Как преодолеть повышенную тревожность и панику при аутизме?

Автор: Ким Дэвис / Kim Davis
Источник: Indiana Institute on Disability and Community

 

 

Многие из нас, когда испытывают стресс или тревогу, говорят, что нужно «взять себя в руки». Почему мы так говорим? Какие чувства и ощущения в теле мы испытываем? Тревожность вызывает определенные физиологические (тело) и психологические (психика) ощущения, которые всегда сопровождают стресс и тревожность. Педагогам и родителям людей с аутизмом важно знать и понимать, какое влияние тревожность оказывает на тело и разум.

Беллини поясняет: «Тревожность может быть очень инвалидизирующим расстройством, которое часто сопровождается чрезмерным беспокойством, страхом, изоляцией, депрессией, злоупотреблением психоактивными веществами, суицидальными намерениями и другими формами психопатологии». Приступы тревожности и паники могут случиться в любое время, и они влияют как на физиологическое, так и на психологическое состояние человека. Симптомы тревожности могут помешать ученику сидеть на месте, слушать и учиться. Окружающим может казаться, что симптомы появились «ни с того, ни с сего». Однако в реальности это может быть лишь пиковыми проявлениями тревожности, которую человек чувствует уже давно. Некоторые симптомы никак не заметны для окружающих, но это не делает их менее реальными и разрушительными.

Физиологические симптомы тревожности включают:

— Чрезмерную жажду.

— Пищеварительные проблемы.

— Боли в животе.

— Частое мочеиспускание.

— Головные боли.

— Озноб или приливы жара.

— Сильное сердцебиение, боли в груди, учащенный пульс.

— Хроническую усталость.

— Неспособность заснуть.

— Мышечное напряжение.

— Чрезмерную потливость.

— Гипервентиляцию (слишком интенсивное дыхание).

— Мышечные боли.

— Головокружение.

— Расширение зрачков.

— Обострение чувств.

— Повышенное напряжение.

— Дрожь в конечностях.

— Покалывание в конечностях.

— Нарушения в работе почек и печени.

Психологические симптомы (которые другие люди могут воспринимать как негативное поведение) включают:

— Быструю потерю терпения.

— Трудности с концентрацией внимания.

— Навязчивые мысли о наихудшем развитии событий.

— Нарушения сна.

— Депрессию.

— Одержимость одной-единственной темой.

— Навязчивое стремление к однообразным ритуалам и рутине.

— Чрезмерное беспокойство по несущественным поводам.

— Завышенные требования к себе, перфекционизм.

— Постоянный поиск чужого одобрения.

— Восприятие мира как пугающего и нестабильного.

— Двигательную расторможенность.

— Напряжение.

— Раздражительность, злость.

— Плач, скандалы, избегание.

— Страх смерти.

— Страх потери контроля над собой.

— Потребность в побеге.

— Сильные иррациональные страхи.

— Ощущения удушья или кома в горле.

— Вербальную и физическую агрессию.

— Избегание людей, общественных мест или занятий.

— Отказ идти в школу, в летний лагерь, в гости.

— Длительная неспособность успокоиться.

— Крайняя тоска по дому в поездках или других местах.

Эти симптомы могут вызывать очень сильный дискомфорт у любого человека. Представьте, как они будут восприниматься человеком с аутизмом. Как сильное сердцебиение может быть понято человеком, чья инвалидность мешает ему распознавать и понимать собственные эмоции даже в спокойном состоянии? Трудности людей с аутизмом в понимании собственных ощущений и симптомов могут привести к полному краху их повседневной деятельности. Помните, что людям с аутизмом может быть очень трудно передать ощущения, связанные с тревожностью, с помощью слов. Им трудно выразить эмоции и чувства словами. Тем не менее, согласно Тэмпл Грандин: «Основная эмоция при аутизме — это страх».

Что может вызвать тревожность при аутизме?

Каждый из нас ежедневно встречается с ситуациями или обстоятельствами, которые могут вызвать тревожность, например, если вы опаздываете на собеседование из-за пробки или даже просто не понимаете шутки, которая окружающим кажется очень смешной. Хотя эти ситуации не угрожают жизни, способность успокоиться и не волноваться при столкновении с ними зависит от способности увидеть картину в целом, осознать возможные варианты развития событий и не забывать о том, что жизнь все равно продолжается. Однако у людей с аутизмом самые обычные ситуации могут вызвать непропорционально большую тревогу.

