Многие из нас, когда испытывают стресс или тревогу, говорят, что нужно «взять себя в руки». Почему мы так говорим? Какие чувства и ощущения в теле мы испытываем? Тревожность вызывает определенные физиологические (тело) и психологические (психика) ощущения, которые всегда сопровождают стресс и тревожность. Педагогам и родителям людей с аутизмом важно знать и понимать, какое влияние тревожность оказывает на тело и разум.
Беллини поясняет: «Тревожность может быть очень инвалидизирующим расстройством, которое часто сопровождается чрезмерным беспокойством, страхом, изоляцией, депрессией, злоупотреблением психоактивными веществами, суицидальными намерениями и другими формами психопатологии». Приступы тревожности и паники могут случиться в любое время, и они влияют как на физиологическое, так и на психологическое состояние человека. Симптомы тревожности могут помешать ученику сидеть на месте, слушать и учиться. Окружающим может казаться, что симптомы появились «ни с того, ни с сего». Однако в реальности это может быть лишь пиковыми проявлениями тревожности, которую человек чувствует уже давно. Некоторые симптомы никак не заметны для окружающих, но это не делает их менее реальными и разрушительными.
Физиологические симптомы тревожности включают:
— Чрезмерную жажду.
— Пищеварительные проблемы.
— Боли в животе.
— Частое мочеиспускание.
— Головные боли.
— Озноб или приливы жара.
— Сильное сердцебиение, боли в груди, учащенный пульс.
— Хроническую усталость.
— Неспособность заснуть.
— Мышечное напряжение.
— Чрезмерную потливость.
— Гипервентиляцию (слишком интенсивное дыхание).
— Мышечные боли.
— Головокружение.
— Расширение зрачков.
— Обострение чувств.
— Повышенное напряжение.
— Дрожь в конечностях.
— Покалывание в конечностях.
— Нарушения в работе почек и печени.
Психологические симптомы (которые другие люди могут воспринимать как негативное поведение) включают:
— Быструю потерю терпения.
— Трудности с концентрацией внимания.
— Навязчивые мысли о наихудшем развитии событий.
— Нарушения сна.
— Депрессию.
— Одержимость одной-единственной темой.
— Навязчивое стремление к однообразным ритуалам и рутине.
— Чрезмерное беспокойство по несущественным поводам.
— Завышенные требования к себе, перфекционизм.
— Постоянный поиск чужого одобрения.
— Восприятие мира как пугающего и нестабильного.
— Двигательную расторможенность.
— Напряжение.
— Раздражительность, злость.
— Плач, скандалы, избегание.
— Страх смерти.
— Страх потери контроля над собой.
— Потребность в побеге.
— Сильные иррациональные страхи.
— Ощущения удушья или кома в горле.
— Вербальную и физическую агрессию.
— Избегание людей, общественных мест или занятий.
— Отказ идти в школу, в летний лагерь, в гости.
— Длительная неспособность успокоиться.
— Крайняя тоска по дому в поездках или других местах.
Эти симптомы могут вызывать очень сильный дискомфорт у любого человека. Представьте, как они будут восприниматься человеком с аутизмом. Как сильное сердцебиение может быть понято человеком, чья инвалидность мешает ему распознавать и понимать собственные эмоции даже в спокойном состоянии? Трудности людей с аутизмом в понимании собственных ощущений и симптомов могут привести к полному краху их повседневной деятельности. Помните, что людям с аутизмом может быть очень трудно передать ощущения, связанные с тревожностью, с помощью слов. Им трудно выразить эмоции и чувства словами. Тем не менее, согласно Тэмпл Грандин: «Основная эмоция при аутизме — это страх».
Каждый из нас ежедневно встречается с ситуациями или обстоятельствами, которые могут вызвать тревожность, например, если вы опаздываете на собеседование из-за пробки или даже просто не понимаете шутки, которая окружающим кажется очень смешной. Хотя эти ситуации не угрожают жизни, способность успокоиться и не волноваться при столкновении с ними зависит от способности увидеть картину в целом, осознать возможные варианты развития событий и не забывать о том, что жизнь все равно продолжается. Однако у людей с аутизмом самые обычные ситуации могут вызвать непропорционально большую тревогу.
