребенок начал высоко подпрыгивать и хлопать в ладоши во время игры с волчком, то вы можете попросить его присесть и отдохнуть, предложив занятие, которое обычно успокаивает ребенка. Когда вы реагируете на поведение ребенка, очень важно проявлять осторожность и не подкрепить никакого негативного поведения.
Эти техники могут повысить интерес ребенка к людям и/или игрушкам. Помните, что на данном этапе ваша цель состоит в том, чтобы ребенок «разрешил» вам присоединяться к его игре, и чтобы вы стали частью поощрения в данной ситуации.
1. Добивайтесь ожидания. Повторяйте одни и те же слова и последовательности движений снова и снова, а затем делайте паузу.
2. Сделайте что-нибудь неожиданное. Начните игру, как и всегда, а затем внезапно измените свои действия.
3. Имитируйте то, что делает ребенок, а затем превратите его действия в игру.
4. Прервите «игру» ребенка, создавая ему шуточные препятствия.
5. Сопровождайте действия ребенка определенными словами или звуками.
6. Сделайте что-нибудь неожиданное.
7. Используйте преувеличенную мимику и движения, которые привлекают внимание.
8. Придавайте смысл действиям и звукам ребенка. Даже если вы считаете, что ребенок не говорит «настоящих слов», слушайте его звуки и действуйте так, как будто они имеют значение.
9. Добавляйте к игре новых «персонажей».
Каждый ребенок не похож на остальных, так что вам нужно внимательно наблюдать за ним, чтобы понять, когда можно добавлять «требования» к вашей игре. Как только ребенок начинает просить игру или игрушку, то вы можете увеличить количество предметов и действий, которые он просит. Например, как только ребенок начинает стабильно просить поиграть в мячик, положите его в прозрачный контейнер и научите ребенка просить «открыть» контейнер. Впоследствии вы можете научить его просить вас «катать» или «бить» мяч, либо вы можете предоставить ему выбор из нескольких мячиков разного цвета. Важно не повышать требования слишком быстро, иначе ребенок больше не захочет участвовать в игре. Очень часто это называют «убить поощрение». По сути, чрезмерный рост требований может сделать избегание более выгодным, чем занятие. Очень часто этим объясняются ситуации, когда родители сообщают, что ребенку очень нравилась определенная игрушка или игра, но сейчас он потерял к ней интерес.
Другой способ «убить поощрение» — это предоставить слишком много доступа к нему, так что оно теряет свою ценность (наступает насыщение). Например, ребенок может очень любить воздушные шарики, но если вы будете играть с ними по 10 раз в день, каждый день, то они потеряют всякую привлекательность! Время от времени вам надо будет прекращать игру, пока мотивация ребенка еще высока, но при этом переключаться на какое-то другое поощрение. Пытаясь найти новые игрушки и занятия, которые нравятся ребенку, увеличивайте требования очень постепенно и часто меняйте игры, таким образом вы сохраните ценность новых поощрений.
Вы можете также расширять игру, добавляя новые «элементы» к ее сценарию или вводя новых персонажей. Например, если ребенку нравится смотреть, как животные катаются на поезде, то, возможно, пора остановить поезд и отвести их в зоопарк или на ферму, где они живут. Опирайтесь на поощряющее занятие и добавляйте новые шаги в последовательность, чтобы вам проще было учить ребенка новому. И снова, будьте осторожны и не предъявляйте слишком много новых требований, иначе ребенок потеряет интерес к игре или, как минимум, будет играть в нее лишь когда вас нет рядом!
Используйте «часть» игры, которая нравится ребенку, в качестве поощрения за другие элементы игры. Например, если ребенку нравится одевать куклу, переодевайте ее, чтобы пойти на пляж, на игровую площадку или в парк! Если ребенку нравится играть с животными, позвольте им (животным) решить, что они хотят что-то сделать по-другому.
Другой способ перейти к более сложной игре — это использовать любимые видео ребенка. Начните проигрывать ситуации из мультфильмов или передач, которые ему нравятся. Посмотрите с ребенком нужную сцену, нажмите на паузу, а потом пусть игрушки повторят ту же ситуацию, которую вы только что посмотрели. Такой прием также позволяет объединить игрушки с поощрением и предлагает ребенку готовый «сценарий» для игры. Постепенно меняйте сценарий, чтобы убедиться, что игры ребенка не «застряли» на простом воспроизведении видео.