Большинство людей могут справиться с повседневными стрессами, не испытывая инвалидизирующей тревожности, но другие, включая людей с аутизмом, страдают от той или иной степени тревожности каждый день. Ситуации, которые вызывают сильную тревожность, зависят от конкретного человека. Какие повседневные стрессы чаще всего вызывают тревожность у людей с аутизмом? Ниже приведены примеры типичных источников стресса дома и в школе, которые предложил доктор Чак Эдингтон в своей презентации «Эмоциональная регуляция и управление тревожностью при аутизме», а также в брошюре «Детские тревожные расстройства» Ассоциации тревожных расстройств Америки:

Неструктурированное время: Периоды времени, которые не имеют конкретных правил и не посвящены определенному занятию, не связаны рамками или границами, могут вызывать очень большие проблемы. Примеры неструктурированного времени:

— Ожидание автобуса.

— Время до и после учебы в школе.

— Переходы в течение дня (из одного места в другое, от человека к человеку, от темы к теме).

— Обеденный перерыв/посещение столовой.

— Перемена в школе.

— Уроки физкультуры.

Учебные ситуации:

— Понимание того, что и когда нужно делать.

— Необходимость разделить задание на отдельные шаги.

— Письмо от руки.

— Чтение.

— Самоорганизация.

— Оценки.

— Ответы у доски.

— Устные ответы в классе.

— Контрольные.

Сенсорные проблемы могут возникнуть практически в любое время и в любом месте. Независимо от того, испытывает человек тревожность или нет, проблемы сенсорной интеграции подрывают способность человека контролировать себя. К сенсорным ситуациям, которые могут вызвать тревожность, относятся:

— Толпы — мероприятия в актовых залах школы, экскурсии, концерты, поход в магазин и так далее.

— Пространство — открытое пространство, множество людей вокруг, слишком яркое освещение, слишком громкие шумы, слишком сильные запахи и так далее.

— Громкие звуки/шум.

— Природные катаклизмы.

— Запахи — в столовой, туалете, от моющих средств, на рынках, запах краски или духов.

— Еда — внешний вид, текстура, вкус, запах, звуки во время еды.

— Стрижка волос.

— Стоматологическое или иное медицинское лечение.

— Душ, ванна (некоторые люди говорят, что прием душа причиняет им боль).

— Одежда — слишком обтягивающая, царапающая.

— Чистка зубов.

Социальные ситуации и так сложны для людей с аутизмом, и даже простое ожидание социального мероприятия может усилить тревожность. Некоторые примеры таких ситуаций включают:

— Неожиданные события — незапланированные социальные контакты.

— Перемены — изменения школьной рутины или семейных планов.

— Приспособление личных интересов к требованиям класса или семьи.

— Посещение общественных мест — концерты, пикники, детские площадки.

— Большие сборища людей — семейные ужины, школьные мероприятия.

— Общение с маленькими детьми (которые могут быть очень непредсказуемыми).

— Необходимость инициировать разговор с другим человеком.

Домашние требования: Каждый день в школе ребенок должен сохранять контроль над собой, слушать и выполнять необходимые действия, потом ему нужно приходить домой и сталкиваться с новыми требованиями, что может усилить тревожность и нервное возбуждение. Тревогу дома могут вызвать такие задачи как:

— Домашние задания.

— Поручения по дому.

— Еда, ванна, приготовление ко сну.

— Сборы в школу.

Многие, казалось бы, безобидные и безопасные ситуации, которые встречаются каждый день, могут восприниматься как угроза человеком с аутизмом. Такая ситуация может пугать и вызывать тревожность или панику.

Педагог Дейв Нельсон, директор общественной школы Декатур в американском штате Джорджия для подростков с аутизмом, отмечает: «Каждый мой ученик без исключения испытывает тревожность ежедневно. Интересно то, насколько разными могут быть проявления их тревожности. Некоторые начинают задавать один и тот же вопрос, другие постоянно перебивают, некоторые убегают и прячутся, другие начинают грубить и вести себя агрессивно. Каждый из них (включая взрослых) демонстрирует свою тревожность по-особенному, начиная от кусания ногтей и заканчивая головными болями и безудержной болтливостью».