Большинство людей могут справиться с повседневными стрессами, не испытывая инвалидизирующей тревожности, но другие, включая людей с аутизмом, страдают от той или иной степени тревожности каждый день. Ситуации, которые вызывают сильную тревожность, зависят от конкретного человека. Какие повседневные стрессы чаще всего вызывают тревожность у людей с аутизмом? Ниже приведены примеры типичных источников стресса дома и в школе, которые предложил доктор Чак Эдингтон в своей презентации «Эмоциональная регуляция и управление тревожностью при аутизме», а также в брошюре «Детские тревожные расстройства» Ассоциации тревожных расстройств Америки:
Неструктурированное время: Периоды времени, которые не имеют конкретных правил и не посвящены определенному занятию, не связаны рамками или границами, могут вызывать очень большие проблемы. Примеры неструктурированного времени:
— Ожидание автобуса.
— Время до и после учебы в школе.
— Переходы в течение дня (из одного места в другое, от человека к человеку, от темы к теме).
— Обеденный перерыв/посещение столовой.
— Перемена в школе.
— Уроки физкультуры.
Учебные ситуации:
— Понимание того, что и когда нужно делать.
— Необходимость разделить задание на отдельные шаги.
— Письмо от руки.
— Чтение.
— Самоорганизация.
— Оценки.
— Ответы у доски.
— Устные ответы в классе.
— Контрольные.
Сенсорные проблемы могут возникнуть практически в любое время и в любом месте. Независимо от того, испытывает человек тревожность или нет, проблемы сенсорной интеграции подрывают способность человека контролировать себя. К сенсорным ситуациям, которые могут вызвать тревожность, относятся:
— Толпы — мероприятия в актовых залах школы, экскурсии, концерты, поход в магазин и так далее.
— Пространство — открытое пространство, множество людей вокруг, слишком яркое освещение, слишком громкие шумы, слишком сильные запахи и так далее.
— Громкие звуки/шум.
— Природные катаклизмы.
— Запахи — в столовой, туалете, от моющих средств, на рынках, запах краски или духов.
— Еда — внешний вид, текстура, вкус, запах, звуки во время еды.
— Стрижка волос.
— Стоматологическое или иное медицинское лечение.
— Душ, ванна (некоторые люди говорят, что прием душа причиняет им боль).
— Одежда — слишком обтягивающая, царапающая.
— Чистка зубов.
Социальные ситуации и так сложны для людей с аутизмом, и даже простое ожидание социального мероприятия может усилить тревожность. Некоторые примеры таких ситуаций включают:
— Неожиданные события — незапланированные социальные контакты.
— Перемены — изменения школьной рутины или семейных планов.
— Приспособление личных интересов к требованиям класса или семьи.
— Посещение общественных мест — концерты, пикники, детские площадки.
— Большие сборища людей — семейные ужины, школьные мероприятия.
— Общение с маленькими детьми (которые могут быть очень непредсказуемыми).
— Необходимость инициировать разговор с другим человеком.
Домашние требования: Каждый день в школе ребенок должен сохранять контроль над собой, слушать и выполнять необходимые действия, потом ему нужно приходить домой и сталкиваться с новыми требованиями, что может усилить тревожность и нервное возбуждение. Тревогу дома могут вызвать такие задачи как:
— Домашние задания.
— Поручения по дому.
— Еда, ванна, приготовление ко сну.
— Сборы в школу.
Многие, казалось бы, безобидные и безопасные ситуации, которые встречаются каждый день, могут восприниматься как угроза человеком с аутизмом. Такая ситуация может пугать и вызывать тревожность или панику.
