08.11.20

Вопрос-ответ. Как помочь детям с аутизмом понимать свою тревожность

Учительница аутичных детей о нескольких методиках, помогающих ребенку определить тревожность и получить помощь

Источник: Autism Classroom News
Автор: Кристин Рив / Christine Reeve

 

 

Вы знаете, что почти 40% людей в спектре аутизма страдают от какой-то формы повышенной тревожности? Для населения в целом этот уровень составляет от 2,2% до 20% в зависимости от типа оценки и возраста. Мы уже очень давно знаем, что люди с аутизмом с большой вероятностью имеют депрессию и тревожные расстройства.

Кроме того, если вы работаете с детьми с эмоционально-поведенческими нарушениями, тревожность очень часто принимает неожиданные формы. Мы с большой вероятностью заподозрим тревожность, если в ответ на свои страхи ребенок замыкается в себе и избегает контакта. Но если дети становятся агрессивными или грубыми, чтобы справиться с тревожностью, мы можем и не подозревать, в чем причина. Однако у многих таких детей есть какая-то форма тревожного расстройства.

Как может выглядеть тревожность

Иногда тревожность имеет конкретную причину, например, страх громких звуков. В других случаях ребенок не может определить или назвать конкретную причину своего страха, он просто его ощущает.

Во многих случаях такие чувства могут выглядеть как «истерика» и поведенческие проблемы. Задачи, с которыми обычно ребенок без труда справляется, внезапно вызывают крики, слезы или агрессию из-за высокого уровня тревожности.

Может ли тревожность вызывать проблемное поведение?

Тревожность может вызывать проблемное поведение в некоторых ситуациях. Например, если у ребенка есть обсессивно-компульсивное расстройство, и вы помешали ему выполнить навязчивый ритуал, это может привести к поведенческой вспышке.

Гораздо чаще тревожность скорее повышает вероятность, что ситуация приведет к поведенческим проблемам. Она не является непосредственной причиной поведения, она просто повышает вероятность, что то или иное событие спровоцирует проблемное поведение. Очень часто это объясняет, почему некоторые дети прекрасно себя справляются с ситуацией в один день, но не в другой – их тревожность была повышенной.

Нашим ученикам может быть чрезвычайно сложно справляться с тревожностью. Представьте стакан воды. Если вода доходит до самого края, она может перелиться. Это тот момент, когда начинаются поведенческие проблемы. Первый шаг для того, чтобы стакан не переполнился – это научить ребенка определять мысли и чувства, связанные с тревожностью. Эта статья посвящена тому, как помочь ребенку это сделать.

Как тревожность влияет на поведение?

Важно помнить, что тревожность растет с течением времени, и различные мелочи могут усиливать ее до тех пор, пока с ней уже невозможно справиться.

Думайте о тревожности как о стакане воды. Возможно, поначалу стакан наполовину полон. По мере различных событий (учебные требования, социальные требования, сенсорные стимулы в окружающей среде), вода (тревожность) добавляется. Когда воды станет слишком много, то вода переливается через край. В этот момент происходит истерика в ответ на «последнюю каплю», которая кажется сущим пустяком. Например, представьте, что у вас был очень тяжелый день на работе, и дома вы заплакали из-за разбитой тарелки.

Если стакан воды изначально почти полон (то есть, тревожность постоянно повышена)… вода перельется через край гораздо быстрее. Бывают дни, когда стакан изначально почти полон, и серьезное поведение начинается из-за незначительных событий.

Определение тревожности в текущий момент

Одна из главных проблем в управлении тревожностью – это определение того, что тревожность является проблемой. Ребенку сложно распознать, что он чувствует. Если к этому добавляются коммуникативные проблемы в связи с аутизмом, то ему также сложно сообщить другим о том, что он испытывает тревожность. А если добавить к этому стресс от ситуаций, которые увеличивают тревожность, то определение собственной тревожности становится еще сложнее.

Методы, помогающие ребенку определить собственную тревожность

Если вы хотите уменьшить тревожность ребенка и предотвратить проблемное поведение, то первая стратегия – помочь ребенку понять собственные чувства. Есть несколько стратегий, которые могут помочь детям понять, что они испытывают тревожность, для этого первого шага.