Луиза Пейдж, психотерапевт, специализирующийся на аутизме, и мать человека с аутизмом, добавляет: «Вы можете наблюдать как они, например, смотрят на свои стопы, сгибают суставы рук или прижимают руки к ногам. Также их стрессовая реакция «бежать или сражаться» может быть гипертрофированной, и вернуться в относительно спокойное состояние им может быть сложно».

Другие признаки тревожности могут включать ощущение перегрузки, смущение, попытки «говорить» с помощью цитат телевизионных персонажей, рекламных слоганов, предметов или от лица другого человека, попытки забиться в угол, подтягивание коленей к груди, бормотание под нос и так далее. Каждая реакция, связанная с тревожностью, индивидуальна.
Как пишет Пейдж: «Помогать ученикам, страдающим от тревожности, одновременно сложно и интересно, потому что они сами не знают, что чувствуют, у них нет ресурсов, чтобы попытаться справиться со своими чувствами».

Оказание поддержки

Когда вы начнете поддерживать вашего близкого человека с аутизмом, страдающего от тревожности, вы быстро осознаете, что это непростая задача. Возможно, вам придется «копать глубоко» и привлечь все свои ресурсы.

Важно понять, что человек, страдающий от тревожности, будет чувствовать потерю контроля над собой, и он может говорить или делать то, что расстроит вас или других людей. Не принимайте это на свой счет. Очень важно, чтобы человек, которому вы пытаетесь помочь, доверял и верил, что вам действительно не все равно, и что вы постараетесь облегчить его страдания несмотря ни на что. Доверие, забота и терпение — это главные навыки, которые необходимы для облегчения страданий.

Доктор Тони Этвуд предлагает разработать для каждого человека свой уникальный «ящик с инструментами», с помощью которых можно было бы «чинить чувства». Он поясняет, что эмоциональный ящик с инструментами содержит различные приемы, которые ученик с аутизмом может использовать самостоятельно, если он почувствует чрезмерную тревожность или страх. Такие инструменты включают:

Физические инструменты (молоток)

— Физические упражнения: прогулки, пробежки, прыжки на батуте.

— Спорт: баскетбол, танцы.

— Разрушение в мирном русле: помощь в переработке отходов.

— Кусать яблоко.

— Ломать карандаши.

— Бегать.

— Разорвать старую одежду на тряпки.

— Выдавливать сок из апельсинов вручную.

Инструменты релаксации (кисть)

— Время в полном одиночестве.

— Музыка.

— Массаж.

— Чтение.

— Однообразные действия.

— Сон.

— Занятия искусством.

— Мячик для стресса.

Социальные инструменты (двуручная пила)

— Поговорить с членом семьи или другом.

— Поговорить с домашним животным.

— Поделиться своей проблемой.

— Спросить стороннее мнение.

— Найти того, кто поможет изменить настроение.

— Развивать дружеские отношения с другими людьми.

— Помогать другим, например, стать волонтером в той сфере, которая вас интересует.

Мыслительные инструменты (отвертка)

— Позитивный разговор с собой («Я могу оставаться спокойным»).

— Создание серии утверждений, повторение которых помогает успокоиться («В случае необходимости я попрошу о помощи»).

— Сторонний анализ событий с помощью логики (сильная сторона некоторых людей с аутизмом).

— Выполнение задания, которое связано с любимым интересом или областью.

— Релаксирующая визуализация.

Инструменты специальных интересов

— Повторяющиеся и ритуалистичные действия (ограниченные по времени).

— Личные специальные интересы (ограниченные по времени).

Другие инструменты

— Лекарственные препараты

— Ведение дневника настроения.

— Оценка окружающей среды с точки зрения сенсорного мира человека.

— Поощрение самоконтроля с помощью наград/призов.

