За годы работы я встречала очень многих учеников, которые расстраивались, что у них «аутизм», «синдром Аспергера» или «СДВГ», но даже если они могли произнести эти термины вслух, они не совсем понимали, в чем именно состоят их трудности.
Я также наблюдала за многими взрослыми, которые говорили своим ученикам, что причина, по которой у них возникают трудности в социализации и обучении, в том, что у них аутизм, синдром Аспергера или СДВГ. Мне кажется, это весьма абстрактный способ объяснить ребенку с ограниченным абстрактным мышлением причину его проблем с обучением.
Кроме того, я видела, как многие из наших самых способных учеников, которые не шли в ногу с ровесниками в социальном плане, использовали эти ярлыки в качестве отговорки для отлынивания от учебы или изучения нового. Они рассматривали свой диагноз-ярлык в качестве причины для того, чтобы больше не учиться.
Меня очень вдохновили работы тех, кто предлагал объяснять детям их трудности через идею о том, что у каждого из нас есть сильные и слабые стороны в зависимости от многочисленных особенностей нашего мозга (книги доктора Мел Левин и Говарда Гарднера).
Урок, который я разработала, посвящен тому, как обучить наших учеников и взрослых лучше понимать их социальные и учебные трудности в контексте всех их возможностей, а также превратить свои сильные стороны в стратегии по преодолению своих проблем.
Я проводила этот урок со своими учениками от 8 лет и старше. Урок очень прост. Чтобы сэкономить время на объяснении процесса, посмотрите на следующий график:
Вот несколько базовых вещей, которые я делаю, когда разрабатываю такой график с учеником:
1. Каждый график построен индивидуально для человека, для которого он разрабатывается. Он не показывает реальные тестовые баллы по различным областям знаний. Он показывает, как сам ученик оценивает свои сильные и слабые стороны. Поэтому вы можете создавать любые категории, какие только хотите.
2. Определите, что включить в график, выделив время на разговор с учеником и выслушав, чем он любит заниматься, и что, по его мнению, получается у него хорошо.
3. Всегда начинайте график с сильных сторон. Хорошо, когда есть много сильных сторон, воспринимаемых учеником. Повторюсь, сильные стороны — это не только список учебных задач. Если кто-то говорит, что он хорош в какой-то определенной компьютерной игре или в Лего, то мы записываем это как одну из категорий.
4. Также важно выделить области, с которыми, по мнению ученика, он справляется нормально — не хорошо и не плохо. В этой области ученик идет вровень со среднестатистическими людьми. С детьми для этого можно использовать следующие фразы:
А) «Для начала скажи мне, что, как ты думаешь, получается у тебя лучше, чем у остальных знакомых тебе детей».
Б) После того как вы записали 3-5 пунктов, продолжите: «А теперь назови мне то, с чем ты справляешься нормально, так же как и все остальные».
В) «Теперь назови то, с чем твоему мозгу трудно справляться. Вещи, которые, как ты заметил, другим людям даются легче, чем тебе».
5. Если ученик не привык думать о том, как он справляется с чем-то по сравнению с другими, мы переключимся на анализ того, что мы думаем об окружающих людях. На этом этапе я прошу ученика сказать мне:
А) Кто много болтает у вас в классе?
Б) Кто обычно не делает домашние задания?
В) У кого хорошо с математикой?
Г) Кто очень дружелюбный?
Д) Кто обижает других?
Проводя такой разговор с учеником, вы помогаете ему увидеть, что он в курсе сильных и слабых сторон других людей. Это часто помогает ему осознать собственные возможности в перспективе.
6. Если ученик не может ничего придумать, я предлагаю ему идеи, основанные на предыдущем общении с ним. В конце концов, я делаю это, чтобы помочь ему рассмотреть свои учебные трудности в широком контексте. Скорее всего, ученику будет непросто свободно говорить о том, с чем он справляется не очень хорошо, так как люди обычно об этом не говорят. Я предлагаю рассмотреть несколько идей:
А) Как ты справляешься с записью своих домашних заданий и их выполнением?
Б) Как у тебя обстоит дело с написанием небольших текстов и докладов? (Написание коротких письменных ответов может быть сильной стороной, тогда как написание более длинных текстов может быть слабой).
В) Хорошо ли ты понимаешь то, о чем читаешь?
Г) Как у тебя получается играть с другими детьми?
Д) Легко ли тебе присоединиться к группе других детей?
Е) Получается ли у тебя разговаривать с другими детьми?
Ж) Или мы можем просто сказать: «твои социальные навыки».
Я никогда не спрашиваю их так много об их слабостях, я выбираю какую-то одну идею, основанную на том, что я знаю о проблемах этого ученика. На этом этапе ученики обычно хотят записать эти пункты в слабые стороны, если сравнивать их с другими.
7. Что делать, если ученики указывают свои слабости, которые воспринимают как сильные стороны?