1. Метод «Невероятная пятибалльная шкала»

Один из лучших инструментов, которые я только знаю, и который помогает детям определить свой стресс и эмоции и сообщить о них – это «Невероятная пятибалльная шкала». Эта шкала была разработана Кари Данн Барон. Ее смысл в том, что человек оценивает свою тревожность (злость, стресс, громкость голоса и так далее) как число от 1 до 5. В случае тревожности 1 – это полное спокойствие, а 5 – это потеря контроля над собой.

Подробнее о том, как пользоваться пятибалльной шкалой, вы можете прочитать по ссылкам: «Руководство по использованию пятибалльной шкалы», «Аутичная женщина о пользе пятибалльной шкалы».

Некоторые особенности этого метода делают его особенно полезным для работы с тревожностью:
– Оценить свое самочувствие с помощью шкалы очень просто, гораздо проще, чем описывать состояние с помощью различных слов. Проще сказать «Я чувствую себя на 4», чем объяснять свою тревожность.

– Вы можете связывать числа со стратегиями для уменьшения тревожности. Например, «если я чувствую себя на 3, я могу сделать 3 глубоких вдоха и выдоха».

– Вы можете использовать шкалу, чтобы понять, помогают ли те или иные техники уменьшить тревожность ребенка.

– «Невероятная 5-балльная шкала» очень хорошо подходит детям с аутизмом и другими нарушениями развития, потому что она является визуальным и наглядным инструментом. Этим детям чаще проще сообщить о своих чувствах, указывая на цифру на шкале, а не словами.

Внешний вид шкалы зависит от особенностей ребенка и ваших целей. Ниже на рисунке слева находится «классическая» шкала, где около каждой цифры ребенок написал, что он чувствует на этой отметке и (в колонке справа), что он может делать, когда чувствует себя таким образом. Помимо большой шкалы вы можете сделать маленькую шкалу из 5 цифр (вариант шкалы в центре), которую ребенок всегда может носить с собой и использовать, чтобы сообщить вам о своем состоянии. Вы даже можете сделать большую шкалу для всего класса (на рисунке справа), чтобы ученики ежедневно отмечали на ней свое самочувствие.

Ребенок работает над шкалой вместе со взрослым и учится определять свою тревожность и связывать ее с числом на шкале. Это визуальный инструмент, на котором вы можете написать чувства и физические ощущения, связанные с разной степенью тревожности, и стратегии для уменьшения тревожности, чтобы ребенку было проще их не забыть.

2. Отражающее слушание

Интерпретируйте стрессовое поведение для ребенка, когда вы наблюдаете признаки роста тревожности. Например: «Вокруг слишком много людей, и ты чувствуешь напряжение». Если вы уже начали пользоваться пятибалльной шкалой, вы можете сказать: «Я вижу, что ты поднял плечи к ушам, похоже, ты чувствуешь себя на 3». Это поможет ребенку лучше осознавать свои чувства.

3. Параллельная речь в естественных ситуациях

Вы можете привлекать внимание ребенка к выражениям лица и языку тела (у себя и других людей). Например: «Томми споткнулся и упал, ему больно. Он плачет. Иногда люди плачут, когда им больно или страшно». Или, для ребенка более старшего возраста: «Мне кажется, Джим очень нервничает из-за того, что нужно выступать перед всем классом. Видишь, он начал потеть и не может стоять на месте спокойно!». Вы также можете спрашивать ровесников ребенка о том, что они чувствуют, чтобы они смогли стать моделями для него.

4. Моделируйте чувства и эмоции

Наконец, вы можете подчеркивать, что вы сами чувствуете, преувеличивая свое выражение лица и проговаривая свои эмоции и тревожность. Когда-то я работала с учеником, который начинал паниковать и доходил до истерики, если совершал ошибку. Он стирал бумагу ластиком до дырок, чтобы избавиться от ошибки. Если ошибок было много или бумага рвалась, он начинал разбрасывать вещи.

Для этого ребенка мы моделировали, как мы сами совершаем ошибки. Например, «Ой! Я ошиблась! Я забыла взять свой обед! Я так расстроена!» или «О нет, я неправильно написала слово на бумаге! Постараюсь сохранять спокойствие и попробую снова». Роль модели также могут исполнять ровесники, помогая ребенку лучше понимать, когда он сам испытывает стресс.

Разумеется, определение собственной тревожности – это только первый шаг. В дальнейшем мы поговорим о том, какие стратегии могут уменьшить тревожность.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».