Виды лечения повышенной тревожности

Множество исследований по лечению тревожных расстройств позволяют подобрать оптимальный метод по лечению тревожности. Важно понять, что у каждого человека с аутизмом приступы повышенной тревожности будут иметь свои проявления. А потому ни один из существующих подходов нельзя считать панацеей. Лучше всего, если поддержкой и лечением человека с аутизмом и тревожностью занимается «команда» разных специалистов и близких, используя разные подходы. Наиболее часто для лечения тревожности предлагаются следующие подходы:

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия очень эффективна. Она построена на обучении пациента распознаванию свой тревожности и изменению тех мыслей, которые ее провоцируют. Основополагающий подход к тревожным расстройствам в рамках этой психотерапии сводится к тому, что тревожность вызывают не столько сами события, сколько наши собственные мысли и интерпретации по их поводу.

Лекарственные препараты

Препараты могут уменьшить тревожность, но не могут полностью избавить от нее. Некоторые препараты против тревожности очень сильнодействующие и у некоторых людей они могут вызвать тяжелые побочные эффекты. Хотя препараты могут облегчить симптомы на какое-то время, очень важно одновременно использовать другие стратегии, включая консультирование и информирование пациента о его состоянии.

При назначении лекарственных препаратов рекомендуется:

— Поговорить с врачом о возможных побочных эффектах.

— Рассказать врачу обо всех безрецептурных препаратах и альтернативных методах лечения, которые вы используете.

— Спросить врача о том, когда и как можно прекратить прием препарата. Очень часто прием препарата нельзя просто прекратить, нужно будет постепенно уменьшать дозу под контролем врача.

— Сотрудничать с врачом, чтобы определить оптимальный препарат и его дозировку.

— Понимать, что препараты эффективны только при регулярном приеме, и что симптомы могут вернуться при прекращении приема препарата.

Диета и физические упражнения

Физические упражнения (танцы, бег, езда на велосипеде, прогулки), а также правильное сбалансированное питание необходимы для эмоционального благополучия. Многие люди сообщают, что интенсивные физические упражнения помогают им уменьшить «обострившиеся» чувства, сопровождающие тревожность. С другой стороны, некоторые продукты питания, например, содержащие кофеин шоколад и кофе, могут спровоцировать панические атаки, поскольку кофеин увеличивает сердцебиение, что напоминает начало панической атаки или сердечного приступа, а это заставляет человека испытывать страх и вызывает настоящую паническую атаку.

Техники релаксации и медитации

Такие техники помогают уменьшить стресс и справиться с панической атакой. Существует множество книг, аудио и видеозаписей по обучению техникам релаксации. По словам доктора Гроден, которая специалириется на помощи при стрессе и тревожных расстройствах среди людей с аутизмом, техники релаксации могут быть эффективны при аутизме. Они считает: «Потребуется немало времени, чтобы человек с аутизмом понял и научился интегрировать релаксацию в свой обычный день. Даже люди, которые требуют большого объема поддержки, могут научиться техникам релаксации. Однако могут потребоваться годы постоянной практики и визуальные подсказки, чтобы человек полностью осознал, что делать, когда его просят расслабиться».

Альтернативная и вспомогательная терапия тревожности

Некоторые люди сообщают, что прием растительных препаратов, витаминов и гомеопатии был для них эффективен сам по себе или в сочетании с другими методами лечения, хотя в этом случае все равно остаются вопросы о том, что эти методы не основаны на научных доказательствах. Некоторые альтернативные методы уменьшения тревожности включают:

— Проигрывание ситуации по ролям.

— Моделирование ситуаций.

— Арт-терапия.

— Песочная терапия.

— Обучение социальным навыкам.

— Занятия, связанные с сильными увлечениями и интересами человека.

— Расслабляющие занятия (плавание, катание на лошадях и так далее).

— Ведение дневника.

— Музыка.

Подобный список может быть бесконечным. В конечном итоге, нужно выбрать тот метод, который помогает именно этому человеку.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Новые

Интеллект при аутизме растет и в детстве, и во взрослом возрасте

Источник: Medical Xpress     Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…

4 years назад

Повторяющееся поведение при аутизме связано с проблемами пищеварения

Источник: Medical Xpress     Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…

4 years назад

Почему многих аутичных девочек игнорируют

Источник: Child Mind Institute     Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…

4 years назад

Руминация — «зацикливание» на негативных мыслях и аутизм

Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre     Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…

4 years назад

Педиатры всех стран, объединяйтесь!

Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…

4 years назад

Все больше «недееспособных» людей с аутизмом теперь могут принимать важные решения

Источник: Disability Scoop     Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…

4 years назад