Часто сперва я записываю это как сильную сторону, а затем мы обсуждаем ее в контексте других сильных сторон, и, скорее всего, клиент меняет свое мнение и говорит, что этой позиции нужно присвоить более низкий балл по шкале. Однако временами у меня есть ученики, которые боятся записывать что-то в слабые стороны, и я уверяю их, что слабости есть у всех, включая меня саму — человека, который выполняет с ними задание. Если это необходимо, я могу сделать график своих собственных слабостей и сильных сторон, чтобы они видели, что тот, кто руководит ими, признает свои слабости. В редких случаях я говорила ученику: «Вообще-то, это область, в которой ты не слишком хорош, поэтому ты сегодня и здесь». И затем я понижаю эту позицию по шкале по сравнению с другими указанными областями. Я продолжаю объяснять, что это ожидаемо и нормально иметь трудности в учебе.
8. Если вы знакомы с теорией социального мышления, то вы также можете объяснить, как их учебные трудности, основанные на социальных навыках (самоорганизция, выражение мыслей на письме, социальные отношения, понимание прочитанного и т. д.), связаны между собой. Создание такой связи с учениками помогает им увидеть, что у них не так уж и много слабостей. Скорее есть один слабый корень, который ведет к разным видам слабых сторон. Для более подробной информации по этому поводу читайте о модели социального познания ILAUGH в книге «Наизнанку: почему люди с дефицитом социального познания не понимают самых простых вещей?» (Inside Out: What Makes Persons with Social Cognitive Deficits Tick?).
9. Вы увидите, что ученики достаточно честны с вами. Часто просто удивительно, насколько они горят желанием обсуждать с вами свои сильные и слабые стороны в таком формате. Если их сильные стороны — языковые навыки и изучение новых фактов, тогда мы можем сказать, что они могут использовать эти способности, чтобы узнать больше информации о тех областях, которые даются им труднее.
10. Когда график заполнен, я объясняю, что значит иметь трудности в обучении. Это значит, что у тебя есть относительные учебные трудности по сравнению с сильными сторонами или даже теми областями, с которыми ты справляешься нормально. Поразительно, что многие ученики не понимают, что такое учебные трудности и различия, поэтому они реагируют на свои слабости скорее с гневом. Им не хватает понимания того, что можно использовать какие-то свои сильные стороны в учебе, чтобы помочь себе подтянуться в проблемных областях. Используя эту шкалу, я довольно успешно работала с подобным гневом.
11. Вы заметите, что ваши ученики/взрослые клиенты с большей готовностью обсуждают, как они учатся, что хорошо у них получается, а в чем им не хватает сообразительности, по сравнению с обычным разговором о том, что у них аутизм, синдром Аспергера, СДВГ и т.д.
12. Затем мы обсуждаем отдельные пункты, над которыми можно поработать, чтобы привести области своих слабостей к более высокому баллу по шкале. Я также объясняю, что та область, в которой они несильны, вероятно, никогда не достигнет таких же высоких результатов, как и те пункты, которые сами по себе даются им хорошо. Тем не менее, они смогут улучшить свои показатели, если будут работать над проблемами.
13. Вы также увидите что, заполнив график с некоторыми учениками, вы будете возвращаться к нему время от времени. График также полезен в объяснении родителям/опекунам, что наши «ярлыки» действительно значат, когда речь идет об обучении.
14. Замечание о стиле разговора. Объяснение «Твой мозг затрудняет для тебя эту задачу» также помогает многим ученикам понять свои трудности в общем контексте. Удостоверьтесь, что вы отмечаете, с чем их мозг легко справляется.
15. И самое последнее замечание. Педагогическое искусство очень важно в этих уроках. Оставайтесь на уровне ученика в эмоциональном плане в течение урока. Потратьте достаточно времени на разговоры о том, в чем он хорош и достаточно хорош, прежде чем заговаривать о его слабостях и затем сосредоточиться на них. Помните, что наши ученики часто действительно талантливы, когда мы не требуем от них участия в социальных ситуациях. Как можно чаще хвалите их за то, что у них хорошо получается, и это даст им силы обсуждать то, что выходит у них хуже.
Источник: Medical Xpress Новое исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале «Journal of the American Academy of…
Источник: Medical Xpress Исследование, проведенное учеными из Университета штата Огайо, США, показало, что, вероятно, существует связь между аутизмом,…
Источник: Child Mind Institute Аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Согласно данным Центра по контролю…
Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie Источник: Autism Awareness Centre Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой,…
Американская академия педиатрии выпустила обновленный клинический отчет «Выявление, оценка и коррекция нарушений у детей с расстройством аутистического спектра». Почему этот…
Источник: Disability Scoop Тайлер Боржас теперь может голосовать, купить дом или путешествовать, когда захочет. Это произошло потому, что…