Педагог Дейв Нельсон, директор общественной школы Декатур в американском штате Джорджия для подростков с аутизмом, отмечает: «Каждый мой ученик без исключения испытывает тревожность ежедневно. Интересно то, насколько разными могут быть проявления их тревожности. Некоторые начинают задавать один и тот же вопрос, другие постоянно перебивают, некоторые убегают и прячутся, другие начинают грубить и вести себя агрессивно. Каждый из них (включая взрослых) демонстрирует свою тревожность по-особенному, начиная от кусания ногтей и заканчивая головными болями и безудержной болтливостью».
Луиза Пейдж, психотерапевт, специализирующийся на аутизме, и мать человека с аутизмом, добавляет: «Вы можете наблюдать как они, например, смотрят на свои стопы, сгибают суставы рук или прижимают руки к ногам. Также их стрессовая реакция «бежать или сражаться» может быть гипертрофированной, и вернуться в относительно спокойное состояние им может быть сложно».
Другие признаки тревожности могут включать ощущение перегрузки, смущение, попытки «говорить» с помощью цитат телевизионных персонажей, рекламных слоганов, предметов или от лица другого человека, попытки забиться в угол, подтягивание коленей к груди, бормотание под нос и так далее. Каждая реакция, связанная с тревожностью, индивидуальна.
Как пишет Пейдж: «Помогать ученикам, страдающим от тревожности, одновременно сложно и интересно, потому что они сами не знают, что чувствуют, у них нет ресурсов, чтобы попытаться справиться со своими чувствами».
Когда вы начнете поддерживать вашего близкого человека с аутизмом, страдающего от тревожности, вы быстро осознаете, что это непростая задача. Возможно, вам придется «копать глубоко» и привлечь все свои ресурсы.
Важно понять, что человек, страдающий от тревожности, будет чувствовать потерю контроля над собой, и он может говорить или делать то, что расстроит вас или других людей. Не принимайте это на свой счет. Очень важно, чтобы человек, которому вы пытаетесь помочь, доверял и верил, что вам действительно не все равно, и что вы постараетесь облегчить его страдания несмотря ни на что. Доверие, забота и терпение — это главные навыки, которые необходимы для облегчения страданий.
Доктор Тони Этвуд предлагает разработать для каждого человека свой уникальный «ящик с инструментами», с помощью которых можно было бы «чинить чувства». Он поясняет, что эмоциональный ящик с инструментами содержит различные приемы, которые ученик с аутизмом может использовать самостоятельно, если он почувствует чрезмерную тревожность или страх. Такие инструменты включают:
Физические инструменты (молоток)
— Физические упражнения: прогулки, пробежки, прыжки на батуте.
— Спорт: баскетбол, танцы.
— Разрушение в мирном русле: помощь в переработке отходов.
— Кусать яблоко.
— Ломать карандаши.
— Бегать.
— Разорвать старую одежду на тряпки.
— Выдавливать сок из апельсинов вручную.
Инструменты релаксации (кисть)
— Время в полном одиночестве.
— Музыка.
— Массаж.
— Чтение.
— Однообразные действия.
— Сон.
— Занятия искусством.
— Мячик для стресса.
Социальные инструменты (двуручная пила)
— Поговорить с членом семьи или другом.
— Поговорить с домашним животным.
— Поделиться своей проблемой.
— Спросить стороннее мнение.
— Найти того, кто поможет изменить настроение.
— Развивать дружеские отношения с другими людьми.
— Помогать другим, например, стать волонтером в той сфере, которая вас интересует.
Мыслительные инструменты (отвертка)
— Позитивный разговор с собой («Я могу оставаться спокойным»).
— Создание серии утверждений, повторение которых помогает успокоиться («В случае необходимости я попрошу о помощи»).
— Сторонний анализ событий с помощью логики (сильная сторона некоторых людей с аутизмом).
— Выполнение задания, которое связано с любимым интересом или областью.
— Релаксирующая визуализация.
Инструменты специальных интересов
— Повторяющиеся и ритуалистичные действия (ограниченные по времени).
— Личные специальные интересы (ограниченные по времени).
Другие инструменты
— Лекарственные препараты
— Ведение дневника настроения.
— Оценка окружающей среды с точки зрения сенсорного мира человека.