Как только ребенок научился просить различные аспекты игры или игрушки, начинайте отрабатывать с ним другие функции речи. Например, вы можете научить ребенка находить совок по устной инструкции, когда его очередь копать песок, и таким образом переходить от просьбы к называнию предметов. Начинайте учить качества и функции предметов через добавление слов (например, мы копаем … совком), или начинайте обучать ребенка навыкам имитации, подсказывая ему делать с игрушкой то же самое, что и вы.
Будьте осторожны! Когда вы пытаетесь учить во время игры, то может возникнуть соблазн говорить в быстром темпе и задавать множество разных вопросов, как это происходит во время сессий интенсивного обучения. Этого следует избегать любой ценой. Вместо этого моделируйте называние, обучайте действиям по инструкциям и сосредоточьтесь на просьбах. Предоставьте ребенку возможность самому определять ход развития игры. Например, если вы играете с мишкой, и он вдруг «заболел», вы его поведете к доктору или в парк? Если кран не может поднять большую трубу, то ему поможет экскаватор или надо ее опустить? Предоставляйте ребенку варианты, которые будут расширять игру, но при этом у ребенка будет возможность обращаться к вам с просьбой.
Мы рекомендуем, чтобы вы использовали игру, чтобы обучать ребенка новым навыкам, а интенсивное обучение приберегли для обучения скорости и точности ответов, когда различные задачи варьируются и перемешиваются насколько это возможно. Это увеличит вероятность того, что навыки будут обобщаться в разных ситуациях, а обучение будет проходить гораздо веселее для всех участников! Кроме того, по нашему опыту, самые функциональные и подходящие цели обучения — это те, которые были выбраны на основе взаимодействия ребенка с игрушками и окружением. Более того, первые цели по другим функциям речи зависят от того, какие предметы ребенок научился просить. Если он чего-то не просит, то нет нужды включать это в его ранний речевой репертуар.
Как только разговор и игра были объединены с поощрением и стали поощрением сами по себе, ребенок готов учиться тому, что может быть уже не так интересно. На данном этапе цели обучения могут добавляться из обычного списка этапов развития речи.
В жизни каждого ребенка наступает время, когда он уже не может играть так, как хочется, и «командовать» всеми вокруг. На раннем этапе обучения мы хотим, чтобы так и было, потому что мы учим ребенка принципу «я говорю — я получаю», а также развиваем новые схемы игр с помощью минимальных уговоров и вариаций со стороны взрослых «товарищей по играм».
Подобный вид игры иногда создает «монстров просьб», когда ребенок настаивает на том, чтобы все игры, от паззлов до железной дороги, определялись только им самим.
Тем не менее, если мы хотим, чтобы ребенок научился играть с другими детьми, то мы должны помочь ему понять, что он не всегда может «управлять» игрой. Сначала мы учим этому, когда настаиваем на игре по очереди, а потом мы можем расширить это обучение, когда во время своей очереди мы предлагаем новые «идеи» для последующей игры. Например, когда вы стоите башню из кубиков, предлагайте новые «идеи» о том, какие кубики можно использовать. Если «идея» принимается, то ребенка можно научить делать комплимент «товарищу по играм». Если же нет, «ну, что же», в другой раз идея может быть принята с большим энтузиазмом.
На более поздних этапах игра может воссоздавать конкретные социальные ситуации, в которых у ребенка возникают сложности. Например, если ребенок не играет на площадке с другими детьми, то его можно обучать игре в те игрушки, которые подходят для детской площадки. Или же, если у ребенка произошло «столкновение» с другим ребенком, вы можете проиграть проблемную ситуацию, чтобы научить ребенка отвечать иначе в будущем. Проиграйте ситуацию по ролям с помощью кукол и других игрушек.
Основная идея умения играть с ребенком сводится к тому, что игра — это весело! Благодаря осторожному добавлению требований и постоянному поиску и созданию новых ситуаций, которые нравятся ребенку, мы помогаем ему обобщать полученные навыки коммуникации с другими людьми и в других местах.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…