— Поощрение самоконтроля с помощью наград/призов.
Множество исследований по лечению тревожных расстройств позволяют подобрать оптимальный метод по лечению тревожности. Важно понять, что у каждого человека с аутизмом приступы повышенной тревожности будут иметь свои проявления. А потому ни один из существующих подходов нельзя считать панацеей. Лучше всего, если поддержкой и лечением человека с аутизмом и тревожностью занимается «команда» разных специалистов и близких, используя разные подходы. Наиболее часто для лечения тревожности предлагаются следующие подходы:
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Когнитивно-поведенческая психотерапия очень эффективна. Она построена на обучении пациента распознаванию свой тревожности и изменению тех мыслей, которые ее провоцируют. Основополагающий подход к тревожным расстройствам в рамках этой психотерапии сводится к тому, что тревожность вызывают не столько сами события, сколько наши собственные мысли и интерпретации по их поводу.
Лекарственные препараты
Препараты могут уменьшить тревожность, но не могут полностью избавить от нее. Некоторые препараты против тревожности очень сильнодействующие и у некоторых людей они могут вызвать тяжелые побочные эффекты. Хотя препараты могут облегчить симптомы на какое-то время, очень важно одновременно использовать другие стратегии, включая консультирование и информирование пациента о его состоянии.
При назначении лекарственных препаратов рекомендуется:
— Поговорить с врачом о возможных побочных эффектах.
— Рассказать врачу обо всех безрецептурных препаратах и альтернативных методах лечения, которые вы используете.
— Спросить врача о том, когда и как можно прекратить прием препарата. Очень часто прием препарата нельзя просто прекратить, нужно будет постепенно уменьшать дозу под контролем врача.
— Сотрудничать с врачом, чтобы определить оптимальный препарат и его дозировку.
— Понимать, что препараты эффективны только при регулярном приеме, и что симптомы могут вернуться при прекращении приема препарата.
Диета и физические упражнения
Физические упражнения (танцы, бег, езда на велосипеде, прогулки), а также правильное сбалансированное питание необходимы для эмоционального благополучия. Многие люди сообщают, что интенсивные физические упражнения помогают им уменьшить «обострившиеся» чувства, сопровождающие тревожность. С другой стороны, некоторые продукты питания, например, содержащие кофеин шоколад и кофе, могут спровоцировать панические атаки, поскольку кофеин увеличивает сердцебиение, что напоминает начало панической атаки или сердечного приступа, а это заставляет человека испытывать страх и вызывает настоящую паническую атаку.
Техники релаксации и медитации
Такие техники помогают уменьшить стресс и справиться с панической атакой. Существует множество книг, аудио и видеозаписей по обучению техникам релаксации. По словам доктора Гроден, которая специалириется на помощи при стрессе и тревожных расстройствах среди людей с аутизмом, техники релаксации могут быть эффективны при аутизме. Они считает: «Потребуется немало времени, чтобы человек с аутизмом понял и научился интегрировать релаксацию в свой обычный день. Даже люди, которые требуют большого объема поддержки, могут научиться техникам релаксации. Однако могут потребоваться годы постоянной практики и визуальные подсказки, чтобы человек полностью осознал, что делать, когда его просят расслабиться».
Альтернативная и вспомогательная терапия тревожности
Некоторые люди сообщают, что прием растительных препаратов, витаминов и гомеопатии был для них эффективен сам по себе или в сочетании с другими методами лечения, хотя в этом случае все равно остаются вопросы о том, что эти методы не основаны на научных доказательствах. Некоторые альтернативные методы уменьшения тревожности включают:
— Проигрывание ситуации по ролям.
— Моделирование ситуаций.
— Арт-терапия.
— Песочная терапия.
— Обучение социальным навыкам.
— Занятия, связанные с сильными увлечениями и интересами человека.
— Расслабляющие занятия (плавание, катание на лошадях и так далее).
— Ведение дневника.
— Музыка.
Подобный список может быть бесконечным. В конечном итоге, нужно выбрать тот метод, который помогает именно этому человеку.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…